Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2002


СТУДИЯ

«Призывать к созиданию, а не к развалу»

Прочитала статьи Ольги Сомовой «Школа коммунизма» в условиях рынка», «Профсоюзная ассоциация сегодня: кризис жанра?» Скажу сразу – выполнен чей-то социальный заказ. И связан он с тем, как «развалить» профсоюз. Это прослеживается в содержании двух статей. Иначе зачем было чернить общественное объединение.

Понимаю был бы это анализ деятельности первичной организации. Критический даже. Можно было бы что-то взять на вооружение. Ибо на ошибках учатся тоже. А здесь все сводится к простой мысли – нам профсоюз не нужен, он ничего не дает.
Нередко слышу и другие разговоры. Ну, чем теперь занимается профсоюз? С зарплатой обстановка нормализовалась. Какие могут быть дела?
Во-первых, хочу заметить: те, кто полагает, что профсоюзы должны заниматься исключительно зарплатными долгами, глубоко ошибаются.
Во-вторых, кто сказал, что исчезли проблемы с зарплатой в педколлективах? Неправда! Да, наш учитель привык, что зарплату ему могут выдать не второго, а пятого, что отпускные могут задержать на пять-десять дней. Он считает это нормальным, но это не нормально!
В оплате труда педагогов очень много «белых пятен». С повышением зарплаты, что с декабря минувшего года осуществляется, – одно расстройство. Она все же осталась ниже прожиточного минимума. Вновь обещают повышение.
В профсоюзе я 30 лет. И все эти годы слышу одни и те же обещания в адрес учителя: надо подождать, давайте подумаем, надо бы посчитать...
Вот бы исследовать журналистам эту проблему. Назвать бы чиновников, ибо до сих пор они не понимают, что без поддержки учителя вперед обществу не продвинуться. И показать, что делает профсоюз. Реально ответить на вопрос: а кто, кроме профсоюза, помогает защитить педагога от произвола работодателей.
Подчас приходится сталкиваться с откровенным правовым нигилизмом. К примеру, приходит молоденькая учительница к директору школы, говорит: мол, Мария Ивановна, у меня завтра свадьба, разрешите мне взять три дня. И слышит в ответ: а в законе, дескать, не предусмотрены оплачиваемые дни. Вместо того чтобы поздравить коллегу, подумать, как и чем можно помочь.
Двадцатилетняя воспитательница увольняется в начале января из детского сада, ей три месяца не выдают трудовую книжку. Почему? Оказывается, ее сестра, ранее работавшая там же, задолжала какие-то деньги. При чем тут этот воспитатель, почему ее трудовую книжку продержали ни за что ни про что?
В одной из школ заместитель директора решила уволиться как положено, предупредив администрацию об этом за две недели. В ответ – ультиматум: не уйдешь, пока не найдешь замену. Воспитательница детского сада решила перейти в другой, поближе к дому. На старом месте ей два года назад была присвоена квалификационная категория. На новом месте ей экономист заявляет(?), что она не будет получать зарплату по второй категории.
А взять проблему совместительства. Один весьма уважаемый педагог работает по совместительству с 1971 года. И каждый раз его в конце учебного года увольняют и ежегодно с первого сентября принимают на работу. Какой смысл? Это ли не унижение человеческого достоинства? И таких примеров, увы, немало. Вот над всем этим работают профсоюзы. Не всегда люди решаются постоять за себя, обозначить проблему, привлечь к ней внимание.
На одном из активов узнала о практике профсоюза работников образования Октябрьского округа, где накануне нового учебного года прошла окружная конференция, посвященная проблемам взаимодействия профкомов и администраций школ: здесь подняли немало насущных вопросов, в том числе поддержки молодых учителей, повышения престижа профессии педагога. Обратите внимание, профсоюз проявил инициативу о молодых – не чиновники или власть имущие!
Автор статьи проводит мысль, что сами педагоги разочаровались в профсоюзах, спешат расстаться с профбилетом. Да, в начале 90-х многие посчитали профсоюзы делом прошлым, а сейчас наблюдается возврат в наши ряды. Вспоминается случай, когда одна учительница сгоряча написала заявление о выходе из профсоюза. Теперь два года она обращается в свою организацию с просьбой принять ее обратно, жалуется во все инстанции, что ее не хотят принимать. Но, видимо, в чем-то она не устраивает коллектив, а по уставу только решением общего собрания организация принимает пополнение. Так что тем, кто считает, что профсоюзы отомрут, могу сказать одно – не надейтесь. Конечно, только по росту численности рядов нельзя судить об укреплении позиций профсоюза.
А конкурс «Профлидер года»! Он помогает поддерживать активистов, ведь председатели профкомов, учителя в составе комитета работают на общественных началах, без всякой оплаты. Конечно, не все сразу получается. У нас немало профессиональных проблем! Взять, к примеру, возможности профессионального роста. Треть омских педагогов не прошла в течение последних пяти лет курсовую переподготовку. Что это – нет желания у учителя? Вряд ли. Нет возможности у Института повышения квалификации работников образования? Тоже не так. Выходит, в школе у педагога нет для этого условий, в том числе из-за перегрузки (поработай-ка на полторы-две ставки), из-за нехватки денег на проезд в городском транспорте (два раза в неделю съездить в институт туда–обратно нужно минимум 12 рублей – где их взять?). Кто-то, наверное, над этой суммой посмеется, но нашим педагогам и ее нужно поискать. Посмотрите, как в большинстве своем учителя живут, как питаются! Охрана труда, оздоровление – еще пласт проблем! Когда-то у нас на тысячу членов профсоюза было 95 путевок в санатории, здравницы. Сейчас выделяют девять-десять. Мы счастливы... Почти все отчисления в Фонд социального страхования «съедают» расходы по больничным листам – практически каждый учитель имеет хроническое заболевание.
Проблем школьных много. Было бы здорово, если бы и газета помогала нам. О чем речь? Прежде всего о повышении тарифных ставок. Если материально не поддержим учителя – он уйдет из школы, а молодых мы в классы не заманим. Боюсь, если решение о повышении заработной платы учителям не состоится в этом году, ситуация может осложниться.
Остается также нерешенным вопрос о погашении задолженности (с 1998 года) по книгоиздательской литературе. Правильно поступают коллективы, которые пытаются с поддержкой профсоюза вернуть эти деньги через суд. По исполнительным листам выплаты производятся.
Почему от профсоюза ждут только материальной помощи? А разве моральная поддержка ничего не значит? Сама я в профсоюзе с 17 лет. Да, мы платим взносы. Но разве мы теряем иногда по пустякам не больше? Лет 20 назад у профсоюзов было больше возможностей помочь материально. Что он и делал.
Мы с мужем работаем приемными родителями-воспитателями приемной семьи. Помогаем государству растить достойную смену нам, взрослым людям. Неоднократно мы ездили с детьми в загородные поездки. И это только благодаря профсоюзной организации. Уже несколько раз участвовали в соревнованиях по туризму, организованных профсоюзами. Проводятся шахматные турниры. По-прежнему организовывают подарки для детей на Новый год, и это далеко не весь перечень поддержки от профсоюза.
И еще. Кто выходит из профсоюза? На мой взгляд, те, кто не видит силу в единении, на первое место выставляет материальный интерес. А ведь простая истина – одному трудно выстоять в любой ситуации. Объединившись, многого можно добиться. И ретивого работодателя победить. И учителя поддержать. Дело это нелегкое. Но все же надо созидать, а не разваливать созданное.

Екатерина КРЫЛОВА,
воспитатель семейного детского дома, г. Омск

Рейтинг@Mail.ru