Александр АДАМСКИЙ
Управленческая целесообразность
Есть такая форма экспертизы
документов – направить в регионы для выяснения
их позиции:
– А что думают регионы по поводу профильной
школы?
Или:
– Как регионы относятся к единому экзамену?
У несведущего человека вполне может возникнуть
впечатление, что речь идет о выяснении мнения
граждан того или иного региона, или по крайней
мере мнения учителей, или, может быть, даже
учеников относительно той или иной проблемы.
Но у человека хоть немного знакомого с механикой
бюрократического принятия решения нет никаких
иллюзий.
– Регионы безоговорочно поддержали профильную
школу! – было объявлено на одном из
образовательных сайтов, ориентированных на
Минобр.
Это всего-навсего означает, что часть
региональных чиновников дала положительные
ответы на вопросник министерства.
То есть: приходит бумага из Москвы, ее спускают по
отделам органа управления и начальник
регионального департамента подписывает, затем
текст уходит в Москву.
И это становится мнением региона.
В отсутствие институтов гражданского общества, в
том числе и в образовании, бюрократия
приспособилась и к тому, что существует
формальное требование к наличию общественной
реакции на любое решение.
При этом, казалось бы, вполне резонно звучат
аргументы в пользу такого сложившегося
механизма выяснения мнения регионов:
– Ну что же, прикажете всех жителей опрашивать
или социологические исследования проводить? Все
это дорого и порой тоже неэффективно.
Согласен. Но ведь и позиция органа управления,
при всем моем уважении, – не позиция региона.
Поэтому опасным является и отсутствие
гражданских институтов, в том числе и в
образовании.
Если есть общественная организация,
объединившая тех, кто желает иметь свою позицию
по тому или иному вопросу жизни, – это и есть
возможность узнать мнение граждан, не опрашивая
каждого из них. В этом и состоит механизм
принятия решения в гражданском обществе –
институт общественного мнения работает как сеть
объединений, ассоциаций, организаций, члены
которых хотят влиять на то или иное направление
жизни.
Если мы хотим, чтобы школа становилась
общественной, – это значит, что необходимо
«провоцировать» граждан, заинтересованных в
образовании, создавать общественные объединения
и высказываться, предъявлять свою позицию. Если
граждане затрудняются в выборе позиции – они
обратятся к специалистам, к экспертам и
воспользуются их помощью.
Но недопустимо, чтобы мнение экспертов подменяло
мнение граждан, что по факту и происходит у нас.
Реализуется не развитая общественная
потребность, а экспертный проект.
Поэтому для граждан объявление о том или ином
повороте образовательной реформы или
модернизации звучит как гром среди ясного неба.
Вдруг – 12-летка.
Вдруг – стандарты.
Вдруг – единый экзамен.
Вдруг – ... Что будет завтра, никто даже не
догадывается.
Это не только не нормально, это не эффективно:
неожиданные для граждан бюрократические
инициативы не имеют шанса на реализацию.
А если все-таки их удается осуществить, то ценой
колоссальных затрат и порою добившись в
результате прямо противоположных результатов.
А обращение к бюрократии вместо обращения к
гражданам еще более усугубляет эту ситуацию.
Самый последний пример: единый экзамен.
Большинство регионов уже поддерживают эту идею и
даже соперничают друг с другом за право стать
пилотной площадкой. Что, все убедились в
прогрессивности и эффективности проекта? Может
быть – некоторые.
Но в основном регионы привлекают дополнительное
финансирование и поставка высококлассной
техники и оборудования, которых без ЕГЭ пришлось
бы ждать десятилетия.
Управленческая целесообразность – в условиях
дефицита средств решить максимум задач.
Поэтому основной мотив – задействовать как
можно больше источников финансирования.
Грамотный управленец старается попасть в
большее количество федеральных программ,
привлечь как можно больше благотворительных
фондов, участвовать в международных программах и
проектах. Цели этих программ, проектов и
экспериментов – на втором плане. Вместо цели –
мотив увеличить общий ресурс региона. И никто за
это не упрекнет – наоборот, такая деятельность,
конечно, должна всячески приветствоваться.
Но в таком случае, если под проект 12-летнего
обучения завтра выделят мощное федеральное
финансирование и решат провести анализ мнения
регионов по этому вопросу, как вы думаете, каким
будет результат и захотят ли регионы участвовать
в таком проекте?
Управленческая целесообразность, конечно, имеет
право на существование, но очень опасно, если она
начинает подменять собой реальную картину
потребности общества в том или ином изменении в
образовании. Потому что в результате мы можем
получить вместо общественной школы –
бюрократическую.
Впрочем, почему «можем» – уже получили...
Публикация статьи произведена при поддержке компании «Форд Центр Кунцево». На сайте компании, расположенном по адресу http://ford-kuntsevo.ru/shop/legkovye-avtomobili/new-kuga/, Вы узнаете все о новом кроссовере Ford Kuga: доступные комплектации и цены, основные характеристики модели. «Форд Центр Кунцево» занимается не только продажей автомобилей марки Ford, но также производит и сервисное обслуживание, осуществляет ремонт и проводит ТО.
|