Александр АДАМСКИЙ
Нововаршавская мелодия в Сибири
А в российской глубинке – не только в
экспериментальных или инновационных, но вообще в
школе – идет напряженная и очень интересная
жизнь. Будет тяжело, если вся драматургия и
полифония живой школьной жизни окажется
раздавленной тупым стандартом, никому на самом
деле не нужным и только отвлекающим внимание и
силы.
Однажды в поездке Симон Львович Соловейчик
сказал, что можно зайти в любую школу и написать
потрясающий по драматизму очерк, потому что в
каждой школе можно найти трудную и историю, и
судьбу. Каждая школа интересна, если только
удастся найти и описать ее историю.
...Первое, что показывают гостям в школе села
Олинки Боханского района Усть-Ордынского
автономного округа, – могила декабриста
Раевского в школьном дворе. Говорят, что
образование в Олинках началось с Раевского.
Вообще все три школы в Боханском районе, в
которых пришлось побывать, так или иначе связаны
с переселенцами. Добровольными или ссыльными.
Декабристы, ссыльные поляки, переселенцы времен
столыпинской реформы – немцы, татары, поляки.
Заведующая роно Ирина Аржипова утверждает, что
ее район – эффективная модель уникального
образовательного полилога разных
национальностей. И действительно, без специально
разработанной доктрины боханцам удалось сделать
школы продолжением естественных отношений
русских, татар, немцев, поляков, бурят. В школе
села Тараса фактически идет обучение на трех
языках: русском, татарском и бурятском. Учителя
говорят, что многие татары свободно общаются на
бурятском. В школе стенды стараются делать на
трех языках; песни, чтение – все на русском,
татарском и бурятском. Школьный музей – история
двух укладов: татарского и бурятского. Школа –
продолжение того уклада, который царит в селе.
Вообще путешествие по Боханскому району
убеждает в том, что никакой специальный проект не
заменит естественного продолжения в школе
уклада села. Если... этот уклад сохранен. А вот в
селе Вершина – польском селе – школа стала
центром возрождения языка и уклада тех польских
переселенцев, которые приехали в Сибирь сто лет
назад. По странному стечению обстоятельств, хотя
я уверен – ничего случайного не бывает, после
польского села Вершина я попал в другое село, уже
в Омской области, – Нововаршавку, получившее
свое имя от неожиданной любви его основателя,
служивого, побывавшего не по своей воле в Варшаве,
к прекрасной польской столице. Нововаршавская
гимназия знаменита тем, что директор Зоя Халюта
вместе со своими коллегами создала уникальную
систему образовательного возрождения и развития
сельского уклада. Дети сами восстановили историю
своих семей, сельские ритуалы и праздники,
ремесла. А учителя воссоздали само местное
сообщество – советы старейшин, сходы, многое
другое.
Людмила Вижентас – учитель польского языка в
школе села Вершина Усть-Ордынского округа –
получила образование в Польше, но возрождать
родную культуру и уклад приехала обратно в
Сибирь. А Сергей Даниленко – глава администрации
села Вершина, украинец – был главным инициатором
восстановления в селе костела. Вот только
ксендза своего в Вершине пока нет – приезжает
временный и отправляет службу. Но службу
посещают сельчане охотно, и в праздники в костеле
вообще нет свободного места.
Третьеклассники взяли меня играть в
традиционную польскую игру – «спящий медведь». Я
немного понимаю польский и правила усвоил быстро:
надо было сесть в круг и с закрытыми глазами
дождаться, пока вокруг тебя не закончится
хоровод-считалка, затем поймать кого-то из поющих
в хороводе.
Мы даже немного поговорили про католические
праздники и веселые колядки на Рождество. А потом
дети стали уже по-русски рассказывать про своих
замечательных учителей.
Я абсолютно убежден, что сельская школа в России
– оплот жизни и мощнейший институт возрождения
культуры. Удивительно, как, не имея ни серьезной
поддержки, ни фактических полномочий, сельские
учителя буквально на своих плечах вытаскивают
село из трясины.
В великом культурном центре – селе Вершина – нет
телефона, а дух возрождения живет.
А в селе Нововаршавка директор гимназии Зоя
Халюта и профессор Омского педуниверситета
Надежда Чекалева стали создавать сельский
университет. И при поддержке губернатора Леонида
Полежаева и ректоров нескольких омских вузов
удалось создать межвузовский центр, в котором
уже сейчас учатся около 300 сельских детей,
которые бы не стали студентами, если бы такого
центра не было. Но, как всегда, контролирующие
органы усмотрели нарушения и всех ректоров долго
мытарили в налоговой инспекции и других конторах,
и теперь ректоры просят у Министерства
образования России хоть какую-то охранную
грамоту в этом великом и святом деле –
возрождении села через образование.
Мы надеемся, что у министерства будет достаточно
мужества поддержать этот проект, с тем чтобы
Нововаршавская мелодия сельского образования не
заглохла.
|