Александр АДАМСКИЙ
«Эврика» на пути
к образовательной сети
C 1 по 5 мая состоялся очередной сбор
«Эврики» – в гостиничном комплексе «Измайлово»,
в Москве.
Проводить весной и осенью эвриканские сборы
стало традицией еще с конца 80-х годов прошлого
века. В 1987 году, в апреле, прошел впервые второй
тур конкурса «Авторская школа «Эврика» – в
Красноярске, а затем, в конце лета, в Асаново, в
Удмуртии, – финал «Авторской школы». Так каждый
год и собирается «Эврика» – весной и осенью.
Теперь весенний сбор – планирование жизни на
год. А осень – финал конкурса «Авторская школа»,
уже на статус «Федеральная экспериментальная
площадка».
Как, на мой взгляд, сегодня выглядит «Эврика»?
Прежде всего это сеть инновационного
образования, где появляются и могут получить
профессионально-общественную и ведомственную
поддержку культурно-образовательные инициативы.
«Эврика» выполняет функцию места проявления
этих инициатив и организации комплекса действий
по поддержке – экспертной, научно-методической,
информационной, общественной, со стороны средств
массовой информации, административной.
Обустройство места поддержки инициатив, места их
проявления, требует длительной и кропотливой
работы и большого напряжения многих людей – и
самих авторов инициатив, и организаторов этой
сети, и экспертов и чиновников.
Самым легким способом формального выполнения
этой задачи является подчинение сети «Эврика»
существующим административным институтам.
Поэтому так часто на весеннем сборе звучали – со
стороны представителей системы повышения
квалификации прежде всего – призывы отдаться
под эгиду этой структуры, пойти под «научную
крышу» и стать подразделением формально
обустроенной системы институтов повышения
квалификации.
Такая же линия проводится со стороны
ведомственных экспертов, кстати не
представителей самого ведомства, не чиновников,
а услужливых ведомственных экспертов, которые,
желая быть «святее папы», пытаются навязать
«Эврике» статус ведомственного подразделения,
подчинить движение сиюминутным задачам
псевдонаучной конъюнктуры. Особенно наглядно
это было, когда эксперты Национального фонда
подготовки кадров – структуры, выполняющей
промежуточную функцию между Министерством
образования и Мировым банком, пытались
анализировать деятельность сети ФЭП на предмет
соответствия задачам модернизации. То есть
предметом «экспертизы» было соответствие
культурно-образовательных инициатив формальным
задачам модернизации, известным, надо полагать,
узкому кругу приближенных или, как теперь
принято говорить, «афелированных» к
педагогической власти советников и тайных для
образовательной общественности.
На наш взгляд, возможна экспертиза другого рода,
намного более эффективная: насколько формальные
задачи модернизации соответствуют появляющимся
в инновационной практике
культурно-образовательным инициативам. То же
самое касается давно отставшей от современного
уровня развития образования системы повышения
квалификации, действительно во многом
представляющей собой, как выражаются сами ее
представители, «научно-методическую крышу» для
административных широкомасштабных и
мелкомасштабных экспериментов. Систему,
услужливо обслуживающую любую прихоть
административной машины, зато претендующую на
беспредельную монополию в определении того, что
полезно, а что нет отечественному образованию.
Так называемая курсовая подготовка, мало того
что неэффективная по своей методологии и
содержанию, еще и не требующая никакой научной
основы, построена на примитивном
репродуцировании так называемого «передового
педагогического опыта», или ведомственных
разработок, в любом случае доведенных до уровня
методик и алгоритмов. Какая там может быть наука?
Компиляции архивных текстов или методик
внедрения одобренных разработок!
«Эврика» отнюдь не против сотрудничества и с
ведомством, и с системой повышения квалификации,
но не на уровне административного
патронирования или подчинения, а на основе
равноправного сотрудничества и партнерства.
Потому что цель «Эврики» – вырастить
инновационную образовательную сеть как
автономный образовательный институт. Как модель
института гражданского общества. Как модель
гражданского общества.
И если у нас есть возможность (с помощью
ведомства же, которое предоставляет для развития
инновационного движения средства из Федеральной
программы развития образования), то было бы
ошибкой пренебречь этой возможностью и на
потребу поклонникам батальонного способа
развития образования ввести инновационное
движение под крышу военизированных структур.
Нет, позвольте, господа советники, приближенные
эксперты и повышатели квалификации, создавать на
базе эвриканской сети федеральных
экспериментальных площадок независимую
инновационную образовательную сеть. Что не
мешает нам сотрудничать и критиковать друг
друга, и даже спорить, и взаимно экспертировать
наши проекты.
Мы же товарищи?
Но у граждан нашего Отечества должна быть
возможность выбора образовательных
возможностей, да и для системы образования
полезней, если в ней останется небольшой
островок вольной педагогики.
Согласитесь, там иногда может появиться что-то
важное и полезное, что не появится в условиях
батальона, то есть учреждения.
|