Александр АДАМСКИЙ
Не сметь командовать!
Образование осталось, наверное,
единственной сферой общественной жизни, в
которой еще возможно императивное внедрение
новой нормы.
Уже и в экономике, и в политике, и в искусстве всем
ясно, что старый добрый ленинский принцип «Не
сметь командовать!» не только справедлив, но и
очень эффективен.
Правда, у В.И. Ленина этот принцип так и остался
декларацией, а за любое отклонение от воли партии
либо неисполнение указания политбюро, ЦК или
просто партийного функционера кара была
немедленной и страшной. Но когда большевикам
требовалось решить действительно системную
задачу – например, план электрификации всей
России или во время смертельной опасности, – то в
ход шли не окрики и угрозы, а система переговоров
и соглашений или даже возведение сограждан в сан
«братья и сестры».
Сегодня, когда времена большевизма, казалось бы,
ушли безвозвратно, «правильные решения»
принимать намного сложнее, потому что
руководящим органам уже невозможно издать
распоряжение в духе постановления ЦК КПСС и
затем тщательно отслеживать исполнение. То есть
отслеживать, насколько действия и результаты
всех подведомственных учреждений соответствуют
принятому постановлению ЦК КПСС. Мы хорошо
помним это по попыткам реформировать школу в
советское время. Они были предельно эффективными:
решили создать кабинетную систему – и в короткий
срок в каждой школе были оборудованы учебные
кабинеты истории, литературы, математики. И
увеличение сроков обучения происходило без
всяких общественных дискуссий.
Любая партийная инициатива, попавшая в ранг
решениЯ, имела 100-процентную вероятность
исполнения невзирая на то, как это
воспринимается гражданами.
А какое было управление – песня, а не управление!
Я прекрасно помню, как моего папу, директора
сельской средней школы на Украине, фронтовика,
офицера, инвалида войны, вызвали в райком и
малограмотный инструктор орал на него
нечеловеческим голосом:
– Ты положишь партбилет на стол бюро, если не
обеспечишь установку райкома!
Я очень хорошо запомнил это сочетание «на стол
бюро»: в сознании инструктора «бюро райкома
партии» было одушевленным, у него был стол. А в
моем сознании, испорченном изучением
французского, «стол бюро» – это была какая-то
абракадабра, которую я никак не мог осмыслить.
Но мама мне объяснила, что абракадаброй было не
это, а установка бюро, пришедшая, конечно,
«сверху», чтобы весь выпускной класс, в котором
она, кстати, была классной руководительницей,
остался после выпуска на селе и пошел работать в
полном составе в колхоз.
До поздней ночи мои родители решали, как быть:
выполнить установку – означало искалечить жизнь
почти десятку выпускников, у которых была
возможность поступать в вузы, а не выполнить –
снова неприятности, которых у моих родителей к
тому времени скопилось достаточно. Ценой
невероятных усилий удалось все-таки смягчить эту
самую установку, и часть ребят все-таки уехали
поступать. А бюро свое взыскание на директора
наложило.
Но вот это: «Положишь партбилет!» – заменяло все:
и дискуссию, и рефлексию, и сам здравый смысл.
Императив выполнения указания заменял собой
весь механизм формирования управленческого
решения.
И сегодня императивный подход становится не
только управленческой нормой, но и экспертной.
Например, считается, что все инициативы в системе
образования необходимо экспертировать с точки
зрения их соответствия параметрам модернизации.
Не буду здесь обсуждать сами параметры
модернизации, скажу лишь, что возможен и другой
подход: экспертиза параметров модернизации с
точки зрения инновационных подходов,
возникающих в жизни.
А сведение всей системы экспертизы к обнаружению
расхождений с концепцией модернизации и
корректировка инновационных проектов «под
концепцию» – ну это в лучшем случае скудоумие.
И будет как во времена партийного бюро, только
вместо насильного направления выпускного класса
в колхоз будет императивная профилизация, или
стандартизация, или повсеместное внедрение
компетентностного подхода, а там глядишь – 12-летка.
Меня больше всего пугает, что такой подход
коснется, например, общественного управления
школой, создания попечительских советов или
развития экспериментирования.
– Хватит экспериментировать! – это слова
руководителя Совета Федерации Сергея Миронова,
который назвал переход на 12-летнее обучение
имитацией бурной деятельности в худших
советских традициях.
Я абсолютно убежден, что даже самая
перспективная идея модернизации системы
образования обернется своей противоположностью,
если будет внедрена насильно, императивным
способом.
Именно поэтому главной задачей, с моей точки
зрения, является не принятие «правильного
решения», а кропотливое создание гражданских
институтов принятия правильных решений. Правда,
отчитаться в короткий срок за такую работу не
удастся. А некоторым нужно побыстрее, поэтому
рано или поздно логика развития императивной
модернизации приведет к римейку полузабытой
угрозы:
– Положишь партбилет на стол бюро!
Или все-таки вернуться к ленинскому принципу «Не
сметь командовать!» и попытаться представить
себе, что изменения происходят вначале в
сознании людей, а затем ложатся на бумагу,
превращаются в документ.
А если попытаться действовать наоборот – это и
будет самая короткая дорога к райкому КПСС.
Так вам куда, граждане?
Публикация статьи произведена при поддержке портала Forex.ru. Школа форекс поможет начинающим освоить азы торговли на валютном рынке, а опытные трейдеры смогут усовершенствовать свои методы и улучшить показатели с помощью информации и услуг, размещенных на сайте.
По материалам: Forex.ru
|