Александр АДАМСКИЙ
Эксперимент или провокация?
10 апреля 2001 года на встрече с
правозащитниками мэр Нижнего Новгорода объявил
о решении провести эксперимент по
альтернативной службе.
На 10 апреля 2002 года в Государственной Думе
запланировано обсуждение в первом чтении
законопроекта об альтернативной гражданской
службе.
А между этим – судьба двадцати одного мальчика,
которые в Первой городской больнице Нижнего
Новгорода проходят альтернативную службу в
качестве санитаров. При этом городской и
областной прокуроры считают, что их вправе
забрать в армию, районный судья не удовлетворил
протест городского прокурора, а военкоматы шлют
ребятам повестки.
… Я много занимаюсь экспериментальной
деятельностью в эвриканской сети федеральных
экспериментальных площадок, и меня всегда
коробит, когда какое-либо действие запросто
называют экспериментом. Столько сил учителя и
ученые кладут на то, чтобы создать
экспериментальную программу, выйти на
проблематику эксперимента, увидеть, что
появляется в качестве результативности!..
Каждый день можно услышать:
– Прежде чем что-либо внедрить, мы обязательно
проверим экспериментально!
Звучит так успокаивающе, так примиряюще: мол, не
волнуйтесь, успокойтесь, все будет хорошо, мы же
обязательно экспериментально проверим, а уж
потом вам предложим.
Поэтому можно все… в экспериментальном порядке.
В проекте закона "О государственном стандарте",
там, где речь идет о сроках обучения в школе, дана
шкала начального, основного и общего среднего
образования, в сумме – 11 лет, но при этом
оговаривается, что в экспериментальном порядке
можно устанавливать и другую продолжительность
обучения в средней школе.
Но дело в том, что в гуманитарной, социальной
сфере эксперимент возможен только с вовлечением
людей. Или даже детей. А иногда без детей просто
невозможно вести экспериментальную
деятельность, потому что часто это и есть
экспериментальная деятельность самих учащихся.
То есть экспериментальная деятельность – как
образовательная. Одни учатся, заучивая параграфы,
а другие – экспериментируя с материалом. Такое
возможно, только очень непривычно. И даже многие
ученые затрудняются экспертировать такие
эксперименты.
В этом смысле эксперимент в образовании – всегда
совместная детско-взрослая деятельность. А иначе
это и не эксперимент вовсе, а внедрение чего-то.
Но когда я слышу, что проводится эксперимент по
апробации статьи Конституции, я прихожу в
недоумение. Как можно с этим экспериментировать?
А дело в том, что в стране нет закона об
альтернативной гражданской службе, зато есть
часть 3 статьи 59 Конституции РФ, дающая право на
альтернативную службу.
Поэтому экспериментом стали называть разрешение
мэра города проходить службу не в казарме, а в
больнице.
Но какой же это эксперимент?
Это и не эксперимент вовсе, а самая настоящая
провокация.
Чтобы, значит, на мальчиках проверить, можно ли в
России захватить правовое пространство, а потом,
спекулируя на том, что, мол, нельзя маленьких
обижать, заставить принять хорошее решение. И при
этом решение действительно важное и очень нужное.
То, что в России нет закона об альтернативной
гражданской службе, – стыд и позор.
При всем моем уважении к армии, пребывание там
для молодых граждан страны действительно опасно.
И вовсе не потому, что идет война и солдат может
погибнуть от рук врага. Каждый знает, что
погибнуть можно вовсе не от рук врага, а от рук
сослуживца. Или с голоду.
Унижение, страх, голод и болезни – вот что ждет
молодого гражданина в армии.
И поэтому предложения по срочной реформе
Вооруженных сил, в том числе и те, которые на
прошлой неделе провозглашали активисты СПС на
улицах Москвы во время своей акции, нужны как
воздух.
Но сейчас речь о мальчиках, которых сделали
героями правозащитного фронта. На них поставили
довольно странный эксперимент: призовут или не
призовут?
Каждому в России понятно: если первых
альтернативщиков призовут в казарму, их забьют и
старослужащие, и молодые солдаты. Да и офицеры в
душе относятся к альтернативщикам как к
дезертирам.
А если вдруг выяснится, что закон действительно
нарушен и по закону ребят необходимо призвать в
казарму? Вся общественность встанет на их защиту,
и закон будет принесен в жертву общественному
мнению.
Ребята будут спасены.
Закон… да бог с ним.
Безвыходная, тупиковая ситуация: детей нельзя
отдавать в армию, но при этом нет закона, по
которому этого нельзя делать. Если ждать, пока
появятся законы, тысячи детей погибнут, а если не
ждать и действовать по здравому смыслу, то это
очень похоже не на эксперимент, а на провокацию.
…Сюжет с альтернативной службой очень
показателен, потому что это, как мне кажется (возможно,
я ошибаюсь), доведенная до абсурда идея
экспериментирования.
Отсутствие научных методов моделирования
ситуации, отсутствие теоретического мышления
сон разума рождают…
Ребята, конечно, герои, но мне их почему-то очень
жаль.
|