Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Конец иллюзии превосходства

Национальный фонд подготовки кадров (НФПК), оператор между Всемирным банком и Правительством России, распространил «Итоговый отчет...» о результатах, полученных в рамках программы PISA. Это специальное массовое мониторинговое исследование учебных достижений учащихся среди экономически развитых стран мира было проведено в 2000 году, и его данные только недавно стали известны научной общественности.

Цель этого исследования проста и достаточно абстрактна: узнать, насколько хорошо 15-летние учащиеся готовы к жизни в современном мире. Исследовались наиболее важные области знаний учащихся – такие, как чтение, математика и естествознание. При этом, еще раз подчеркнем, целью исследования было установить не степень усвоения учащимися учебной программы, а насколько хорошо учащиеся могут использовать полученные знания и умения в своей повседневной жизни.
Участниками этого мониторинга стали 32 страны. Для многих результаты оказались шокирующими: так, в Германии долгое время со страниц тиражных изданий не сходила дискуссия о судьбах германского образования в связи с неудовлетворительным результатом PISA.
В России, во многом из-за неумелого распространения этих результатов, а может быть, и нежелания придавать их огласке, общественность никак на них не отреагировала. А они таковы.
«Предварительные результаты учащихся России, к сожалению, оказались ниже среднего международного уровня учащихся развитых стран. ...Обычно средний международный уровень по тысячебалльной шкале Раша равен 500 баллам. Результат России ниже 500. ...В математике результат слегка выше, но все равно ниже среднего международного среди развитых стран».
Российские специалисты, анализировавшие эти данные, приходят к выводу: чуть ли не основная причина нашего отставания от экономически развитых стран – низкое экономическое, социальное и образовательное положение семей учащихся. Цитируем: «Если улучшить экономическую обстановку в России для всего населения, российские результаты сравняются с международными, а в средней группе (имеется в виду статус семьи. – А.А.) слегка превзойдут, даже если при этом не будут происходить никакие изменения в образовании». (Остается непонятным, однако, почему в экономически развитых странах этого не происходит, но подобный вопрос – уже за пределами данного исследования.)
Средний балл «по чтению» у российских учащихся из социально высокостатусных семей приближается к 490. Международный показатель – около 550. Разница у учащихся из низкостатусных семей: около 430 в России, международный показатель – около 460. При этом в анализе данных, полученных в ходе исследования, игнорируется специфика образовательных программ и способов образования, а под «образовательными системами» понимаются ПТУ, техникумы, школы, гимназии и лицеи. А между тем различия по социально-экономическому статусу внутри школ занимают лишь 6,3%, а такие же различия между школами – 9,3%. Все остальные различия внутри школ российские специалисты относят к «необъяснимым различиям», и такие «необъяснимые различия» составляют 57,6%. А доля «необъяснимых» различий между школами – 26,8%. Но как бы там ни было, достижения российских учащихся, как результат нашего образования, – ниже международного. То есть ни о каком «лучшем в мире» и речи не идет, а речь идет о том, как исправлять положение.
Анализ по федеральным округам следующий: в Центральном округе результаты либо статистически выше среднего по России, либо равные. В Южном – самые низкие. Удивительно, но Дальневосточный округ укладывается в средние показатели, как и Северо-Западный, что как раз неудивительно). А Приволжский, Уральский и Сибирский округа имеют результаты ниже средних по России.
Удивительным можно считать и то, что результат по математике в российских школах выше, чем по естествознанию и чтению, причем значительно. Россия в очередной раз подтвердила свой уровень, теперь, правда, весьма относительный, математической подготовки. А точнее, не уровень, а приоритет. Качество одинаково низко по всем предметам, но по естествознанию и чтению гораздо ниже, чем по математике. Авторы отчета утверждают: «В России учащийся может выполнять математические задачи, не умея хорошо читать и понимать текст».
Интересна статистика. Около 75% учащихся 15-ти лет находятся сегодня в школе, из них в гимназиях и лицеях – около 7%. Около четверти молодежи этого возраста – в профучилищах или техникумах. Подробный анализ семейного фактора показывает, что почти главным условием результативности обучения в этом возрасте оказывается образование мамы ребенка. При этом чаще всего образование мамы в российских семьях выше, чем образование отца.
Просто катастрофический результат показали учащиеся сельских школ. По данным отчета, в случае сохранения социально-экономического состояния страны каждый пятый учащийся сельской школы будет иметь низкий результат, в то время как в крупных городах – каждый десятый.
...Таким образом, еще раз подтвердились данные о том, что никакого преимущества перед другими странами российское образование уже давно не имеет. Задача модернизации – не выдумка и не «низкопоклонство перед Западом», как стараются это представить патриоты на митингах. То, что школа еще удерживает доверие населения и учеников, – заслуга не системного управления, а преданности учителей своему делу.
Теперь вопрос в том, поддержат ли учителя и родители идеи модернизации. В том виде, в каком эти идеи пропагандируются сейчас – как инструкции сверху, шансы на поддержку невелики.
А значит, разрыв между готовностью к жизни и формальным качеством образования в России будет увеличиваться.
Правда, следующее исследование такого рода – в 2003 году: на обработку результатов уйдет еще год, на публикацию – год. А до 2005 года столько еще всего будет...

Рейтинг@Mail.ru