Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №15/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Трудный вопрос для попечителя

13 апреля между Якутском и Нижним Новгородом состоялся интернет-мост попечителей.

Мы надеемся в следующем номере опубликовать более подробные материалы и о диалоге попечителей, и о том, что ему предшествовало в Якутске, где состоялся очередной масштабный республиканский сбор попечителей.
А сейчас – лишь первые беглые впечатления.
Так или иначе, а общественное управление школой начинает становиться все более и более заметным.
И надо сказать, что это один из самых эффективных образовательных проектов в России. Действительно: убедившись в том, что государство собственными силами не сможет обеспечить школу не только финансами, но и системным управлением, образователи по собственной инициативе стали искать для себя и для власти партнера по образовательной политике.
Кстати, лидерами в интернет-диалоге Нижнего Новгорода и Якутии стали заместитель Полномочного представителя Президента в Приволжском федеральном округе Любовь Глебова и вице-премьер Республики Саха (Якутия) Евгения Михайлова, далеко не последние люди в государственном управлении. И было очевидно, что выстраивание попечительства – как партнера в диалоге, как со-управляющего образованием, как института образовательной политики – для высокопоставленных представителей власти задача чрезвычайно актуальная.
Одним из первых вступил в дискуссию заместитель главы администрации Нюрбинского улуса Республики Саха (Якутия) Виктор Кузьмин. Еженедельник «Управление школой» совсем недавно публиковал репортаж из этого улуса.
Со стороны нижегородцев образование представлял один из лидеров нашей сети – директор Авторской школы Михаил Буров.
Так что во многом для нас это был своего рода экзамен – насколько образование может создавать новую элиту образовательной политики.
Сейчас можно со всей очевидностью сказать: власть убедилась в том, что без формирования гражданского партнера ей одной с проблемами образования не справиться.
Правда, тут надо быть осторожными, потому что время от времени то ведомство, то региональное руководство скатываются на привычные для себя формы работы с общественностью.
То вдруг ведомство заявит, что главная задача попечителей – контролировать, как директор расходует внебюджетные средства.
Наша позиция состоит в другом – в том, что попечители занимаются внебюджетными средствами, решая для себя, насколько эти средства необходимы. Не директор собирает деньги, а орган общественного управления школой. А превращать попечительский совет в фискальный орган – ничего себе формирование элиты!
То вдруг региональный начальник издаст распоряжение, что в кратчайший срок у всех школ поголовно должны появиться попечительские советы и пусть их возглавят, например, районные начальники. В результате мы получим выполнение плана по валу попечительства, но никакого приращения ресурса в школе так и не произойдет.
Правда, справедливости ради надо сказать, что иногда и мы, особенно директора школ, хотим по привычке превратить свой попечительский совет в ручной орган исполнения директорской воли – такой зонтик, прикрывающий решение администрации школы.
Интересно, что когда власть, ведомство и администрация школы встречаются за круглым столом – сразу всплывают все те опасности, о которых мы говорим. Но в диалоге быстро становится очевидным, что «тянуть одеяло на себя» не выгодно, не эффективно и что главная задача – создать условия для развития нового института образовательной политики. Органа, принимающего решения, а не прикрывающего или контролирующего директора школы.
Из диалога в Интернете между Якутией и Нижним Новгородом стало ясно: мы теперь стоим перед очередной важной проблемой в развитии попечительства и следует решить, насколько у граждан есть смысл, резон вмешиваться в содержание образования.
Многие потенциальные попечители или уже действующие общественные управляющие школой искренне считают, что вмешиваться в профессиональное управление школой им не следует. Работать надо на доверии к учителям и школьной администрации.
Трудный вопрос.
На самом деле и многим учителям не хочется отдавать власть над содержанием образования непрофессионалам, тем более что попечители – не обязательно родители учеников именно этой школы.
С моей точки зрения, у нас нет другого способа развития общественного образовательного сознания, кроме как поделиться своей педагогической властью с гражданами.
Трудно? Да, конечно.
Но это единственный способ вырваться из узковедомственной ловушки образовательной политики. Иначе самые важные вопросы школы так и будут решаться в административно-приказном порядке.
Так что не успели мы поднять попечительство, как снова столкнулись с трудными вопросами. Но теперь мы можем решать их вместе с гражданами, а не только в кабинетах начальства.

Рейтинг@Mail.ru