Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2002


ОБМЕН ОПЫТОМ

В Японии дети не любят школу, а специалисты изучают российские инновации

На этой неделе в «Эврике» побывали гости из Страны восходящего солнца: Юкико Савано (Yukiko Sawano), главный специалист в области исследования образовательной политики Национального исследовательского института образовательной политики Японии, и Йошиюки Нагата (Yoshiyuki Nagata), старший научный сотрудник того же института. Японские гости интересовались проблемами инновационного образования в России. Обычно мы сами задаем вопросы, но в данном случае гости интервьюировали главного редактора Александра АДАМСКОГО. И вот что получилось.

Ю.С.: Проблема альтернативного образования все больше волнует японцев, и мне бы хотелось узнать, как вы видите дальнейшее развитие «Эврики» и других инновационных движений. И можем ли мы считать термин «альтернативное образование» единым для всех стран или есть какие-то серьезные смысловые различия?
А.А.: В России вот уже с 1992 года действует достаточно либеральный закон, однако такого термина мы там не встретим. Для нас альтернативное образование имеет скорее научный, теоретический интерес. Цели, образовательная программа и методы – если все это есть, можно говорить об альтернативном образовании. Наша задача на сегодняшний день – ввести в школы альтернативные программы. Если это удастся, тогда у всех: у родителей, учителей и учащихся – будет большой выбор. Только тогда мы сможем сказать, что наше образование действительно демократично.
Ю.С.: Появилось ли что-то новое в процессе демократизации вашей страны?
А.А.: Конечно. За эти годы мы сделали большой рывок вперед. Развитие инновационного движения в образовании признано на государственном уровне. Выделены немалые средства на развитие инновационной сети. Реально действует механизм взаимодействия сообщества и ведомства.
Ю.С.: В Японии, несмотря на то что у нас декларируются демократические принципы, у большинства школ (особенно государственных) возникает много проблем. В том числе и проблем с демократизацией. Сейчас многие дети не любят школу. По данным социологов, около 150 000 ребят отказываются посещать школу. Поэтому наше правительство всерьез озаботилось проблемой образования. Чиновники начали искать пути выхода из этой ситуации и обратили внимание на инновационные методики. Мы обнаружили, что в России инновационное движение развито намного шире, чем в Японии. Насколько мне известно, у вас пока нет единого образовательного стандарта и деньги из бюджета централизованно распределяются по всем школам. Мне бы хотелось уточнить, как происходит финансирование школ, не вписывающихся в рамки частных или государственных, то есть школ, где практикуется альтернативное образование.
А.А.: В самом начале у нас была мысль создать инновационный финансовый ресурс (то есть свой бюджет), чтобы запустить инновационные процессы. Вы, наверное, знаете, что частично мы финансируемся деньгами федерального бюджета. Вот уже второй год на содержание и развитие ФЭПов (федеральных экспериментальных площадок) «Эврике» выделяется 40 миллионов рублей. Для нас очень важна поддержка правительства. Сейчас «Эврике» очень сложно осуществлять финансирование своих «подопечных» только лишь бюджетными деньгами. Поэтому мы стараемся искать другие источники для проекта нашего бюджета. На данный момент развивается сеть попечителей как на федеральном, так и на муниципальном уровне. Мы планируем осенью созвать съезд попечителей и пригласить на него президента В. Путина. Правительство должно сотрудничать с попечительским движением, так как попечители в определенной мере берут на себя функции общественного управления.
Ю.С.: Сколько организаций в вашей сети сегодня?
А.А.: Около тысячи. Сюда входят и школы, и детские сады, и другие образовательные учреждения.
Ю.С.: А сколько участников сети?
А.А.: Это трудный вопрос. Никто и никогда их не считал. Однако, полагаю, около ста тысяч.
Ю.С.: Могут ли ученики быть полноправными членами «Эврики»?
А.А.: Конечно. Ведь «Эврика» – это открытая сеть. И все, кто в нее входят, включая центры повышения квалификации, являются ее членами.
Й.Н.: Я думаю, это как зонтик, под которым собралось множество народа...
А.А.: Совершенно верно.
Ю.С.: Какие семинары вы проводите?
А.А.: Мы проводим экспертно-учебные сессии, где читаются лекции, а также идет большая практическая работа. Происходит презентация инновационных проектов, потом их обсуждение, и в конечном итоге наши эксперты дают свою оценку этим проектам. Обычно мы выезжаем на четырехдневные семинары в регионы, где собирается от 100 до 200 человек. И, конечно же, с нами едут эксперты. Сейчас с «Эврикой» сотрудничают сорок – сорок пять профессоров. Обычно на семинаре работают три группы: управление развитием, проектирование содержания образования и по мониторингу развития. По окончании трехлетнего курса участникам выдаются соответствующие сертификаты.
Ю.С.: Кто оплачивает выездные сессии «Эврики»?
А.А.: За билеты и расселение участников деньги берутся из средств федерального бюджета, а местные власти уже оплачивают непосредственно семинар. Мы считаем, что учителя не должны сами оплачивать расходы: в конце концов, развитие образования на местах должно иметь свою цену для местных органов управления.
Й.Н.: Обычно государство не стремится поддерживать инновационное образование, так как это может изменить действующую систему.
А.А.: Конечно, поначалу государство не хотело с нами считаться. Однако то, что нам удалось сделать (в том числе и получить поддержку из федерального бюджета), явилось результатом упорной пятнадцатилетней борьбы за выживание «Эврики». Более того, многое здесь зависит от политической ситуации в стране. Если раньше у нас была одна партия, то сейчас их много. Следовательно, мы можем заручиться поддержкой какой-нибудь (или нескольких) из них. Главное, у нас есть учительская и родительская поддержка, то есть во многом нас поддерживает общество.
Ю.С.: В нашем институте есть группа исследователей, работающих в Хабаровске. Не кажется ли вам, что организация и уклад жизни дальневосточных школ все еще советского образца? Если в образовании у всех равные возможности, то почему мы находим такие глубокие различия в школьной системе?
А.А.: Мы только-только построили инновационную сеть, и, конечно, органы управления еще не успели сменить свое отношение. По оценке ситуации на Дальнем Востоке – я согласен, хотя правительство декларирует инновации в различных областях – от экономики до образования.
Ю.С.: Это уже как-то прописано в законе?
А.А.: Нет, к сожалению, все это пока только на словах. Мышление и действия наших чиновников во многом остаются консервативными. Я все же думаю, что выход есть. Если мы построим «мостик» с родителями, минуя административный уровень и всяческие бюрократические заслоны, то мы добьемся гораздо большего.
Ю.С.: У нас в Японии такая же проблема.
Й.Н.: Как я понимаю, сначала вы хотите изменить родительский менталитет, а потом уже политиков?
А.А.: Мы стараемся это делать параллельно, хотя знаю, что трудно будет и финансово и психологически, но мы к этому готовы.
Й.Н.: Во многих странах сейчас прослеживается тенденция к стандартизации образования, с которой не соглашается большинство продвинутых деятелей в сфере образования. Как вы пытаетесь этому противостоять?
А.А.: Сначала нужно разобраться в понятии «стандартизация» – нужна ли она нам? С одной стороны, да. Общие стандарты необходимы. С другой стороны, если не будет альтернативы этим стандартам, то качественным образование уже не будет, так как не будет выбора. Стандарт – это не только учебный компонент. С моей точки зрения, стандарт может определить, сколько «стоит» один ученик, и сравнить эти цифры с цифрами других стран. Это будет интересно еще и потому, что мы (например, США и Россия) тратим на образование разные деньги. В целом мы пытаемся изменить этот закон, но без забастовок и демонстраций. Мы действуем параллельно через депутатов в парламенте, через СМИ (влияя на общественное мнение). Мы можем также работать с учителями, обсуждая цели стандарта.

Подготовила Елена ЕРТУЛОВА

Рейтинг@Mail.ru