Александр АДАМСКИЙ
Прошлым летом
Считается, что летом школьные люди
отдыхают: уходят в отпуск, едут к морю или на дачу.
Но с кем ни поговоришь – почти никто не отдыхал.
Директора в основном ремонтируют школы, у
начальников управления – безумная нагрузка
из-за эксперимента по единому экзамену, у других
проверка за проверкой: то прокуратура решила
проверить, исполняется ли Закон "Об
образовании", то КРУ или налоговая. При этом
всем понятно, что закон не исполняется, а для
силовиков школа – идеальный объект для проверки:
и нарушения точно есть, потому что вся финансовая
система образования – теневая, и неприятностей
можно не опасаться, не бандиты ведь и не олигархи.
Чем ответят?
Сейчас уже и пресса не защитит школу – наоборот,
охотнее напишут, что министр, ректор или директор
нецелево истратил деньги, или вместо закупки
мела и тряпок построил зимний сад, или провел
семинар для учителей.
А в моем любимом Красноярске снова выборы и всех
директоров и управленцев пытаются строить под
того или другого претендента. При этом директора
научились и для школы выгоду получать – кто
спортзал подремонтирует, кто новую технику
закупит на пожертвования претендентов.
В Омской области продолжается борьба за
Нововаршавский сельский университет: если
министерство не даст своих гарантий ректорам,
которые "вскладчину" содержат Межвузовский
центр в Нововаршавке, эксперимент может
погибнуть.
Самарская область наконец получила распоряжение
правительства, разрешающее эксперимент по
образовательным округам. Это большое достижение
– теперь самарская модель может развиваться
более эффективно, и для продвижения новых
региональных систем управления это имеет
огромное значение.
Кубань не может оправиться от стихийных
бедствий. В краснодарской школе № 25 смерч
выдернул с корнем все тополя во дворе, и директор
Борис Бурняшов вывез 25 камазов мусора,
ликвидируя последствия этого нападения.
Президент В. Путин отправил министра образования
В. Филиппова в Краснодарский край для помощи
местным властям в восстановлении школ. Серьезный
знак: значит, сами не справляются? Зная
энергичный характер руководства кубанского
образования, в это трудно поверить: скорее всего,
президент хочет знать информацию из первых рук
или у С.Шойгу до школ руки не доходят. Во всяком
случае впервые за много лет глава государства
направляет руководителя образовательного
ведомства лично готовить регион к началу
учебного года. Прямо как в фильме "Чапаев":
где должен быть командир?
Кроме того, президент выделил из резервного
фонда деньги для точечной поддержки интернатов и
школ. Это очень важный факт: помимо федеральных
целевых программ, которые из-за своей
масштабности оказываются перегружены
бюрократическими ограничениями, появилась более
гибкая и эффективная система точечной поддержки
образования. Важно теперь, чтобы анализ
эффективности трат этих денег не превратился в
традиционную фискальную проверку.
А тем временем полным ходом идет разработка
стандартов. Драматичность процесса в том, что
этим летом вместо анемичной и беспомощной
Академии образования за дело взялись энергичные
и знающие свое дело специалисты, тоже академики,
но стоящие в оппозиции нынешнему ее руководству.
Проведя титаническую работу, они довели проект
стандартов до совершенства.
Это как если бы сегодня предложили конкурс на
лучшую модель паровоза и вдруг оказалось, что его
выиграли не машинисты и кочегары, а специалисты
по термодинамике и квантовой физике. Которые,
впрочем, могли бы создать и другую машину,
посовременнее, но конкурс-то был объявлен на
паровоз! И они решили, что уж лучше они сами
сделают, чем кочегары и кондукторы.
Это довольно сложная нравственная проблема: если
я вижу, что все движется в неправильном
направлении, но неумолимо движется, – что делать?
Бороться, понимая, что ни к чему не приведет твоя
борьба? Идти не в ногу, когда все уже на марше?
Или постараться положить свой талант и знания на
то, чтобы этот ошибочный путь не привел к
губительным последствиям?
Ну как видные теоретики и просто умные люди могут
не понимать, что фиксировать стандартом уровень
освоения программ по учебному предмету – это
вчерашний день?
Что представления о так называемых
компетентностях взяты из технократического
подхода, с помощью которого бизнес стремится
заполучить себе эффективных работников.
Своеобразный возврат к пресловутому: "Кадры
решают все!"
Умные люди все понимают.
Значит, сделали выбор: своим талантом уменьшить
зло.
Здесь предстоит острая дискуссия, и суть ее как
раз в том и состоит, что это спор
единомышленников, а не врагов.
И это новый этап развития и школы, и
образовательной политики в России.
…Ну, если вы отдохнули летом, то с возвращением
вас, а если чувствуете усталость – не
расстраивайтесь: скучать в этом учебном году не
придется!
|