Госстандарт в образовании:
сказка о потерянном времени
13 июня Государственная Дума приняла
в первом чтении Федеральный закон «О
государственном стандарте общего образования».
У этого закона уже десятилетняя история и немало
авторов, придерживающихся иногда
противоположных точек зрения. Закон, принятый в
первом чтении, представляет собой набор
компромиссов, – в результате его эффективность
вызывает сомнение.
Предлагаем нашим читателям краткий обзор
позиций основных участников разработки этого
закона.
Авторов у этого закона пока много. Не
исключено, что в результате думской дискуссии
хрупкая коалиция коммунистов, аграриев,
яблочников, «Единой России» и правых может
пострадать и список авторов изменится. Внесли
закон депутаты: А.Шишлов, О.Смолин, И.Мельников, С.Иваненко,
С.Митрохин, А.Шелехов, В.Иванова, Т.Плетнева, Ф.Зиятдинова,
а также член Совета Федерации В.Сударенков.
Но специфика разработки законопроекта такова,
что позиции, отраженные в тексте, не всегда
принадлежат самим депутатам.
У нас вообще есть сомнение в том, что по
крайней мере половина из авторов законопроекта
ясно представляют себе смысл и значение того
продукта, который они внесли в Думу. На эту тему
кто-то из депутатов говорит обычно так: «Дума
проголосовала закон, не приходя в сознание».
Относительно закона о стандарте мы бы
перефразировали: некоторые депутаты внесли
закон, не приходя в сознание. Но закон нужен
правительству, президент еще в прошлом послании
Федеральному собранию дал поручение принять
стандарты, поэтому тут уже больше работает
подсознание, чем сознание.
А что касается позиций, то их композиция может
выглядеть так.
Правительственную точку зрения выражает ректор
Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов,
экономист. Правительству, которое стремится
упорядочить схему выделения бюджетных средств и
способы их эффективного использования,
необходимы параметры эффективности
образовательной деятельности. В Законе «Об
образовании» есть единственный намек на это:
государственный образовательный стандарт.
Правительство говорит ведомству: без стандарта
мы не понимаем, сколько вам выделяется средств –
много или мало. При этом правительство
неоднородно и часть кабинета уверена (не без
оснований), что экономика системы образования
настолько неэффективна, что увеличивать
финансирование в этом направлении бесполезно.
Так или иначе, правительству нужны формальные
параметры эффективности. То есть – стандарт.
Министерство при этом получит жесткий механизм
бюрократического контроля над школой –
возможность командовать, не выделяя ресурс. Чем
плохо?
Еще более неоднородна позиция депутатов. Здесь в
основном представлены две линии. Первая – линия
левого меньшинства в парламенте, вторая – право-либерального
меньшинства: депутаты О.Смолин и А.Шишлов.
Александр Шишлов – новый председатель Комитета
по образованию и науке, яблочник; Олег Смолин –
самый «старый» член комитета, автор Закона «Об
образовании», член агропромышленной группы.
Левые стремятся «раскрутить» правительство на
финансирование, правые пытаются сделать закон
более либеральным в отношении управления школой.
И те и другие не слишком преуспевают. То, чего так
добивались яблочники в своем законопроекте –
единства стандарта и норматива финансирования, в
итоге может оказаться механизмом резкого
уменьшения финансирования школы, а сам стандарт
уж никак не становится средством освобождения
учителя и защиты ученика от произвола ведомства.
Экспертное и научное сообщества представлены
также весьма различными точками зрения.
«Ветераны» российской стандартизации, В.Фирсов и
Н.Решетников, пытаются внести в разработку
стандарта хоть какое-то содержание и придать
смысл ключевым понятиям: ведь до сих пор неясно,
что такое «образовательная программа», чем
отличаются «предметы» от «предметных областей»,
а тут еще новая напасть – «компетенции». В итоге
этих неопределенностей позиция «требования к
уровню подготовки выпускников» является
нестандартизируемой. Как, впрочем, и
«обязательный минимум содержания основных
образовательных программ». Интересно, как бы
ответили авторы закона на вопрос: «В каких
единицах можно измерить требования к уровню
подготовки и в каких – минимум содержания
программ?»
Простая позиция у профсоюза, представленная
тезисом: «Стандарт – это то, за что государство
готово платить». В отличие от формальных лидеров
учительского профобъединения Владимир Лившиц
хорошо разбирается и в школьной экономике, и в
том, как устроено управление школой. Но сама по
себе профсоюзная стилистика, на наш взгляд,
мешает восприятию здравых предложений этого
эксперта.
Педагогическое сообщество в спектре мнений
представлено слабо. Часть влиятельных деятелей
школьного образования заняла откровенно
чиновничью позицию, переместившись в советники
либо войдя в ведомство. Исак Фрумин, который был
директором одной из самых знаменитых в недавнем
прошлом российских школ, теперь координирует
образовательные проекты Мирового Банка, то есть
те самые займы, на которые частично и ведутся
разработки стандарта. Как директор школы, И.Фрумин
понимает, что какую бы разработку чиновники ни
получили, все равно соберется, как в известном
анекдоте, автомат Калашникова. Но чиновник
Фрумин координирует проект стандартизации ...
Интересное предложение выдвигает профессор М.
Богуславский: отменить региональный и поделить
все время между федеральным и школьным
компонентами. Вряд ли это предложение встретят с
восторгом региональные управления образования.
А школам – может понравиться.
Резко негативная позиция по отношению к принятию
такого стандарта у известного директора
Александра Тубельского. Он считает, что в
стандарт необходимо включить условия работы
школы.
Позиция «Эврики» по отношению к представленному
законопроекту также отрицательная.
Прежде всего потому, что, с нашей точки зрения,
необходимо, чтобы стандарт состоял из требований
к материальному обеспечению школы и из
финансового норматива, эти требования
обеспечивающего. Максимальная нагрузка уже
определена СанПиНами, а вот требования к
выпускнику должны быть упрощены максимально и
представлять собой элементарные общеучебные
навыки, которые определяются не шкалой баллов,
проверкой по принципу «да» или «нет».
...Пока не очень ясно, для кого этот закон: для
чиновников, жаждущих эффективной системы
контроля над школой, или для граждан, ждущих
гарантий качественного и доступного образования.
Александр АДАМСКИЙ
|