Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2002


СВОБОДА И ШКОЛА

Милослав БАЛАБАН

Школа не терпит обмана

Пока мы учимся в класс-школе, нам в голову не приходит, что почти каждый урок построен на особом виде «школьного» притворства.
Мораль класс-школы не позволяет четко развести истинные достижения своей работы и пустые пожелания. Часто всем известно, что какая-нибудь задача явно не под силу данной школе. Здесь нужно много чего поискать, чтобы найти, как это реально сделать, а мы уже обещаем «всему обучить» и... набираем учеников.
В открытой морали парк-школы реализуется простой принцип: не навязывать другому того, чего он делать не хочет или вообще не может. Класс-школа постоянно нарушает этот естественный принцип морали. Такова ее врожденная силовая идеология: не умеешь – научим, не хочешь – заставим.
Видимо, именно здесь лежит причина того, что школа сама не идет на свободный рынок педуслуг. Там требуется РАЗВЕСТИ реальные услуги и добрые прекраснодушные пожелания (иначе реклама будет ложной). Но чтобы как-то осуществить такой РАЗВОД, нужно работать на РЫНКЕ. Только на рынке требуется дать развернутый анализ реальных достоинств выпускаемой услуги. Только свободный рынок способен действенно проверить истинность наших заявлений по любому поводу. Без рынка нельзя получить то, с чем нужно выходить на рынок. А в парк-школе уже действует достаточно свободный рынок педуслуг, которые предлагают ученикам открытых студий. Вот почему обычная класс-школьная мораль там не работает.
Многие отмечают, что в США при формальном отсутствии открытых студий все же удается выращивать творчески настроенных предпринимателей. Возможно, что школа к этому вообще не имеет отношения. Может быть, сама культура творит это. Как культура, царящая в конкретной фирме, ведет к тому, что каждый, поработав в ней несколько лет, проникается ею и уже не может действовать иначе.
В американских школах ученики давно готовят задания, пользуясь Интернетом, – те, у кого нет дома выхода в Интернет, сидят в публичной библиотеке. На полмиллиона жителей города обычно есть около десятка таких общественных библиотек. И если тебе в школе сказали: «Выполни научный проект по теме «Космос», – ты можешь почти все быстро найти в Интернете, а потом прийти в класс и всем рассказать о своих открытиях. Тебя за это обязательно поблагодарит учитель и выдаст красиво оформленный «сертификат успешного проекта». Твоих недочетов никто не отметит, а достоинства будут расхваливать на все лады и, возможно, напишут о тебе в школьной газетке. В техасской начальной школе в классе из 20 учеников стоят пара компьютеров, принтер и ксерокс – в основном для учителя, но и ученики нередко выполняют часть заданий в классе на компьютере. В таких условиях «программа» оказывается достаточно условной. Правда, как и у нас при тестировании, у учеников проверяется определенная скорость чтения, а также количество баллов, которые они способны набрать в тестах. Иначе не переведут в следующий класс, несмотря на твои успехи в интернет-проектах.
Конечно, такие технические возможности вкупе с идеологией Дьюи не столько снимают авторитарно-воспитательный эффект классно-урочного грейдинга (сортировки учеников по рангам), сколько прячут его или переводят в другую ипостась. Если класс-школа – насилие, то 10–12 лет такого насилия неизбежно окажут свое отрицательное влияние на развитие личности, в чем-то существенном лишенной права выбора. Видимо, и бизнес в Америке развивался бы несколько иначе и либеральнее, если бы выпускники этой очень дорогой школы не были обязаны так же полжизни выполнять чьи-то указания, как ученики самых примитивных школ. Всем им приходится с трепетом готовиться ко всяким надуманным тестам, радоваться тому, что тебе удалось подняться выше кого-то в списке успехов... Если удастся исследовать этот скрытый от публики эффект всякой класс-школы, то можно будет найти, в ЧЕМ он делает людей ущербными. Именно эта тщательно скрываемая проблема заставляет всякую класс-школу жить очень скудно, не пытаясь разбогатеть на рынке. Даже в Америке школа живет вне рынка. Оказывается, рынок требует какой-то недостижимой для школы прозрачности предоставляемых услуг.
Я думаю, что учительская СОВЕСТЬ не позволяет школе выходить на рынок с тем реальным результатом, который получается в области ЗНАНИЙ (до сих пор не больше 10% КПД). Но если не обучение знаниям, а нечто более похожее на ВОСПИТАНИЕ станет доминантой массовой школы, у любой школы будет с чем практически выйти на рынок. Но для этого придется в чем-то резко изменить ряд моральных ценностей. Например, придется считать «непослушание», даже какую-то «грубость» или «нагловатое своеволие» вполне положительными качествами на определенных ступенях развития личности.
Понятие ВОСПИТАНИЕ трудно передается на европейских языках. Пока оно оставалось на периферии педагогического внимания (тут действительно трудно что-то научно структурировать), все шло вполне гладко. Все знают, что моральные проповеди имеют скорее отрицательный эффект, и справедливо относят реальный воспитательный результат к воздействию иерархии социумов (от семейного до глобального – в том числе через ТВ, видео и Интернет).
Если удастся выделить (хотя бы умозрительно) воспитательный эффект парк-школы и отдельной парк-студии и расписать его возможные варианты, то можно будет заняться и экспериментальным варьированием каких-то воспитательных «программ». Ведь на уровне дрессировки (в армии, например) все довольно предсказуемо, вплоть до ненависти или мазохистской любви к такому насилию.
Думаю, что при надлежащих условиях этического развития социальных «зародышей и задатков» в душе ребенка, его разум окажется в большом выигрыше и на практике воспримет гораздо больше знаний (чаще всего отыскивая их самостоятельно), чем удастся в него впихнуть любой хитрой методикой авторитарного обучения.

Рейтинг@Mail.ru