Александр АДАМСКИЙ
Общественное – значит автономное
За прошедшую неделю я получил два
подарка от высокопоставленных управленцев
образования. Первый по времени – интересная
статья руководителей новгородской системы
образования о том, как они видят экономику школы.
Я всегда считал, что должность чиновника не
обязательно связана с невозможностью проектного
мышления или мышления вообще. Хотя принято
считать, что, как только ученый занимает кресло
высокопоставленного чиновника, теоретическое
мышление покидает его сознание и человек
превращается в функцию.
Владимир Аверкин, лидер новгородского
образования, прислал нам статью, написанную
действующим управленцем, но, с моей точки зрения,
в полной мере теоретическую. Не буду ее
пересказывать – в сегодняшнем номере вы сможете
ее прочитать на 4 и 5 полосах. И хотя я давно знаком
с профессором Аверкиным, но никогда не бывал в
его регионе, да и в эвриканской сети область
представлена не очень широко. Поэтому просто не
было случая убедиться в том, что инновационная
деятельность в Новгородчине идет мощная и
региональные лидеры отрасли осуществляют
теоретическое обобщение этой деятельности.
...Вообще переход от тоталитарной системы
образования к открытой характеризуется, на мой
взгляд, прежде всего увеличивающимся
количеством инновационных сетей и направлений.
Их уже невозможно, да и не нужно объединять в
одной структуре.
Как аналитику образовательной политики, мне
кажется, что уже бессмысленно применять методы
точного пересчета инновационных направлений и
сетей. И дело не в том, что это невозможно
технически, нет, посчитать можно все, но зачем?
Идея жесткой управленческой вертикали в системе
образования обречена на провал уже хотя бы
потому, что образовательные прецеденты
возникают без команды, без разрешения, без
особого барского приказа.
Система образования становится
самоорганизующейся: регионы проявляют
инициативу, не спрашиваясь центра, муниципии
действуют самостоятельно и некоторые школы,
пусть их немного, вспоминают, что они –
юридические лица. А теперь уже и в общественной
среде граждане считают, что имеют полное право на
образовательную инициативу.
Этим вопросам была посвящена конференция
«Общественные ресурсы образования», которую
провели несколько общественных организаций,
объединившихся вокруг Федерации «Интернет-образование».
Союз правозащитных сообществ, таких, как
«Мемориал», Хельсинкская группа, Конфедерация
потребителей, экологические объединения и
предпринимательское сообщество, в котором
лидируют Михаил Ходорковский и его компания ЮКОС,
уже дал очень интересный результат – оформилась
сама проблематика общественного ресурса в
образовании.
И вот здесь я хочу сказать о втором подарке,
который я получил на этой неделе.
На конференции в ЮКОСе представители
общественности то и дело сбивались в своих
выступлениях на «подстройку снизу». То они
просили Министерство образования поддержать их
проекты, то требовали ввести преподавание прав
человека в базисный учебный план, то призывали «в
декларативной форме» призвать региональных
начальников отпускать учителей к ним на семинары.
А регламент на конференции был жесткий, и,
выступив один раз, я уже не мог участвовать в
дискуссии, чтобы призвать представителей
общественных организаций к автономности.
Встраивание в систему подчиненных отношений с
ведомством со стороны школы по крайней мере
объяснимо: школа все-таки учреждение, часть
структуры. Но гражданским ассоциациям начинать
играть по правилам подчиненности: разрешите,
декларативно поддержите, одобрите, передайте по
вертикали, чтобы не мешали... – нет, на мой взгляд,
никакой это не общественный ресурс.
И как же я обрадовался, когда соведущая этой
дискуссии, заместитель министра Елена Чепурных,
подводя итоги, сказала:
– Никаких писем с указаниями на места «одобрить»
от министерства не будет. И не потому, что мы
против какой-то общественной инициативы, а
потому, что партнерство подразумевает автономию
и независимость. А независимые партнеры
поддерживают друг друга через взаимную оценку
деятельности, а не через разрешительные действия.
И я с заместителем министра Еленой Чепурных
абсолютно согласен.
Совсем недавно у нас была дискуссия о контракте
«Эврики» с Министерством образования
относительно развития сети ФЭП на 2002 год.
Доброхоты-советчики решили порекомендовать
министерству, поручив «Эврике» то или другое, не
поддерживать автономию ее сети и вообще
поставить вопрос о том, чтобы сеть не
позиционировалась как эвриканская.
– Не должно государство поддерживать именную
сеть ... – такая вот есть точка зрения у части
министерских экспертов.
Я считаю по-другому: автономия и партнерство –
взаимосвязаны, не бывает одно без другого. Никому
не нужен подчиненный партнер, и «Эврике» не нужен
контракт ценой потери независимости. Хотя,
конечно, желающих станцевать под дудочку тех, кто
заказывает музыку, найдется немало.
Но видно, заказные эксперты и советчики
перестали быть ресурсом развития. На мой взгляд.
А сеть «Эврика» была и будет автономным
партнером. Подчиненному дают поручения, а с
партнером заключают контракт.
Разве не так?
|