Александр АДАМСКИЙ
Школа насилия: новые жертвы
26 апреля в восточногерманском городе
Эрфурте, том самом, где когда-то Наполеон
встречался с царем Александром I, в гимназии
Гутенберга 19-летний Роберт Штайнхойзер открыл
стрельбу на поражение.
Как пишет известная немецкая газета
"Frankfurter Allgemeine", он действовал так же, как
действуют персонажи популярной интерактивной
компьютерной игры "Counterstrike". Эта игра
имитирует в реальном времени теракты и
антитеррористическую войну. Разбившись на
группы "террористов" и "антитеррористов",
в эту игру через Интернет играет в основном
молодежь – по данным производителя, на сайте в
любое время присутствуют 500 000
зарегистрированных игроков. Они врываются в
здания, взрывают автомобили, чтобы освободить
заложников или, если они выступают за
противоположную сторону, стараются захватить
заложников. Оружия у них достаточно, но запас
боеприпасов и других необходимых ресурсов во
время игры нужно пополнять. Штайнхойзер, как
говорят его школьные товарищи, мог бесконечно
играть в "Counterstrike".
Версии произошедшей трагедии пока разнятся. По
данным радиостанции МДР-1, которая ссылается на
полицию, все началось на контрольной по
математике: "Все сели за парты, приготовили
тетради и получили задания. Открыв свой
экземпляр теста, он вдруг сказал: "Я не буду это
делать!" – достал пистолет и стал стрелять".
Так описывают события радиожурналисты.
По другой версии, 19-летний преступник, ранее
учившийся в этой гимназии, ворвался и открыл
беспорядочный огонь по людям, убив 17 человек.
После этого нападавший покончил и с собственной
жизнью. В числе погибших – две школьницы, 13
учителей (четверть всех педагогов гимназии),
школьная секретарша и полицейский, прибывший по
вызову. А статс-секретарь по внутренним делам
земли Тюрингия Манфред Шерер уточнил, что убиты 11
мужчин, пять женщин и две девочки.
Убийца был членом двух стрелковых клубов и имел
право на владение оружием. Ирония судьбы: именно
в тот день немецкий парламент обсуждал закон,
ужесточающий правила приобретения оружия.
В гимназии Гутенберга учатся 750 детей в возрасте
от 10 до 19 лет. Теперь многие родители подумывают о
том, чтобы перевести своих детей в другое учебное
заведение.
На срочной пресс-конференции шеф эрфуртской
полиции Манфред Грубе сообщил, что после
получения информации об убийствах в гимназию был
срочно отправлен наряд, который попал под
обстрел сразу по прибытии. Один из полицейских
был убит. Вызванному затем спецназу открылась
чудовищная картина: у входа в школу, в коридорах и
в одном из туалетов лежали тела погибших. По
сообщению ИТАР-ТАСС, преступник стрелял прежде
всего по взрослым.
Шеф полиции не сообщил, при каких
обстоятельствах в школе был открыт огонь, но
отметил, что покончивший с собой преступник был
ранее исключен из школы.
…Итак, не проходит и месяца, чтобы
информационные агентства не сообщили о трагедии
в школе, детском саду или любом другом учебном
заведении с применением оружия. Впрочем, не
только с применением пистолетов или ружей.
Прошлой осенью четыре американские школьницы
пытались отравить свою учительницу. Они
обвинялись в том, что подлили Нэнси Вьендат
очищающего растворителя в бутылку для питьевой
воды. Правда, судья Томас Флин признал, что
следствию не удалось установить причастность
всех четырех и виновными были признаны лишь две
– 11 и 12 лет. Учительницу от смерти спасло лишь то,
что она не стала пить воду сразу.
И так далее. Примеров масса.
Насилие в школе стало нормой. И если таких
сообщений из российской школы не поступает – это
значит лишь то, что формы насилия в российской
школе пока не носят характер массовых убийств. Но
ни один российский учитель или директор не
сможет утверждать, что наша школа свободна от
насилия. И не только в окраинных школах, но и в
гимназиях и лицеях процветает школьная
дедовщина, захват денег у младших, унижение и
даже сексуальные посягательства.
Так что говорить сегодня о том, что школьное
насилие – это характеристика только западного
образования или западного общества, было бы по
крайней мере неправдой.
Психологи склонны винить в детском насилии
отсутствие морального воспитания в семье,
влияние средств массовой информации, массовой
культуры, а также увлечение подростков
компьютерными играми.
"Общепринятые нормы и ценности детям передают
родители. Но если они их не передали – дети
обязательно позаимствуют ценности из другого
значимого для них источника. А самый значимый
альтернативный источник ценностей сегодня – это
телевидение, кино, шоубизнес, компьютерные игры.
Ценности, которые проповедуют и транслируют
обществу СМИ, формируются продюсерами,
режиссерами, писателями, журналистами, медиа-магнатами.
Но не обществом в целом. Они искусственны, потому
что существуют лишь в воображении продюсеров, и в
соответствии с этими ценностями принимают
решения только персонажи компьютерных игр и
голливудских фильмов", – считает большинство
психологов.
Все так. Но есть еще одно важное для нас
обстоятельство. Общество смирилось с тем, что
школа проигрывает борьбу со СМИ, продюсерами,
режиссерами, писателями, журналистами, медиа-магнатами.
Мало того что мы оказываемся бессильными со
своими традиционными педагогическими методами
перед детской и подростковой энергией развития.
Мы же еще и не хотим признавать своего бессилия,
не хотим отпускать детей во взрослую жизнь. Но
держать взрослого человека в тесных рамках
школярства – это значит провоцировать его на
бунт.
…"Убей же меня!" – сказал учитель
Штайнхойзеру, сорвав с него маску и тем самым
поломав игру. И убийца семнадцати человек
ответил словами ребенка, выключающего компьютер:
"Мне больше не хочется".
|