Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2002


ДИАЛОГ С ВЛАСТЬЮ

Надежда АНТИПИНА, начальник Главного управления
образования администрации г. Красноярска:

«Нельзя заставлять учителя
бесконечно ждать и терпеть»

Уважаемые читатели, мы предлагаем вашему вниманию размышления одного из авторитетных управленцев о проблемах российской образовательной политики.

Попечительство должно быть влиятельным

Становление института гражданского общества происходит очень медленно. Именно поэтому возникает много проблем, которые меня как начальника Управления образования Красноярска волнуют и беспокоят. И одной из главных является попечительство. Оно должно быть весомым, значимым для общества, влиятельным в образовании.
К понятию «попечительство» вообще отношусь очень трепетно. И объясню почему.
Во-первых, не хочется, чтобы слово стало штампом, чтобы к нему люди привыкли и стали воспринимать как что-то расхожее и обыденное. Если мы обесценим и слово, и понятие попечительства, не успев раскрыть все его возможности, мы потеряем попечительство как таковое, мы потеряем существенный ресурс в становлении гражданского общества как института общественного самоуправления. Общество еще не научилось влиять на образовательную политику страны. Люди пока не понимают, как через свою школу можно воздействовать на образование в стране, в данном городе, в данном поселке. Они не воспринимают школу как рычаг управления общественными институтами. Но все понимают простую истину – стоит в селе закрыть школу, и завтра села не будет. Мы просто даже не готовы понять, что такое попечительство.
Во-вторых, мы мало рассказываем об этом людям. Не потому, что не хотим или чего-то боимся. Есть, конечно, доля и нашей вины, и вины директоров школ. Но не только. Просто прессу больше интересуют политические события, которые разворачиваются в Красноярске. А когда свершается реальное действо в образовании, чему стоит уделить внимание, о чем стоит написать, – никто не приходит. Так было и с городским фестивалем детских садов, когда телевидение не приехало вовсе.
Попечительство должно стать реальным институтом гражданского общества. Помните, прошла первая волна – и стали быстро создавать попечительские советы?.. Но ведь не везде и не в каждой школе должен быть свой попечительский совет. Возьмем для примера хотя бы наш город – он поделен административно на районы и микрорайоны. И это естественно, что они друг от друга отличаются. И это естественно, что население на окраинах города иное, чем в центре. И это естественно, что в какой-то школе есть попечительский совет, а в какой-то нет.
У России уже был интересный исторический опыт – опыт земства. Это был редкий для России опыт общественного управления школой.
Откроем книгу «Народная энциклопедия по образованию, 1866 год». Там пишут удивительные вещи. Например:
«Херсонская земская управа докладывала земскому собранию, что во всех без исключения уездах значительное большинство школ находится в совершенно неудовлетворительном положении. Учителя плохи донельзя. Часто пьяницы, люди безграмотные, учебного времени едва ли найдется три-четыре месяца в году. И вследствие этого дети учатся по нескольку лет, решительно ничему не научаясь. В одном из сел Белгородского уезда Курской губернии население обучалось у местного дьячка. Плата за обучение полагалась натурой: хлебом, салом и яйцами...» Если продолжить дальше, то мы увидим массу вопросов, созвучных проблемам нынешнего образования, с которыми мы сталкиваемся в школах.
Не хотелось бы, чтобы сама идея попечительских советов стала в какой-то степени профанацией. Лучше не создавать их вовсе, чем неумело и непродуманно. Поэтому потребуется не один год, чтобы попечительство заработало.

Муниципализация необходима

Существует указ Президента России Владимира Путина от 29 декабря 2001 года «О неотложных мерах по улучшению финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений основного общего образования». В нем говорится о том, что если муниципалитет по каким-то причинам не может финансировать образование, регион обязан ему помочь. Правительство РФ до 1 июля 2002 года должно представить предложения по изменению порядка финансирования государственных и муниципальных учреждений основного общего образования.
Теперь о том, как эту ситуацию вижу я, исходя из реальной практики управленца образования. Если проанализировать ситуацию на местах, то вы увидите: в конкретном субъекте Федерации, в конкретном муниципалитете, у одних бюджет принят, у других – нет (по ряду причин). На сегодняшний день часть муниципальных образований остаются дотационными, у них не хватает средств из собственного бюджета на выплату зарплаты учителям. Так их, по-моему, давно надо было централизовать, еще года два-три назад.
Но я считаю, что переходить на региональный уровень бессмысленно. В Красноярске бюджет до сих пор не принят, хотя должен приниматься до начала бюджетного года, т.е. в декабре 2001. А на дворе уже середина 2002-го. Опасность может нарасти как снежный ком, потому что скоро грядут отпускные.
Учителя не виноваты в том, что в их регионе сложилась экономическая неурядица. Да и в Красноярском крае всего несколько регионов, которые справляются с решением вопросов по зарплате учителей, по выплате отпускных.
В школах Красноярского края платится фактическая зарплата учителям, но не платится
20-процентная надбавка, что должно было произойти еще с 1 декабря прошлого года. А не платится потому, что не принят бюджет. Значит, пока мы можем расходовать заработную плату исходя из 1/12 расходов прошлого года на образование. Таков закон, и мы не имеем права его нарушать. А отпускные надо выплачивать...
Хотя Красноярский край не единственный, кто не платит надбавки. Значит, есть какая-то причина. Или межбюджетные отношения не урегулированы...
В переходный период как раз и надо анализировать, что происходит в системе образования. Вполне может быть, что по нормативным отчислениям между всеми уровнями бюджетов происходит что-то неладное. Бесконечно это продолжаться не может.
Долги накапливаются и превращаются в гири, которые скоро всех нас потянут на дно под названием долговая яма. Тогда уже будет поздно анализировать, решать, взывать к совести. Ситуацию надо просчитывать на два-три шага вперед. И в этом смысле Петр Пимашков, глава города Красноярска, – понимающий человек. Он всегда идет на любой риск, чтобы проблему разрешить.
И как говорил булгаковский Воланд: «Никогда никого не бойся». Я и не боюсь идти на конфликты.В этой ситуации я – за учителей.

ЕТС или контракт?

Существуют различные виды аттестаций: аттестация ученика, учителя и образовательного учреждения. Вопрос в том, как все три вида аттестации взаимосвязаны и как это отражается на заработной плате конкретного учителя. Никак – в первом случае, и никак – во втором.
В Красноярске почти нет свободных вакансий в школах, кроме вакансий учителя иностранных языков и учителя ОБЖ (последних нет, потому что требуются мужчины, а они в связи с маленькой зарплатой покинули школу и ушли работать в другие места). А учителям русского языка и литературы, учителям математики в городе устроиться вообще невозможно.
Какой выход из этой ситуации?
Да, Единую тарифную сетку (ЕТС) надо совершенствовать. Это без сомнения. Но не лучше ли просто ввести систему контракта? Ведь тогда у директора как работодателя появляется широкий спектр предложений. Директор – тот человек, который отвечает за качество образования в школе. Он понимает, какие звенья у него западают, кого следует пригласить, на сколько часов, сколько платить. А что делать, если в школу попадают случайные люди, которых допускать к детям никак нельзя (например, у учителя заболевание, о котором врачи умалчивают). Попробуй решить вопрос об увольнении такого педагога – у тебя ничего не получится! Тебе придется пройти через вереницу судов, пока наконец ты не докажешь, что ему нельзя работать с детьми! Выход тот же – контракт.
Аналогично можно принимать и абитуриентов в педагогические вузы: пусть они подписывают контракт, что после окончания вуза пойдут работать в школу, тогда мы за них можем платить, если требуется.
В рамках же ЕТС мы не видим стимулов, ради которых учителя могут ждать и терпеть. Нельзя эксплуатировать учительский патриотизм. У учителей должен быть материальный стимул. Ведь они – золотой фонд нации, государства.

Записала Олеся ВОЛКОВА

Рейтинг@Mail.ru