Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2002


ПРИОРИТЕТЫ

Образование страдает от излишков средств

На очередной коллегии министерства обсуждались исполнение бюджета за 2001 год по разделу "Образование" и задачи по разработке проекта бюджета на 2003 год.

В минувшем году образовательные учреждения, находящиеся в ведении министерства (вузы, ссузы и ПТУ) профинансированы в полном объеме в соответствии с утвержденными сметами и лимитами бюджетных обязательств.
Из 38 млрд. 58 млн. 800 тыс. рублей, выделенных на нужды отрасли, более 21 млрд. рублей было направлено на высшее образование, более 11 млрд. рублей – на ПТУ, ссузам досталось немногим более 3 млрд. рублей.
Какие задачи были признаны приоритетными в минувшем году и потребовали наибольших затрат?

В зоне особого внимания

Нетрудно догадаться, что львиная доля средств пошла на оплату труда с начислениями: общая сумма составила 15 млрд. 906 млн. рублей.
Второе место по праву занимают коммунальные услуги, объем средств на оплату которых был увеличен более чем вдвое по сравнению с 2000 годом и достиг 6 млрд. 199 млн. рублей.
"Бронза" досталась стипендиальному фонду – 4 млрд. 932 млн. рублей.
Остальные статьи расходов существенно отстают от трех названных лидеров. Так, на приобретение оборудования выделен 1 млрд. 862 млн. рублей, на капитальный ремонт – 1 млрд. 411 млн. рублей.
На переподготовку и повышение квалификации израсходована плачевная сумма – 33,2 млн. рублей.
Не менее показательно и то, на решение каких задач направлялись дополнительные доходы федерального бюджета: из 3 млрд. 388 млн. рублей, поступивших на нужды образования, наиболее весомая часть ассигнований – 1 млрд. 879 млн. рублей – была использована для погашения кредиторской задолженности за коммунальные услуги образовательных учреждений за прошлые годы, рекордным из которых был ознаменованный дефолтом 1998-й.
За прошедший год лишь некоторые учебные заведения не смогли обеспечить своевременную оплату текущих коммунальных счетов из-за резкого роста тарифов (в некоторых территориях они подскочили в 5 раз!), но благодаря "скорой помощи" со стороны министерства – в декабре 2001 г. из дополнительных доходов бюджета на эти цели было выделено 350 млн. рублей – проблему удалось решить.
Сами вузы, техникумы и ПТУ тоже не сидели сложа руки: 20% всех средств, полученных от сдачи в аренду госсобственности (а это 177,5 млн. рублей) и 3,4% от общей суммы внебюджетных доходов были израсходованы на оплату отопления, газа, электроэнергии и водоснабжения.
В результате общих усилий на 1 января нынешнего года подведомственные учебные заведения долгов по оплате коммунальных услуг не имеют.
Кроме этого, по свидетельству министра образования В. Филиппова, в 2001 году удалось решить еще целый ряд ключевых вопросов. Например, только в прошлом году были впервые предусмотрены деньги на пополнение библиотечных фондов и на учебные практики, на ремонт общежитий, причем за счет основных средств бюджета, а не дополнительных доходов. Все эти достижения министерство намерено сохранить и развить в 2003 году, уделив внимание и решению других, не менее актуальных задач.

Студентов обделили

Очевидно, что наиболее приоритетной по значимости и финансированию останется оплата труда работников образования (речь идет в данном случае о федеральных образовательных учреждениях, поскольку школы находятся в ведении муниципалитетов).
Повышение зарплаты бюджетников в 1,89 раза с 1 декабря 2001 г. при новом соотношении между тарифными ставками (окладами) 1-го
и 18-го разрядов – 4,5 практически никак не отразилось на благосостоянии вузовских преподавателей, имеющих высокие разряды.
Поэтому в будущем году решено бросить основные средства на повышение зарплаты доцентам и профессорам вузов, а также мастерам производственного обучения в ПТУ. Для этого необходимо до июля принять соответствующие поправки в Закон "Об образовании" или постановление правительства – иначе выделение указанных категорий из общего числа работников отрасли окажется юридически необоснованным.
В числе намеченных приоритетов – увеличение стипендиального фонда вдвое. Присутствовавшие на коллегии ректоры вузов обвиняли депутатов и членов Российского общественного союза в поддержку развития образования (РОСРО) в том, что при формировании проекта бюджета на 2001 год они приняли заниженные цифры: первоначально запланированная на эти цели сумма в размере 5,27 млрд. рублей в окончательном варианте ужалась до 4,93 млрд. рублей. Причиной такого сурового решения стали рассуждения некоторых деятелей о том, что нынешние студенты – люди не бедные, разъезжают на "мерседесах", успешно подрабатывают и в копеечной помощи со стороны государства не нуждаются. Помнится, только заместитель председателя профильного комитета Госдумы Олег Смолин активно выступал против этой позиции и, как показала жизнь, был абсолютно прав.
Небольшого стипендиального фонда, рассчитанного на выплату как академических (за успехи в учебе), так и социальных стипендий для малообеспеченных, не хватает на всех нуждающихся. По свидетельству ректора Петербургского университета Л. Вербицкой, "студенты научились собирать справки" и теперь большинство из них претендует на социальные стипендии – кстати, с полным на то основанием.
На 11 апреля запланирован митинг студентов северной столицы на Дворцовой площади города.
По прогнозам депутатов, при обсуждении проекта бюджета на 2003 год вновь возникнет опасность того, что ряд законодательных норм будет приостановлен, в их числе: компенсационные выплаты на питание учащимся ПТУ, техникумов и школ, 1,5% которых выплачиваются из федерального и столько же – из территориальных бюджетов. Выполнение этой нормы приостанавливается уже третий год по той причине, что раздать всем сестрам по серьгам в условиях дефицита средств просто невозможно. Владимир Филиппов предложил коллегам из Госдумы лоббировать лишь компенсации для самой нуждающейся категории – учащихся ПТУ.
Аналогичным способом министр предлагает сдвинуть с мертвой точки и решение другой, несанкционированной уже в течение 5 лет нормы – компенсации за проезд студентов во время каникул – 7-8 млрд. рублей (или половина фонда оплаты труда всех работников, т.е. речь идет о подведомственных Минобразования учреждений). Значит, следует обеспечить данной льготой не всех желающих, а примерно 20% от общего числа имеющих материальные трудности.

Опасные излишки

Экономика образования полна парадоксов: несмотря на нехватку средств по всем статьям, в течение трех последних лет на счетах образовательных учреждений остаются ...нереализованные суммы, то есть излишки.
На 1 января 2001 года эти показатели составляли 194 млн. рублей, на 1 января 2002 г. – уже более 388 млн. рублей.
Для того чтобы понять значимость этих средств в масштабах системы образования, приведем лишь несколько цифр: на текущий ремонт зданий всех подведомственных Минобразования учреждений было выделено 310 млн. рублей, на приобретение оборудования для ссузов – 330 млн. рублей.
Пока Минфин исправно возвращает остатки неиспользованных средств учебным заведениям, но, по прогнозам В. Филиппова, в обозримом будущем эти деньги либо вообще уйдут из системы образования, либо бюджет отрасли будет урезан.
Во избежание такой ситуации управление экономики министерства намерено более жестко отбирать бюджетные заявки образовательных учреждений. С другой стороны, ректоры вузов обвиняют органы казначейства в том, что они мешают оперативному расходованию денег.
По итогам прошлого года казначейством наложены штрафные санкции на образовательные учреждения за использование бюджетных средств не по целевому назначению – в размере 17,5 млн. рублей, из них погашено по судебным искам за счет бюджетных ассигнований 4,6 млн. рублей.

Как поддержать великий и могучий?

Общее увеличение ассигнований на сферу образования позитивно отразилось и на финансировании федеральных целевых программ (ФЦП). Некоторые из них получили существенные по сравнению с предшествующими годами ассигнования: "Развитие образования" – 1 млрд. 749 млн. рублей, "Развитие Всероссийских детских центров "Океан" и "Орленок" – 240 млн. рублей, "Молодежь России" – 85,5 млн. руб.
На этом фоне ФЦП "Русский язык", профинансированная в объеме 10,9 млн. рублей, выглядит весьма скромно. Однако по сравнению с прошлыми годами (программа утверждена постановлением правительства в 1996 г.), когда средства на нее не выделялись вовсе или секвестировались наполовину от запланированной суммы (1998), в минувшем году был совершен настоящий рывок вперед, поскольку объем средств был увеличен в 10 раз.
Часть средств была традиционно направлена на научно-исследовательские и опытно-экспериментальные работы (НИОКР), но основной объем ассигнований направлен на новую статью "Прочие нужды", включающую в себя организацию различных мероприятий, пропагандирующих роль русского языка: проведение ряда радио– и телепередач (например, "Беседы о русском языке"), международного фестиваля "Учитель русской словесности" и Х Международной олимипиады школьников, дней и недель русского языка в Польше, Венгрии, Монголии, выездных семинаров и курсов повышения квалификации для учителей русского языка как иностранного и множество других мероприятий, включая разработку и издание словарей, монографий, учебников и методических пособий по русскому языку, в том числе и за счет внебюджетных средств вузов – участников проектов.
Программа призвана решать чрезвычайно важные задачи – от просветительских и научно-методических до политических как в масштабах образования, так и всего российского общества, "создавая предпосылки для бесконфликтного функционирования русского языка в условиях двуязычия, содействуя консолидации и культурному развитию народов России, а также по распространению русского языка за рубежом" (цитата из министерских документов).
В этой сфере работы непочатый край, о чем свидетельствуют последние события в Молдове.
Предстоит также продолжить работу над проектом Федерального закона "О русском языке как о государственном языке РФ", одна из целей которого – усиление позиций русского языка в системе образования. В. Филиппов и некоторые другие специалисты предлагают держать равнение на Францию, где по аналогичному закону граждане и целые организации подвергаются немалым штрафам за нарушение правил французского языка.
Кроме того, необходимо устранить противоречивую ситуацию, возникшую вокруг нашумевшей реформы русского языка, инициаторы которой уже начали выпускать словари, отражающие новые, еще никем не утвержденные орфографические нормы. Жертвами научных дискуссий стали абитуриенты, многие из которых ориентировались на новые правила на вступительных экзаменах по литературе и русскому языку.
Есть все основания верить, что эти и другие проблемы будут успешно решены, поскольку научный потенциал участников проектов ФЦП "Русский язык" очень высок: это Институт русского языка имени А.И. Пушкина, МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный гуманитарный университет и другие ведущие вузы и НИИ РАН.
Подписано 25 соглашений на 2002–2005 гг. между министерством и регионами (среди которых Ингушетия, Калмыкия, Адыгея, Саха (Якутия), другие национальные республики), поэтому объем финансирования в нынешнем году может быть увеличен более чем на 4 млн. рублей за счет территориальных бюджетов.
Специалисты оценивают эффективность программы не только по количеству проведенных мероприятий и вложенных средств. Прежде всего их вдохновляет внимание со стороны государства, благодаря которому, по их признанию, возрождается престиж научно-исследовательской деятельности в области русской лингвистики.

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Рейтинг@Mail.ru