Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2002


РАЗГОВОР С ВЛАСТЬЮ

Александр АДАМСКИЙ

Людмила ОБУХОВА:              
    «У нас свой путь»

К руководителям-женщинам люди относятся настороженно: кто-то им не доверяет, кто-то их боится. А многие вообще уверены в том, что их место только на кухне, рядом с кастрюлями и половниками…
Но встречу с женщиной, которая умна, талантлива, к тому же легко справляется с обязанностями руководителя, мужчина посчитает за редкое исключение.
Министром образования Хабаровского края стала Людмила Филипповна Обухова.

– Модернизация образования… Слишком часто о ней говорят. А что, собственно, это такое?
– Процесс модернизации – процесс многоплановый, многосложный. Это не реформа, а плавный переход к обновлению всевозможных аспектов и направлений, которые включают в себя все уровни образования. Это и создание условий. Если говорить о концепции модернизации образования, то прежде всего нужно говорить о ее реализации.
Есть планы. Но нас не устраивает, что эти планы затягиваются Министерством образования России. Недавно была коллегия Минобразования по реализации концепции модернизации образования. Приняты первоочередные планы, среднесрочные, долгосрочные. Но, к сожалению, документов мы не получили. И поэтому составили свои планы по реализации концепции модернизации образования по всем ключевым вопросам.
Прежде всего нас беспокоит содержание всех уровней образования: и общего, и среднего специального, и высшего.
В апреле было проведено совещание работников образования Дальнего Востока. И мы смогли определить тот уровень, на котором сейчас находится вся система образования Дальневосточного региона и, в частности, Хабаровского края. Такие зональные совещания необходимы, их обязательно надо проводить, потому что они дают возможность сравнивать с тем, что происходит в других субъектах Федерации.
– Что необходимо для реализации модернизации образования?
– На мой взгляд, этот вопрос включает несколько важнейших аспектов: научный потенциал, укрепление материальной базы и, конечно же, обеспечение учебно-методической литературой. Мы эту работу проводим, тщательно пересматриваем все, что связано с ресурсным обеспечением. И уже вырисовывается картина: мы видим, на какой ступени находимся.
В системе общего образования у нас не только все стабилизировалось, но уже происходит определенное развитие.
– Как вы относитесь ко всевозможным экспериментам Минобразования России?
– Мы занимаем несколько настороженную позицию, и она не беспочвенна. Мы сейчас внимательно изучаем единый государственный экзамен, и скоро вопрос по ЕГЭ будет рассматриваться на совете ректоров вузов. Я направляю двух специалистов в Новосибирскую область (где должен проводиться единый экзамен) в качестве наблюдателей. То есть мы сейчас изучаем опыт, который накоплен в России, изучаем все положительные моменты, все западающие звенья и недостатки, для того чтобы не споткнуться на том, на чем споткнулись другие.
– А двенадцатилетка?
– Мы не участвуем в эксперименте, как это сделали другие регионы. Были свои причины. Я не первый год работаю в системе общего образования и вижу, что все проводимые реформы – скороспелые и неподготовленные. Помните, у нас был переход на шестилетнее образование? Тогда в течение летнего периода мы должны были подготовиться к обучению шестилеток… А условий для этого не было! Поэтому с двенадцатилеткой поспешности быть не должно.
Кстати, мы не пошли на этот эксперимент и потому, что не были уверены в том, что со стороны Министерства образования РФ будут подготовлены все условия. Так и получилось.
Учебники были разосланы только в октябре, а учебный год, как вы знаете, начинается с 1 сентября... И когда мы увидели, как мучаются в эксперименте наши коллеги из ряда других областей, поняли, что поступили правильно. А самым слабым звеном оказалось отсутствие научно-педагогического организационного управления этим процессом.
Когда идет такой широкомасштабный эксперимент, как двенадцатилетка или единый экзамен, в любом случае ставки делаются на какие-то определенные территории. Но надо учитывать и то, что эксперимент должен иметь научное сопровождение, он должен быть организован, а этого не случилось.
Где мониторинг, где отслеживание результатов?.. Получается, что до конца эксперимент не продуман.
– Каким путем пошли вы?
– У нас своя дорога, но, конечно, вразрез с намерениями и планами российского Министерства образования мы не идем. Мы думаем о вхождении в двенадцатилетнее обучение. Ясно, что базовым элементом является начальная школа. Администрация Хабаровского края приняла постановление о плавном переходе на систему 1 – 4. В соответствии с ним у нас почти все школы перешли на новую систему.
У нас в крае только 10 процентов детей здоровы, много больных, и поэтому мы просто решили сделать щадящий школьный режим, разгрузили детей. С этого мы начали. Это было основой для эксперимента. Потом создали еще и свою лабораторию на базе Хабаровского педагогического колледжа и колледжа в Комсомольске-на-Амуре, где готовили учителей для начальных классов. В течение десяти лет ученики педколледжа занимаются по ускоренной программе, а на третьем курсе обучаются в педагогическом университете Комсомольска-на-Амуре. И мы смотрим сейчас не только на то, как подготовлены студенты, но и каково может быть оптимальное ресурсное обеспечение процесса, какие программы могут быть приемлемы тут, мы тоже пошли свои путем.
Министерство образования заблудилось в своих программах, в учебниках. Они только в этом году стали давать рекомендуемый перечень учебников, а мы занимаемся этим уже четыре года подряд.
В 1998 году я посадила за стол переговоров лучших учителей края, которые имеют высшую квалификационную категорию, учителей-филологов, которые работают в педуниверситете, методистов Института переподготовки кадров и попросила провести экспертизу, анализ, мониторинг того, какие программы по начальной школе у нас имеются и какие программы прижились в соответствии с условиями нашего региона. Когда педагоги посмотрели и проанализировали программы, они выбрали те, которые отвечали нашему запросу. И уже под них стали искать методические пособия, заказывать учебники. У нас все получилось и стало на свои места.
– То есть вы с уверенностью можете сказать, что вам удалось стабилизировать краевую систему образования?
– Да. И при этом мы развиваемся: создали несколько лабораторий, и не только по начальной школе. Стали рассматривать вопросы взаимодействия разных ступеней образования.
– А какие существуют лаборатории?
– У нас действует лаборатория по развитию дошкольного образования при педагогическом университете в Комсомольске-на-Амуре. Есть соответствующие положения, программа, смета, планируются перспективы развития этой лаборатории – все это мы отслеживаем, анализируем.
Сначала преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. Затем – преемственность между начальной школой и основной школой, и затем уже старшая ступень – профильная школа. В эксперимент по двенадцатилетке мы не вошли, но те позиции, которые заложены в нем, мы отслеживаем через свои лаборатории.
У нас есть лаборатории по развитию начальной школы, сельской. Их возглавляют люди, которые имеют определенный опыт, знают проблемы, цели и задачи образования.
У нас есть лаборатория по организации образовательного предмета "Технология". Это мы связали с профильной школой и сейчас будем изучать новое направление, выстраивать свою траекторию уже исходя из особенностей Хабаровского края.
Лаборатория "Дети улицы". Этой проблеме сейчас уделяется большое внимание, появляются новые виды учреждений, таких, например, как Центр психолого-педагогической реабилитации для детей с девиантно-криминальным поведением.
Лаборатория "Одаренные дети". В этом году наши дети успешно выступили на зональных олимпиадах, на всероссийских олимпиадах. Но тем не менее вопросы есть, есть проблемы в математическом образовании. Мы смотрим, где возникают пробелы, и принимаем управленческие решения.
У нас восемь программ, которые действительно дают возможность для развития образования в Хабаровском крае. Например, сейчас большое внимание уделяется информатизации и компьютеризации – и мы создали программу "Интеллект", по которой в течение двух школьных смен ребенок изучает компьютерную технику.
Существуют программа сельской школы, программа по работе с беспризорными и безнадзорными детьми, программа по развитию и укреплению материальной базы, которая называется "Индустрия образования"; программы "Педагогические кадры", "Ресурсное обеспечение".
Возьмем, к примеру, программу "Всеобуч"… Долгое время люди сомневались: зачем нам все это нужно, ведь все и так прописано в Законе "Об образовании", в той же самой Конституции, что "каждый гражданин имеет право на образование".
Стоит вспомнить 1998 год. Трудный был период. Когда мы увидели, сколько детей не пришло в школу первого сентября, мы ужаснулись: а не пришло полторы тысячи детей! Для Хабаровского края это очень много. Мы решили выяснить, почему они не пришли. И узнали: мальчишкам и девчонкам (а их было около 800 человек) просто нечего было надеть и нечего положить в портфель, который тоже был не у каждого.
Именно тогда мы стали заниматься социальным блоком, создали программу "Всеобуч". И уже первого сентября прошлого года недосчитались около четырехсот человек.
Программа "Всеобуч" носит межведомственный характер. Мы "завязали" на нее и комитет по делам молодежи, и Министерство культуры Хабаровского края, Министерство социальной защиты, Министерство образования. Принимаются меры административного порядка по отношению к родителям, дети которых не посещают школу. Если это неблагополучная семья, где отец и мать – пьяницы и им дела нет до своего ребенка, то вплоть до лишения родительских прав.
Как только заканчивается учебный год, надо тут же начинать подготовку к следующему. У нас есть на это соответствующее постановление администрации края. Начиная с июля мы занимаемся с детьми из группы риска, стараемся хоть как-то оказать им помощь. У нас проходят всевозможные акции – например, "Помоги собраться в школу", когда подключаются общественные организации, детские фонды. Мы создали краевые родительские советы, которые есть и на предприятиях, и в каждой школе. Мы собираем большие денежные средства, чтобы одеть и обуть детей, и это у нас получается.
Уже третий год на базе фабрики "Комсомолка" для детей из малообеспеченных семей мы шьем школьную форму.
Проводится акция "Каждому подростку – среднее образование". Здесь у нас все отработано: технология проведения, схема. Ежеквартально мы обследуем улицы, неблагополучные районы, с которыми и приходится целенаправленно работать. Подключаем всех.
– Вы говорите, что всех подключаете, со всеми работаете, есть свои схемы, наработки. Неужели нет никаких проблем?
– Проблем, конечно, много. У кого их нет?! Но они характерны не только для системы образования Хабаровского края, но и для любого другого региона. Волнует вопрос подготовки кадров. Анализ показал, что произошел перекос: готовится слишком много экономистов и юристов. Значит, мы должны посмотреть, стоит ли готовить их в таком количестве или все-таки выпускать в соответствии с потребностями и экономикой края. Сегодня есть необходимость в специалистах-геологах, специалистах нефте-, газодобывающей промышленности. Есть кадровая потребность в строительном комплексе, в рыбной промышленности, в лесопромышленном комплексе, в сельском хозяйстве. А у нас – перепроизводство по юридическим специальностям и недостаток для других важных и нужных отраслей промышленности. Понимаю, что нужно готовить кадры для отраслей народного хозяйства, хотя это будет очень трудно. В этом вопросе я возлагаю надежды на постановление Правительства РФ о конкурсном размещении государственного задания на подготовку кадров. Этим мы сейчас и занимаемся. У нас принято соответствующее постановление губернатора Хабаровского края, создана специальная краевая комиссия, председателем которой является министр экономики Александр Левенталь. Будем заниматься краткосрочными прогнозами на 2002 год, затем на 2005-й и 2010 годы. А потом в соответствии с прогнозом будем выстраивать структуру подготовки кадров. Без сомнения, это процесс длительный, но он необходим.
Приток в учебные заведения у нас тоже принял уродливые формы. Возьмем 2001 год. На дневном обучении в вузах – 9100 студентов, в средних специальных учебных заведениях – 8300, в начальных профессиональных – 9000. Всего около 27 тысяч, а выпускников школ – 14 тысяч. Где взять 27 тысяч выпускников?
– Понятно, что ситуация с выплатой заработной платы учителям в целом по России оставляет желать лучшего. Недавно я была в Красноярске, там зарплата педагогам выплачивается без учета декабрьских надбавок. И все из-за того, что не приняли бюджет. А что происходит в Хабаровском крае? Есть ли какие-то сдвиги?
– Начнем с того, что уровень образования зависит от удовлетворенности учителей не только своей работой, но в большей степени от того, как они материально обеспечены.
В Хабаровском крае довольно стабильная ситуация с выплатой заработной платы. Как и положено, с первого декабря зарплата поднялась в 1,89 раза. Но, помимо повышения, у нас есть постановление главы администрации края, принятое еще в 1995 году, о надбавке за продолжительный стаж работы на 15 – 35 процентов. И благодаря этому мы задержали педагогов в общеобразовательных школах. За счет губернаторской надбавки учителя у нас получают больше, чем в соседних регионах. Есть такие сельские школы, где за полторы ставки учитель имеет более пяти тысяч рублей.
Десять лет назад потребность в кадрах была – 1400 человек, сейчас у нас 485 человек требуется на новый учебный год. Разница, как видите, есть.
Конечно, были и тяжелые времена: забастовки, голодовки, но мне не хочется о них вспоминать. К тому же они были локальными, и вопросы с зарплатой мы решали сами... Сейчас наступает пора отпускных, а у нас почти стопроцентно выплачена заработная плата за апрель. Практически нет задержек.
– Как обстоит дело с отпускными?
– Учителя, которые собираются в отпуск в июне (таких будет 18 тысяч) без отпускных не останутся, все всё получат. Схема отработана еще в прошлом году, поэтому серьезных проблем быть не должно.
– Как вы считаете, надо ли переводить муниципальные учреждения на государственный уровень?
– Я за то, чтобы вернуть статус нашим образовательным учреждениям и перевести их из разряда муниципальных в разряд государственных. Обязательства должно взять на себя государство. Сейчас идут разговоры о так называемом соучредительстве: когда муниципалитет берет на себя ресурсную часть и обеспечивает материальную базу, в том числе и ремонт образовательных учреждений, а государство полностью берет на себя выплату заработной платы.
– Чем отличается состояние системы образования Хабаровского края в сравнении с другими регионами?
– У нас совершенно другая схема. Губернатор Хабаровского края уделяет большое внимание вопросам социальной сферы, и образованию в первую очередь.
В 1998 году было принято постановление губернатора края, где был записан пункт по созданию централизованного резервного фонда. На сегодняшний день он составляет 36 миллионов рублей.
– На какие статьи расходов определяются деньги из резервного фонда?
– Прежде всего на капитальный ремонт. Сейчас школы находятся в тяжелом состоянии и по оснащению мебелью, наглядными пособиями, необходимым оборудованием. Фонд здесь очень выручает. На ремонт из 36 миллионов идет 18 миллионов. Кроме того, деньги на мебель, на учебные наглядные пособия, на спортивный инвентарь, компьютерную технику, создание лабораторий. На сегодняшний день мы уже передали в районы 10,5 миллиона, они пойдут на подготовку школ к новому учебному году.
– Откуда поступают деньги в резервный фонд?
– Они идут не от спонсоров, а "отщипываются" от муниципальных ведомств.
– Могли бы вы определить место Хабаровского края в общероссийской системе образования?
– Я думаю, что наши образовательные учреждения не в числе худших. Наоборот, люди приезжают к нам учиться, и приезжают отовсюду. У нас идет интересная работа по развитию регионального образования. Почему бы не сделать учебники и учебные пособия по географии, флоре и фауне дальневосточного региона? Такие учебники были бы дешевле и перспективнее.
Некоторое время мы сотрудничали с Самарой, сейчас сотрудничаем с Алтайским краем, обмениваемся опытом. Есть точки соприкосновения с территориями Дальнего Востока – с Приморским краем, с Сахалинской областью. Уже три года в русле социальной экономики, науки и образования работает Дальневосточная ассоциация. На базе Хабаровского края мы проводим многие всероссийские и зональные совещания. Недавно провели всероссийское совещание по социальной адаптации и реабилитации наших учеников, по социальной защищенности, по работе с трудными подростками.
Я была во многих московских школах, но и у нас тоже есть замечательные школы, которые ни в чем не уступают столичным. У нас есть замечательные педагоги, научный потенциал которых высок, и у них есть свои разработки, свои технологии.

Олеся ВОЛКОВА
Москва – Хабаровск – Москва

Рейтинг@Mail.ru