Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Одиннадцатилетка вошла в закон

Почти все средства массовой информации написали после 13 июня, что принят «новый закон о государственном стандарте». При этом практически все издания выделяют как основную составляющую стандарта 11-летний срок обучения в школе.

Хотя на самом деле закон всего лишь одобрен в первом чтении, до окончательного принятия еще, как говорят дети, «как до неба»: впереди два чтения, одобрение Совета Федерации, наконец, решение Президента – подписать или наложить вето. Таких законов в области образования за последние семь лет, по свидетельству самого опытного депутата, заместителя председателя Комитета по образованию и науке Олега Смолина, было принято не менее пяти – и на все наложено вето Президента. Особенно это касается тех законов, которые требуют увеличения государственного финансирования. Так что будем объективны: закон еще далеко не принят. И от того, активными будут гражданские институты и просто граждане, особенно деятели образования, при обсуждении и предложении поправок, во многом зависит, насколько этот закон станет помощником школе, а насколько – погромщиком. Сейчас оба варианта равно вероятны.
Цитирую статью 7 законопроекта «О государственном стандарте общего образования»:
«Статья 7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ общего образования.
1. Для освоения образовательных программ общего среднего образования устанавливаются следующие нормативные сроки:

– для начального общего образования – 4 года;
– для основного общего образования – 5 лет;
– для среднего (полного) общего – 2 года.

Для отдельных категорий обучающихся, а также временно в порядке эксперимента Правительством Российской Федерации могут устанавливаться иные нормативные сроки освоения образовательных программ общего образования.
2. Продолжительность учебного года может составлять от 34 до 37 учебных недель. Фактически продолжительность учебного года в аккредитованных образовательных учреждениях устанавливается в порядке, определенном учредителем».
Таким образом, 13 июня 2002 года в образовательном законодательстве появилась новая норма – продолжительность обучения в школе.
И таким образом, учитывая, что на принятие этого закона потребуется как минимум год и что любая норма закона, включая и эту, не может меняться часто, министерству необходимо кардинально пересмотреть свои намерения относительно введения 12-летки.
Потому что в ближайшие пять лет законодательная норма 11-летнего обучения изменена не будет, а за это время станет очевидным, что продолжительность общего среднего образования увеличивать нельзя ни в коем случае. Наоборот – следует либерализировать правила поступления в вуз, чтобы таким образом обеспечить срок непрерывного обучения нации до 15 – 16 лет: 11 лет в школе и 4 или 5 лет в вузе. Или другом учебном заведении. По праву, а не по достижении.
Положение с проектом «12» особенно сложно, учитывая скандальную ситуацию с так называемым «широкомасштабным экспериментом», основания, цели и параметры результативности которого не только не доведены до исполнителей, но и не определены самими организаторами и их советниками и экспертами-аналитиками. Показателен в этом отношении результат мониторинга готовности системы образования к «широкомасштабному эксперименту». Эксперты-аналитики по заказу Минобразования и на деньги, заимствованные в Мировом Банке, установили, что ученики российских школ... катастрофически недосыпают час-полтора в сутки. Сам по себе факт этот драматический – по уровню заботы о детях – и претендует на сюжет из Диккенса, и очевидно, в процессе проведения эксперимента будут установлены условия, при которых бедные малютки смогут спать на час больше. Наверное, это потребует начала учебной жизни с шести лет и введения изучения иностранного языка и информатики со 2-го класса.
Так или иначе, министерству либо придется объявлять в административном порядке всю систему образования глобальной министерской экспериментальной площадкой, либо резко уменьшать объем экспериментирования, чтобы, локализуя эксперимент, превращать его в содержательный.
Сразу после 13 июня, после первого чтения законопроекта о стандарте в Думе, мне довелось разговаривать с несколькими руководителями образования в регионах. Кто-то делает хорошую мину при плохой игре и считает, что широкомасштабный эксперимент по 12-летке надо продолжать. Другим жалко 135 миллионов рублей, уже на это истраченных (включая замечательный мониторинг, установивший недосып учащихся) неизвестно зачем, и они считают, что министерству надо немедленно объявить об отказе от проекта «12» и сосредоточиться на отработке схемы эффективного финансирования школы.
А между тем 11-летка, по схеме разработчиков стандарта, даже не является его, стандарта, составной частью. И это расходится с общественными ожиданиями.
Для граждан стандарт – это сроки обучения, требования к материальному обеспечению школы, финансовый норматив, обеспечивающий эти условия и сроки обучения.
Пока ни первое, ни второе, ни третье в стандарт не входят.
А это значит, что закон о стандарте у нас, может быть, и будет, а самого стандарта, помогающего гражданам получить образование, не будет.
Зависит от нас.

Рейтинг@Mail.ru