Олеся ВОЛКОВА
Детство, которого не было
В хабаровском Центре психолого-педагогической
реабилитации и коррекции находятся дети, которые,
на первый взгляд, вроде бы ничем не отличаются от
обычных детей, учащихся в школе. Дети как дети –
улыбающиеся, ласковые, добрые. Но почти у каждого
в его маленькой истории не только ворох статей
уголовного кодекса, но и жуткая трагедия за душой,
которую ребенок пережил в детстве. Хотя можно ли
назвать это детством – еще вопрос.
Некоторые из них были невольными свидетелями
убийства, которое совершили их родители.
Некоторые сами стали убийцами, не желая того. Ими
торговали их родные мамы и папы, привязывали к
кровати на цепь, как собак, на их глазах
разворачивались страшные картины – дедушка
сожительствовал с матерью, отец издевался над
дочерью, склоняя к инцесту...
Тысячи историй, разных и одновременно похожих
друг на друга, похожих в своем несчастье. Абсурд
жизни. Нелепость, в которую трудно поверить.
Куда идти детям, которых не принимает общество?
Кому они нужны?..
«... И другие...»
В 1992 году в Хабаровске открылся
экспериментальный Центр психолого-педагогической
реабилитации детей. Учреждение новое, а новое не
всегда приветствуется. И даже если принимается,
то настороженно. Нас всех учили жить так, как надо,
как написано в законе, в конституции, так, как
требует того общество.
В Законе «Об образовании» перечислены девять
типов образовательных учреждений, а в конце
списка традиционное – «и другие». Как раз «и
другим» стал Центр реабилитации. Слово
«экспериментальный» давало возможность
использовать самое лучшее, что есть в российских
образовательных учреждениях, и реально работать
с безнадзорными детьми, или, как их часто
называют, детьми с девиантно-криминальным
поведением. (В положении о спецшколах,
утвержденном еще Черномырдиным, говорится, что
девиантное – это общественно-опасное поведение.)
Центр все-таки был открыт. Но вплоть до 1998 года
ему пришлось выдерживать мощный прессинг
неприятия чиновниками, которые боялись нового и
не понимали, как финансировать учреждение, о
котором ничего не говорится в законе. Норм нет,
наименования нет, что это такое – никто не знает.
Требовался устав, который предусматривал бы
ссылки и на типовое положение о спецшколе, и на
положение об общеобразовательной школе. И
Александр Геннадьевич Петрынин, с которого,
собственно, все и началось, такой устав сделал, и
слово «экспериментальный» в этом плане очень
помогло. Правда, не раз заставляли вносить
изменения в устав Центра и переименовывать его в
школу-интернат... Но прошли и через это.
Шанс выкарабкаться
Дом открыли с любовью, с верой в детей, и только
поэтому дело было обречено на успех. Но успех
давался и дается с большим трудом.
Реальные показатели таковы, что рецидив
составляет всего 5 %, т.е. 5 % воспитанников Центра и
его выпускников оказываются в местах лишения
свободы. Случай для России редкий и уникальный.
Для сравнения: рецидив в закрытых режимных
учреждениях в системе образования юстиции, МВД –
до 85 %.
Но в чем отличие Центра от колоний и прочих
пеницитарных систем?
Здесь воспитываются ребята с высокой степенью
криминальности. Мальчишки с судимостями, с
погашенными судимостями; попавшие под амнистию;
приговоренные судом к лишению свободы, но
благодаря вмешательству Центра получившие
испытательный срок; ребята, приговоренные
условно, – таких детей немало. Петрынинский
Центр – это шанс для ребенка выкарабкаться из
той грязи, в которой он жил до сих пор.
Учительница из одной школы сказала
хулиганистому мальчишке: «Одного подонка в
колонию отправила и тебя отправлю». Но Центр – не
колония. Сам Петрынин нередко называет его
«колонией без решеток», потому что это открытое
учреждение. Сюда попадают не по принуждению, а по
желанию. Сюда идут те, кому некуда больше
обратиться. А идут потому, что здесь их поймут и
примут такими, какие они есть. Здесь не
исправляют ребят – для того чтобы исправить,
надо сначала сломать. А дети попадают и так
сломленные – сломленные улицей, сломленные теми
же родителями, сломленные обществом, которое
согласно скорее упрятать их в тюрьму, чем
заниматься воспитанием.
Практика закрытых учреждений показывает, что
успешно работающие, любящие детей коллективы,
педагоги и воспитатели все равно обречены на
высокую степень дезадаптации детей. Ребенок,
находясь в комфортных условиях, привыкает к ним и
не умеет вести себя в условиях обычных. Именно
поэтому большинство детей Центра проживает дома.
«Хотя это колоссальный риск, – считает Александр
Петрынин, – потому что вор завтра не перестанет
воровать, наркоман не перестанет принимать
наркотики». Обучаясь в Центре и проживая дома,
ребенок постоянно находится в состоянии выбора
между прежним асоциальным образом жизни и новыми
ценностями, которые для него открыты.
Кроме того, в отличие от спецшколы закрытого типа
здесь мощная медицинская служба. В Центре
постоянно появляются дети, которых не было вчера.
Бывает, год бродяжничают, а потом все-таки
приходят. Ну и, конечно, приносят с собой и
чесотку, и вши, и венерические заболевания,
которые не являются редкостью. Ведь что скрывать,
ребята попадают в Центр больными, здоровых
только двое. До 25 % детей страдают мозжечковой
недостаточностью. Многие не жили дома, голодали,
обитали в колодцах, принимали наркотики –
организм истощен, бесконечные стрессы. Не
случаен большой процент невралгических
заболеваний. В Центре есть дерматовенеролог,
психотерапевт, педиатр, психиатр, нарколог,
невропатолог. Для всех воспитанников разработан
план индивидуального лечения. Один раз в год дети
обследуются в Центре на ВИЧ-инфекцию. Итак,
сначала ребенка нужно вылечить, а уже дальше –
учить, и это дело рук не врачей, а педагогов.
Вместе весело шагать и... легче
Педагогическая идея Центра – профилактика и
преодоление безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних через возрождение и развитие
гуманистических традиций образования,
воспитания и развития личности ребенка.
Термин «реабилитация» понимается как
восстановление утраченных связей с природой, с
обществом, с самим собой. Реабилитация
происходит в коллективной деятельности. Именно в
коллективе создаются условия для саморазвития,
самореализации, самоопределения и адаптации
личности. Взаимная работа, понимание и
сотрудничество определяют отношения в системе
«взрослый – ребенок», «взрослый – взрослый»,
«ребенок – ребенок».
Педагог действует вместе с ребенком до тех пор,
пока тот не почувствует: дальше могу сам. С этого
момента ребенок действует самостоятельно, а
педагог выступает в роли помощника. Воспитатели
ориентируются не только на подготовку ребят к
будущей жизни, но и на обеспечение проживания
каждого этапа – детства, отрочества и юности. А
это возможно лишь в том случае, если взрослые
видят в ребенке человека, имеющего свой сложный
мир отношений, интересов, стремлений к
полноценному досугу, яркой игровой детской жизни.
Коллектив педагогов рассматривается как образец
для коллектива детей. На вечеринках, которые
устраивают взрослые в Центре, не должно быть ни
капли спиртного. Недопустимо, чтобы ребенок
увидел пьяного воспитателя, ведь тогда он
перестанет верить ему. Только вернулся из дома,
где пьяные отец и мать, и в Центре – то же самое?!
Такого быть не должно.
Мальчики вяжут, девочки поют
Значительное внимание уделяется созданию в
школе соответствующего микроклимата, подбору
дифференцированных учебных планов для каждого
ученика согласно его развитию, объему знаний и
возрасту. Учащиеся получают основное
образование в Центре или в большинстве случаев
продолжают обучение в общеобразовательной школе.
Свой учебный план, который включает в себя
учебный план общеобразовательной школы на
основе базисного с введением часов
коррекционного блока, и учебный план
общеобразовательной вечерней (сменной) школы для
учащихся 6–9 классов, возраст которых превышает
допустимый для данных классов дневных школ. Для
этих учащихся функционируют классы с
семестровым обучением. В школьный компонент
вводятся обязательные уроки «Основы этикета»,
«Учись учиться», уроки общения «Я и другие»,
«Человековедение».
Неоценимую роль в социальной педагогической
реабилитации учащихся с девиантным поведением
играет профессионально-трудовое обучение по
пяти направлениям: слесарное дело, столярное,
токарное, швейное, автодело. Для этого есть все
условия: оборудованные мастерские, наглядно
оформленные цехи и автокласс. С детьми работают
квалифицированные преподаватели и мастера
производственного обучения.
В связи с тем, что дети с девиантно-криминальным
поведением не проявляют особого желания
участвовать в коллективных мероприятиях, им
предлагаются на выбор кружки 20 наименований.
Чтобы как-то заинтересовать ребят, педагоги
проводят коллективные творческие и ключевые
дела, организуют летний отдых воспитанников. И
виден результат: мальчики учатся вязанию, играют
на гитаре, девочки ходят в кружок пения и шьют
фартуки и сорочки.
Совместная творческая деятельность взрослых и
детей способствует тому, что дети проявляют
интерес не только к внеклассным мероприятиям, но
и к учебе (чего не случалось в обычной школе).
– Потрясающий момент, когда наблюдаешь успех
ребенка на уроке, в учебной деятельности, –
рассказывает Александр Петрынин. – Я редко
посещаю уроки, только по мере необходимости,
потому что это стресс и для ребенка, и для учителя.
Пришел как-то на урок математики. Славка возводил
в степень дробь 2/3. Он восемь раз обернулся, вижу
ли я, что его вызвали. Решил правильно. Лидия
Ивановна восклицает: «Славушка, молодец!» Славка
– на меня, а у самого мордочка счастливая,
довольная. Он ведь сам решил. И вот ненавистный
предмет стал для него любимым, потому что он сам
себя преодолел.
Они запретов не приемлют
В Центре есть небольшая библиотека с маленьким
читальным залом. Петрынин не скрывает, что к ним
попадают дети, которые вообще не умеют читать.
Шестнадцатилетний Димка, например, по слогам
читает. Ребята любят сказки, потому что в детстве
их не читали. А какое детство без сказок, без
мечты?
Ребенок читает, размышляет над прочитанным. А
телевидение дает готовый продукт, суррогат,
готовые рецепты, навязывает стиль жизни. Шок,
лоск, сленг подростковый – и хорошая речь
уничтожается. А книга способствует развитию.
– Приходящие ребята не умеют нормально говорить.
Это либо нецензурная брань, либо уголовный
жаргон, в лучшем случае – подростковый сленг.
Дети общаются на совершенно непонятном языке.
Ребят нужно приучать к другому языку. Запретить
ничего нельзя – эти дети никаких запретов не
приемлют. Надо предложить что-то взамен. Если
поют блатные песни – про сына прокурора, который
повесился, потому что отец его осудил, проведи
вечер русского романса. Создали клуб любителей
гитары, где ребята играют классические
произведения и поют нормальные песни. Это
возвышает ребят. Происходит чудо возрождения.
Первый дом
Самое главное – тепло отношений. Педагоги
обнимают, целуют детей, – родители их так не
любили. Большие дети, а тянутся к ласке.
Воспитатели называют их «малыш», «зайчик»,
«детка». Одно ласковое слово возвращает ребенка
в детство, которого у него не было.
– Наши мальчишки, здоровые парни, любят играть в
войнушку. Имеющие жен, ранее судимые, они играют в
индейцев. А все почему? Потому что у них не было
игр. Воспитатели рассказывают им сказки. Мы не
претендуем на замену родителей. Родители есть
родители. Но Центр становится для ребят не вторым,
а первым домом. А воспитатели – первыми
родителями – так велика любовь этих людей к
детям, – рассказывает Петрынин.
Право на крик нужно заработать. Но если педагог
повышает голос, ребенку становится стыдно, что
любимый для него человек не мог удержаться и
проявляет слабость, гнев, возмущение. Ведь
педагог борется за ребенка, а не против него.
Концепция Центра основана на традициях народной
педагогики. Поэтому и дом решили оформить в духе
русской культуры. Деревянные лавки без гвоздей,
резные карнизы. При входе – мастерская токарного
дела. Традиционных школьных кабинетов вы здесь
не увидите. Зато есть «класс русской
словесности», «класс родной природы», «класс
истории Отечества». Вместо столовой – трапезная.
Вместо комнаты психолога – самоварная, горница,
светлица. Ребенок проговаривает эти слова и
приобщается к культуре своего народа. Он уже не
подонок и вор, он – потомок Александра Невского,
Дмитрия Донского, Сергия Радонежского.
В трапезной стоят длинные столы, деревянные
лавки, резное окошко, в котором дети получают еду.
Здесь съедается все: во-первых, потому что дети
голодные, во-вторых, потому что здесь вкусно
кормят. А детям необходимо полноценное питание:
многие, до того как попали в центр, недоедали.
Приют – место детской беды
При Центре есть приют на 32 спальных места. 16 коек
вместо 12 положенных, но они двухъярусные. Койки и
тумбочки старые, ремонтировать приходится самим.
Приют – место детской беды, где живут ребята,
попавшие в тяжелые жизненные ситуации: насилие в
семье, конфликты с родителями, криминальные
проблемы в микрорайоне, со сверстниками, в
ожидании суда.
Ребята сложные, но дружные. Старшие учат младших
койки заправлять. Был случай, когда в приют
пришли ребята, которые сейчас учатся в училище.
Младших на это время распустили по домам. И
каждый спал на своей бывшей кровати. Как же они
были возмущены, когда узнали, что в койках после
младших остался песок. Жаловались Петрынину:
«Александр Геннадьевич! У нас песка не было,
почему же они такие неряхи?!» Александр
Геннадьевич передал это малышам, и с тех пор
песка в кроватях не стало.
Петрынин провел рукой по простыне и улыбнулся:
– Ну вот, я же говорил: нет песка.
Раньше девочки и мальчики жили в одном коридоре.
Три года все было нормально, а потом начались
проблемы: девочки-то развращенные, некоторые до
того, как попали в Центр, занимались проституцией,
продавали себя. Чтобы предотвратить всякие
неприятные последствия, девочек из приюта убрали.
Хотя в рамках эксперимента планируется создать
приют «Маленькая мама» с целью социальной защиты
несовершеннолетних матерей-одиночек с
младенцами.
Идем по Центру, видим: в коридоре на диване спит
мальчонка. Спрашиваю:
– У них что, уроки закончились? Вроде бы звонка не
было. (Кстати, звонок здесь не такой, как в школе.
Звонят в колокольчик педагоги, воспитанники –
кто угодно. Есть идея сделать колокольный звон,
как в церкви).
Петрынин мне объясняет:
– Если ребенок приболел, он может выйти из класса
и полежать на диване.
– Так просто? – любопытствую я.
– А иначе невозможно. Это ведь дети особые.
Социальная служба
Большая роль отводится социальной службе Центра,
обеспечивающей социально-психологическую
поддержку между детьми и семьей, школой, уличной
средой, учреждениями социальной защиты и
правоохранительными органами и другими службами.
За социальным педагогом закреплены группы
воспитанников, с которыми они постоянно работают:
посещают на дому, проводят личные беседы, при
необходимости принимают участие в заседаниях
судов. На всех воспитанников заведены личные
дела, карты социальной помощи и другая
документация, отражающая деятельность
социальных педагогов. На протяжении нескольких
лет работы Центра ведется журнал, где
регистрируются обращения подростков и родителей,
с каждым проведена индивидуальная работа и
оказана помощь.
Дети, не принятые в Центр реабилитации, не
остаются без внимания. С ними и с их семьями
регулярно встречаются психологи, социальные
педагоги, медицинские работники, оказывая
психологическую и социальную поддержку.
Психологи постоянно поддерживают связь со
своими воспитанниками, следят за их адаптацией в
обществе, помогают в приобретении профессии.
Педагоги знают, как подойти к группе подростков,
как заговорить, – а это ведь особое мастерство,
этому нельзя научиться по книжкам. Мало найти
беглеца, нужно убедить его приехать в Центр
реабилитации. Некоторые приходят сами. Через
неделю, через месяц, но приходят.
– Много детей-сирот при живых матерях, которые
бросают семью, спиваются и ходят по городам и
весям, – делится со мной Петрынин. – Отцы, даже
если выпивают, своих детей не бросают. И дети не
бросают родителей. Руська папу не бросает,
заботится, каждые выходные его навещает. Папа
пьет, но ребенка своего любит, по-своему правда,
по-мужски. Когда Руська это видит, он перестает
совершать глупости, не ворует, потому что не
хочет огорчать папу. Папы потом приходят к нам и
плачут от радости, и сыновья вместе с ними.
Мужское воспитание необходимо. Без него мальчики
не хотят защищать родину, становятся
безответственными отцами и никакими мужьями.
Поэтому среди педагогов немало мужчин. Мальчишки
доверяют им. А мужчины учат их мыться в бане,
стирать, потому что дети росли без отцов.
Маринка
Однажды в Центре появилась Марина, маленькая
красивая девочка одиннадцати лет. Мама ее
бросила, оставила с младшей сестренкой у папы. А
папа женился во второй раз, и его новая жена
невзлюбила девочек, старшую во всяком случае.
Марина стала уходить из дому, приворовывать. Отец
ее жестоко избивал, таскал за волосы. В Центре
Маринку очень полюбили, женщины завязывали ей
косички, играли с ней. У нее была истероидная
психопатия – она демонстрировала всем свое
состояние, резала вены, прыгала из окна, истерики
устраивала, на полу билась в конвульсиях. Когда
начинали успокаивать, она кричала еще громче.
Любовью, заботой излечили Маринку. А одна
сотрудница хотела ее даже удочерить. Не удалось:
девочка была уже взрослая.
Маринка выросла. Сейчас работает в социальной
сфере. У нее все хорошо.
Десять лет
Центру реабилитации в этом году исполняется
десять лет. А сушилки для рук работают. Стены и
парты не исписаны. Чистота. В коридорах стоят
аквариумы с рыбками. И никому даже в голову не
приходит бросить туда сигарету.
Никто не носится. Дети сидят на лавочках,
разговаривают друг с другом. То и дело
заглядывают в кабинет директора. Детям очень
важно, чтобы Петрынин был на месте. Они его не
боятся, доверяют ему. А все потому, что Петрынин
их любит. И они отвечают ему тем же.
|