Олеся ВОЛКОВА
Дети Красноярска
В Свердловском районе Красноярска 55
образовательных учреждений, из них 28 детских
садов, 23 школы, один Детский дом и Центр детского
творчества.
Представлены самые разные формы и виды
образовательных учреждений: гимназии, лицеи,
школы с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического цикла, школы с
изучением двух или трех иностранных языков,
профильные школы. А система управления
образованием уже строится по многообразию
образовательных программ, которые существуют
наряду с традиционными.
В районе почти каждая школа, каждый детский сад
уникальны и не похожи друг на друга.
Можно объяснить это тем, что в них заложены
особые управленческие механизмы, которые
позволяют каждой школе простраивать свою модель
обучения и воспитания. Можно также предположить,
что управление образования Свердловского района
Красноярска во главе с его начальником – Лидией
Шабуниной поддерживает самые необычные замыслы,
идеи и проекты, которые предлагают учебные
заведения. И все это будет правдой.
В Свердловском районе нет ни театров, ни музеев,
ни парков, где дети могли бы погулять в свободное
от учебы время. Поэтому единственной культурной
нишей остаются детские сады (для малышей) и школы
(для более старших). Именно они – достойная
альтернатива тем Центрам детского творчества (в
прошлом – Дворцам пионеров), которые еще
остались. В районе такой центр один. Не центр –
центрик. Да и тот доживает последние дни. Чтобы
дети не ушли на улицу, в подвалы, где тоже можно
"найти" себя (правда, в другой сфере –
беспризорности), педагоги Свердловского района
делают все возможное.
Детский сад № 306
Дошкольное образовательное учреждение детский
сад № 306 с заведующей Галиной ТОМАШОВОЙ – теперь
федеральная экспериментальная площадка, которая
работает по проекту "Развитие ДОУ как
открытого социально-воспитательного института".
Сотрудники детского сада № 306 решили
создать учреждение открытого типа, где
участниками воспитательного процесса стали бы
дети, родители и педагоги.
Формируются новые отношения между детьми, между
детьми и взрослыми, между детьми и окружающей
средой, т.е. тем, что они видят, выходя за пределы
родного дома, детского сада. Один из главных
принципов работы детского сада – свобода выбора.
Воспитатель предлагает различные виды
деятельности, а ребенок уже может выбрать то, что
ему по душе, что ему больше нравится, что больше
отвечает его интересам. Свободный выбор
способствует формированию позитивных
межличностных отношений, индивидуальному
развитию ребенка как самостоятельной творческой
личности. При этом педагоги обязательно
учитывают и то, что необходимо самому ребенку, и
то, как направить его интересы в нужное русло, то
есть выбрать то, что ему действительно нужно.
Детский сад № 306 или, как его еще называют, Центр
развития ребенка (а ребенка тут действительно
развивают) существует как открытый социальный
институт. Он открыт для всех, а не только для
детей, которых родители постоянно приводят в
детский сад. Существуют группы так называемого
краткосрочного пребывания, куда дети приходят
всего на три-четыре часа получить то образование,
которое им необходимо и которое выбрали для них
родители: осваивают грамоту, начала арифметики,
занимаются физкультурой, учатся владеть
компьютером.
Чаще всего мамы и папы приводят ребенка в детский
сад, надеясь просто подготовить его к школе. Но
они ошибаются. Детский сад – не перевалочный
пункт. Рассуждая таким образом, родители
упускают из виду, что детство – это особая пора,
это время, когда ребенок развивается. И если не
заметить его развития, не понять, что твой малыш
не такой, как все, то можно упустить самое главное,
что закладывается в дошкольном возрасте.
Галина Томашова считает, что детей
нельзя ограничивать нормами госстандарта.
Конечно, без них не обойтись, поэтому в детском
саду дают и первоначальные знания по математике,
физике, химии, астрономии, обучают грамоте и
развитию речи. Но главное отличие – все
совершается в игре. Ведь дети есть дети...
Воспитанников детского сада приобщают к
живописи, музыке, литературе. Проводятся занятия
по эстетике, драматизации ( в каждой группе свой
театр и ребята пробуют себя в роли актеров и
режиссеров), флористике, изобразительному
искусству. Детей знакомят с национальной
культурой. Например, есть в детском саду свой
маленький музей – уголок, стилизованный под "русскую
избу", где собраны предметы быта русского
народа.
О здоровье детей тоже не забывают. Но кроме
привычных, существующих почти во всех детских
садах гимнастики, хореографии, закаливания,
плавания и подвижных игр ведется серьезная
работа с часто болеющими детьми. И для этого
созданы все условия – и бассейн, и сауна, фито- и
тренажерные залы, комната психологической
разгрузки, медико-оздоровительный комплекс. Есть
кабинет лечебной физкультуры, кабинет массажа.
Дети находятся в саду 12 часов – с семи утра и до
семи вечера. И эти 12 часов они проживают ярко,
полно, интересно.
Заведующая Галина Томашова называет свой
детский сад элитным, но вовсе не потому, что они
вырастили двух детей депутатов, а потому, что в
детский сад не попадают взрослые с улицы – идет
жесткий отбор педагогов и воспитателей.
Уходя из детского сада, я сказала детям:
– У вас так хорошо! Мне бы тоже хотелось ходить в
такой детский сад, как ваш.
А они мне хором ответили:
– Так приходите же!
– Я уже выросла...
– Приходите, мы вас снова превратим в маленькую
девочку...
Начальная школа № 113
Детская школа игрового проектирования и дизайна
организована на базе муниципальной начальной
школы № 113 с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического цикла. Имеет статус
федеральной экспериментальной площадки с 1999
года.
С одной стороны, это школа, которая должна жить
обычной жизнью и обучать детей обычным предметам.
И родители чаще всего отдают своего ребенка в
школу как в камеру хранения (поместил на четыре
года, потом в следующую школу передал); ждут
воздействия непонятной и ненужной в этом
возрасте дисциплины, мерного следования
заведенному порядку вещей, отличных оценок, не
понимая, что ограничивают его.
С другой стороны, это школа – ФЭП (и уже только
поэтому о ней стоит говорить как о школе
особенной, непохожей на другие), которая живет
напряженной, но интересной и яркой жизнью.
Детская школа проектирования и дизайна – это
начальная школа, в стенах которой дети находятся
всего четыре года. Как говорит ее директор Елена
ПОЛИТАХИНА, это "хороший, светлый остров, но
когда-нибудь надо будет сесть на корабль и
переплыть на другой остров – в
общеобразовательную школу. Начальное
образование – тот фундамент, который мы
закладываем для базового образования".
Что нового в этой школе? Во-первых, здесь не
ставят оценок. Хотя поначалу волновались все: и
дети, и родители. Последние, естественно, больше.
Как же так? Как теперь узнать, хорошо или плохо
наш ребенок освоил тот или иной предмет? Но школа
пережила аттестацию, и право не ставить оценки
осталось за ней. И по сей день ни по
изобразительной практике, ни по английскому
языку оценки не выставляются. Формально – это
зачет. Хотя и он тоже всего лишь дань школьной
моде.
Во-вторых, в школе идет углубленное изучение
предметов художественно-эстетического цикла.
Елене Политахиной показалось перебором называть
предмет изобразительным искусством, и она
заменила его на "изобразительную практику".
Ну и самое главное – дизайн... Ведь не зря же школа
носит название "Школа детского проектирования
и дизайна". Громко, никто не спорит. Даже само
слово "дизайн" в принципе редко
употребляется в традиционной школе. Но Елена
Политахина считает, что детский дизайн уже стал
своеобразным феноменом в культуре. И есть такое
течение в дизайне, которое так и называется – "детский
наив", течение, которое стилизует детскость. Но
пока у родителей нет представлений о том, что в
квартире могут быть синие и желтые стены (кстати,
снаружи школа Политахиной – желтая. Сама она
объясняет это тем, что в тот период увлекалась
Ван Гогом), что комната ребенка не должна быть
заставлена шкафами, тумбочками, завалена всяким
хламом.
Среда должна быть предельно проста и
предназначена для того, чтобы дети выражали себя.
Должны быть светлые помещения, свободные
пространства. Среда жизни детей индивидуальна,
как и они сами. Поэтому необходимо дать полную
свободу ребенку, чтобы он сам обустраивал свою
комнату. Например, стены. Ведь это своего рода
экспозиционная площадь! Тогда пусть все, что
создается детскими руками, помещается на стены.
Ничто не должно пропадать. Так и происходит в
школе. Все рисунки, поделки – на виду. В каждом
классе на стенах представлены работы детей. И тут
важна идея детской руки, которая является
символом школы.
В реальности школы похожи друг на друга, и это
ужасно. Вселенское единообразие убивает
творчество. В школе Политахиной детям
предоставлено право творить. И они своим правом
пользуются. Главное – не мешать им, не вести за
ручку, пусть ребенок идет сам, пусть сам
выстраивает свою жизненную траекторию, пусть сам
выбирает свой путь. "Мы должны дать им попытку
мыслить по-другому, по-своему, и считать свои
действия, поступки, мысли уникальными. Если
ребенок хочет, чтобы его школа была другой, пусть
сделает это сам. А мы его только поддержим", –
говорит Елена Политахина.
Школа № 71
Раньше считалось, что ребенок, выбрав школу и
программу, по которой он хочет учиться, будет
успешен. Но организованная там деятельность мало
чем отличалась от деятельности на формальном,
стандартном уроке. Все происходило как обычно:
ребенок двигался по программе, простроенной
взрослым. Тогда появилась необходимость в
изменении способа организации образовательной
деятельности. И педагоги школы № 71 (директор –
Ирина ОСЕТРОВА) сумели найти выход из
сложившейся ситуации.
Во-первых, они создали систему
образования по выбору, т.е. набор дополнительных
курсов, из которых дети могут выбрать себе
занятия по желанию ("мягкий" выбор, когда
можно не выбирать вообще, и "жесткий" выбор,
когда часть обязательных часов ребенок может
выбрать из определенного набора предметов). Для
этого педагоги разработали программы курсов, а
имеющиеся программы скорректировали в
соответствии с разработанными экспертным
советом требованиями. Сами ученики выбрали уже
интересующие их программы (курсы) в процессе
презентации этих программ педагогами. Последнее
слово было за администрацией школы. Она с учетом
БУП предметов "мягкого" и "жесткого"
выбора составила и утвердила расписание.
Группа педагогов начала применять неурочные
интенсивные формы работы (ролевые игры,
оказывающие большое воздействие как на детей,
так и на родителей) вместо обычных уроков в 5–6-х
классах. Сначала целью ролевых игр было развитие
коммуникативных отношений между детьми одного
возраста, но разного уровня подготовки. Игры
проектировались вместе с педагогами-предметниками
этих классов с учетом влияния как на
межличностные отношения в классе (и между
педагогами), так и на навыки коллективной работы (у
детей игровая жизнь моделирует реальную, у
педагогов коллективное проектирование игр
происходит с учетом реальных заказов
предметников).
Кроме того, возникли устойчивые разновозрастные
детские группы. Как правило, такие детские
сообщества возникали на основе клубных форм,
экспедиций.
Но основная идея была заложена в постоянный
поиск форм сотрудничества детей и взрослых. Так,
одним из ведущих видов деятельности школы № 71
стала проектная деятельность. Инициативы
учителей и учеников оформлялись в виде проектов,
а потом реализовались.
Вообще, особенность школы и ее гордость –
дополнительное образование. До 1994 года Центр
дополнительного образования существовал
отдельно на территории района. А потом центр стал
частью школы. Педагоги центра стали активно
включаться в школьную жизнь, а педагоги школы
включались в жизнь центра.
Как считает Ирина Осетрова, дополнительное
образование – инициатор инноваций: там нет
жестких рамок, как в классно-урочной школе,
поэтому оно позволяет изменить технологии, формы
и виды образовательной деятельности.
В школе существуют три совета самоуправления:
Советик (начальные классы), Малый Совет (5–7
классы) и Большой Совет (8–11 классы), где ребята
обсуждают проблемы школьной жизни. Причем
учащиеся 7-х классов могут присутствовать в
качестве наблюдателей при организации дел на
старшем совете, а в конце учебного года выступить
организаторами своего дела, что является
моментом "сдачи экзамена" – готовности
перейти в Большой Совет. Появились совместные
проекты детей и взрослых ("Мой школьный двор"),
детские проекты ("Мировой судья", "Школьный
пресс-центр", "Мы выбираем жизнь").
"Мировой судья" – проект, который
способствует формированию правового поля в
школе. Мировой судья – это человек, который мог
бы разрешать конфликты, возникающие между
ребенком и ребенком, ребенком и взрослым,
взрослым и взрослым. Именно разрешать, а не
выносить его на общее обсуждение. Пока проект
продвигается трудно. Дети не готовы обсуждать
поступки взрослых. И тут главное – не ошибиться в
выборе судьи, ведь от него многое будет зависеть.
Значит, это должен быть человек, которому все
доверяют.
Появились такие интересные программы, как "Планета
Бизнес" (экономика – экология – английский
язык), "Старый замок" (история + английский),
театрально-художественная мастерская, "Издательское
дело"; новые клубы: "Интеллектуал", "КИВИ"
(английский как международный язык общения);
лаборатория "Цезарь" (через деятельность
КВН к развитию различных креативных
способностей); правовые проекты, такие, как "Школьная
Конституция", "Закон о справедливой оценке",
и проекты, направленные на изменение
традиционной школьной жизни.
Ребята создали газету "Кнопка", заработали
школьное радио и телевидение. Возникли
экологический клуб "Юнэйкос", который
организует увлекательнейшие экспедиции по рекам
Красноярского края (когда и дети, и родители, и
педагоги уходят на три недели в поход и вместе
проживают эти дни), и бизнес-клуб.
Дети стали более активны, стали участвовать в
работе районных и городских советов, в работе
краевого детского парламента, в конкурсах,
проводимых краевыми и городскими отделами
образования. Причем сами дети объясняли это
примерно так: "Хотим быть в курсе событий",
"Пусть о нашей школе узнают другие" и пр.
Еще один замысел – построить в начальной школе
мини-государство. Каждый класс уже придумал себе
название города, герб, символику. Появятся и свои
городские мэры. Но главная мысль – что города (т.е.
классы) не существуют сами по себе. Они должны
развиваться, помогая друг другу.
Словом, детей в школе Осетровой пытаются
вырастить в другой среде – среде, совсем не
похожей на ту, что за пределами школы. Сама Ирина
Геннадьевна говорит, что успешность в учебе – не
главное. Ведь нередко случается так, что оценки у
ребенка плохие, но зато организаторские
способности и активность в проведении различных
школьных мероприятий – отличные. Как быть с этим?
Осетрова сама ответила на свой вопрос: оценочная
система должна быть отменена. Но пока этого не
случилось. Все идет своим чередом. И ее, конечно,
радует, что в каникулы детей так же много, как и в
обычные "учебные" дни. А все это результат
дополнительного образования, хорошо
организованного педколлективом школы.
Детский дом «Самоцветы»
"Самоцветы" – детский дом для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
Огромный дом, в котором воспитывается 51 ребенок в
возрасте от 3 до 18 лет. И все они в основном
социальные сироты – сироты при живых родителях (таких
95%). 51 ребенок и 45 сотрудников.
Смысл названия объяснила нам директор
детского дома Людмила СОТНИКОВА: "В нем есть
свое философское значение. Ведь ребенок – сирота,
словно камень, выброшен на дорогу жизни. А
попадает в руки человека и превращается в
бриллиант. Разумеется, можно отшлифовать камень (в
грубом смысле этого слова). А мы не должны
шлифовать, мы должны помочь найти силу камня,
другими словами – помочь ребенку открыть себя.
Как сказал Таранов: "Один видит в луже лужу,
другой – звезды". Так вот мы пытаемся
разглядеть в наших детях звезды. Кроме того, идею
о самоцветах заложили в архитектурное
пространство детского дома. У нас каждая
квартира по цвету оформлена как отдельный камень
– малахит, лазурит, яшма, нефрит, янтарь".
Многое сделано не по технологии строителей.
Косые двери, непонятной формы столбы. Объемная
штукатурка, выпуклые стены, словно камни-самоцветы,
– в административном блоке, чтобы дети не
боялись войти к директору. Работники детского
дома жалеют о том, что не получилось его строить
вместе с детьми. Они бы внесли свою лепту. Тем не
менее детям разрешается делать перестановку в
своей квартире, переехать из одной в другую – все
это тоже немаловажно.
Если детский сад и школа – это места временного
пребывания детей, например с 8 и до 17 часов, то
детский дом – место постоянного пребывания,
точнее – проживания. Поэтому условия жизни
должны соответствовать нормальным домашним
условиям. В детдоме существует набор
определенных помещений – кухни, залы, спальни,
душевые.
Учатся дети в находящейся рядом
общеобразовательной школе № 23, а дополнительное
образование получают уже в "Самоцветах". Тем
более что на работу всех студий приглашены
специалисты – художники, актеры, керамисты,
музыканты. Керамика, изобразительное искусство,
хореография, актерское мастерство (есть
театральный кабинет с прожекторами, сценой,
кулисами и гримерным кабинетом) – есть из чего
выбрать и есть чем заняться в свободное время.
Кроме того, детей учат делать стрижки (в детском
доме – своя парихмахерская), прибивать гвозди,
изготовлять керамические горшки, тарелки и чашки
– словом, делать все необходимое, чтобы ребенок
на выходе из детдома не "потерялся" в
социуме, а сумел бы адаптироваться и нашел бы
себе достойное применение. Людмила Сотникова
говорит: "Мы хотим помочь ребенку научиться не
с нами жить, а без нас. На это и направлены все
силы коллектива – педагогов, воспитателей,
психологов, врачей. Дети у нас знают, что значит
чистить картошку и тереть морковку. Хотя мы,
честно говоря, нарушаем нормы санэпидемстанции
– детям не разрешено находиться на кухне, а мы их
привлекаем к дежурству в столовой. А как по-другому
мы сможем вырастить личность, приспособленную к
той жизни, которая ждет ее после детского дома?"
Если ребенок попадает в "Самоцветы" из
другого детского дома, то его братишек и
сестренок забирают вместе с ним, считая, что
семью разрывать ни в коем случае нельзя. Таким
образом восстановили уже пять семей.
Своих воспитателей дети папами и мамами не
называют (разве только малыши), потому что своих
родителей они знают и, какими бы они плохими ни
были, дети хотят к ним вернуться и часто о них
спрашивают.
У "Самоцветов" есть свой попечительский
совет, который очень помогает. Самое новейшее
оборудование – стоматологический и медицинский
кабинеты, охранное и пожарное оснащение,
стиральные машины, печь, которая готовит на пару,
– появилось благодаря помощи попечительского
совета и спонсоров. Библиотека полностью
подарена населением. Не оставляет без внимания и
районное управление образования. Например,
недавно на каждого воспитанника было выделено по
три тысячи рублей на одежду.
Пока нет только спортзала. Но в скором времени
появится и он. И дети будут принимать участие в
его строительстве...
Москва – Красноярск – Москва
|