Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Не сметь командовать!

Образование осталось, наверное, единственной сферой общественной жизни, в которой еще возможно императивное внедрение новой нормы.

Уже и в экономике, и в политике, и в искусстве всем ясно, что старый добрый ленинский принцип «Не сметь командовать!» не только справедлив, но и очень эффективен.
Правда, у В.И. Ленина этот принцип так и остался декларацией, а за любое отклонение от воли партии либо неисполнение указания политбюро, ЦК или просто партийного функционера кара была немедленной и страшной. Но когда большевикам требовалось решить действительно системную задачу – например, план электрификации всей России или во время смертельной опасности, – то в ход шли не окрики и угрозы, а система переговоров и соглашений или даже возведение сограждан в сан «братья и сестры».
Сегодня, когда времена большевизма, казалось бы, ушли безвозвратно, «правильные решения» принимать намного сложнее, потому что руководящим органам уже невозможно издать распоряжение в духе постановления ЦК КПСС и затем тщательно отслеживать исполнение. То есть отслеживать, насколько действия и результаты всех подведомственных учреждений соответствуют принятому постановлению ЦК КПСС. Мы хорошо помним это по попыткам реформировать школу в советское время. Они были предельно эффективными: решили создать кабинетную систему – и в короткий срок в каждой школе были оборудованы учебные кабинеты истории, литературы, математики. И увеличение сроков обучения происходило без всяких общественных дискуссий.
Любая партийная инициатива, попавшая в ранг решениЯ, имела 100-процентную вероятность исполнения невзирая на то, как это воспринимается гражданами.
А какое было управление – песня, а не управление! Я прекрасно помню, как моего папу, директора сельской средней школы на Украине, фронтовика, офицера, инвалида войны, вызвали в райком и малограмотный инструктор орал на него нечеловеческим голосом:
– Ты положишь партбилет на стол бюро, если не обеспечишь установку райкома!
Я очень хорошо запомнил это сочетание «на стол бюро»: в сознании инструктора «бюро райкома партии» было одушевленным, у него был стол. А в моем сознании, испорченном изучением французского, «стол бюро» – это была какая-то абракадабра, которую я никак не мог осмыслить.
Но мама мне объяснила, что абракадаброй было не это, а установка бюро, пришедшая, конечно, «сверху», чтобы весь выпускной класс, в котором она, кстати, была классной руководительницей, остался после выпуска на селе и пошел работать в полном составе в колхоз.
До поздней ночи мои родители решали, как быть: выполнить установку – означало искалечить жизнь почти десятку выпускников, у которых была возможность поступать в вузы, а не выполнить – снова неприятности, которых у моих родителей к тому времени скопилось достаточно. Ценой невероятных усилий удалось все-таки смягчить эту самую установку, и часть ребят все-таки уехали поступать. А бюро свое взыскание на директора наложило.
Но вот это: «Положишь партбилет!» – заменяло все: и дискуссию, и рефлексию, и сам здравый смысл. Императив выполнения указания заменял собой весь механизм формирования управленческого решения.
И сегодня императивный подход становится не только управленческой нормой, но и экспертной. Например, считается, что все инициативы в системе образования необходимо экспертировать с точки зрения их соответствия параметрам модернизации.
Не буду здесь обсуждать сами параметры модернизации, скажу лишь, что возможен и другой подход: экспертиза параметров модернизации с точки зрения инновационных подходов, возникающих в жизни.
А сведение всей системы экспертизы к обнаружению расхождений с концепцией модернизации и корректировка инновационных проектов «под концепцию» – ну это в лучшем случае скудоумие.
И будет как во времена партийного бюро, только вместо насильного направления выпускного класса в колхоз будет императивная профилизация, или стандартизация, или повсеместное внедрение компетентностного подхода, а там глядишь – 12-летка.
Меня больше всего пугает, что такой подход коснется, например, общественного управления школой, создания попечительских советов или развития экспериментирования.
– Хватит экспериментировать! – это слова руководителя Совета Федерации Сергея Миронова, который назвал переход на 12-летнее обучение имитацией бурной деятельности в худших советских традициях.
Я абсолютно убежден, что даже самая перспективная идея модернизации системы образования обернется своей противоположностью, если будет внедрена насильно, императивным способом.
Именно поэтому главной задачей, с моей точки зрения, является не принятие «правильного решения», а кропотливое создание гражданских институтов принятия правильных решений. Правда, отчитаться в короткий срок за такую работу не удастся. А некоторым нужно побыстрее, поэтому рано или поздно логика развития императивной модернизации приведет к римейку полузабытой угрозы:
– Положишь партбилет на стол бюро!
Или все-таки вернуться к ленинскому принципу «Не сметь командовать!» и попытаться представить себе, что изменения происходят вначале в сознании людей, а затем ложатся на бумагу, превращаются в документ.
А если попытаться действовать наоборот – это и будет самая короткая дорога к райкому КПСС.
Так вам куда, граждане?

Публикация статьи произведена при поддержке портала Forex.ru. Школа форекс поможет начинающим освоить азы торговли на валютном рынке, а опытные трейдеры смогут усовершенствовать свои методы и улучшить показатели с помощью информации и услуг, размещенных на сайте.
По материалам: Forex.ru

Рейтинг@Mail.ru