Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2002


ЖИВ ИЛИ МЕРТВ?

Ольга СОМОВА

«Школа коммунизма» в условиях рынка

В управлении школой важную роль играют общественные организации и объединения. Одной из традиционных форм профессиональной ассоциации по наследству нам достался профессиональный союз работников образования и науки. Насколько эта организация современна и удовлетворяет сегодняшние потребности работников системы образования? Для освещения этой проблемы мы открываем постоянную полосу "Союз нерушимый". Мы надеемся, что в дискуссии на эту тему примут участие и учителя, и профсоюзные активисты, и работодатели. Первая публикация – о том, что многие учителя хоть и не удовлетворены способами действий профсоюзов, но альтернативы самому объединению не видят…

В последнее время наметилась тенденция выхода разочарованных учителей из профсоюза.

Недавно директор одной московской школы, просматривая распечатку зарплаты учителей своей школы, случайно узнала, что и она, и ее коллеги являются членами профсоюза работников науки и образования. И, стало быть, ежемесячно часть своей зарплаты школа перечисляет в фонд этой организации. Во-первых, директор удивилась: она никак не могла вспомнить, когда же это ее зачислили в члены профсоюза, а во-вторых, она стала интересоваться, почему взносы собираются централизованно, прямо из фонда оплаты труда. Почему это не делает каждый член организации после того, как получит свою зарплату, самостоятельно?
Скорее всего, это не показатель и такая "несознательность" нехарактерна для многомиллионной армии учителей, многие их которых являются членами этой организации. Но, надо полагать, автоматическое "полуосознанное" членство все же имеет место и в наше время.
Итак, самый первый взгляд на тему профсоюза обнаружил, что его массовость вызывает по крайней мере недоумение. Число членов профсоюза не соответствует числу учителей, которые знают, что являются членами профсоюза.
Людмила Михайловна Вершинина, учитель московской школы № 546, председатель первичной организации с двадцатилетним стажем, говорит, что в их школе прием в профсоюз поставлен таким образом, что, если уж учитель пришел сюда работать, будь добр вступить в профсоюз.
– Четверо наших коллег за последнее время вышли из этой организации, и хотя, на мой взгляд, они поступили опрометчиво, сгоряча, понять их можно. Интерес к профсоюзной организации в последнее время значительно снизился, и в первую очередь это связано с тем, что люди не видят от него реальной помощи. У меня лежит пять заявлений от учителей на путевки, а я не имею возможности купить даже одну. Все путевки проходят по линии соцстраха, и получается, что профсоюзы берут на себя роль, с которой они не могут справиться. У школьной администрации сегодня намного больше полномочий, чем раньше, и все вопросы увольнения и приема на работу, как правило, теперь решаются ею самолично. Профсоюзная деятельность катится под уклон, но, несмотря на это, кто-то ведь должен стоять на защите интересов учителей и альтернативы профсоюзам я пока что не вижу.
Об альтернативе нынешним профсоюзам мы еще сможем поговорить подробно в следующих публикациях. А вот то, как происходит защита прав учительства, об этом лучше узнать подальше от Москвы.
Москва Москвой, но, как известно, столица – это еще не вся Россия. Как обстоят дела в профессиональном союзе работников образовательной отрасли, мы решили посмотреть на примере одного из российских городов.
В свое время Зоя Васильевна Цыгулева, председатель Оренбургского горкома профсоюзов работников образования, желая обратить внимание властей на положение учителей, объявила голодовку прямо в кабинете тогдашнего главы города и держалась одиннадцать дней. Дело закончилось рядом договоров с городской администрацией, в которых мэр пообещал рассчитаться с учительскими долгами сразу, как только... это позволит городской бюджет. Дипломатический ход, предпринятый городским главой, по сути, оставил и учителей, и их союз при своих интересах, недвусмысленно дав понять, что в подобные игры с властью играть бессмысленно.
Акция имела большой резонанс и вызвала неоднозначную реакцию в первую очередь среди самих учителей. С одной стороны, председатель горкома профсоюзов, став добровольным заложником проводимой горкомом политики крайних мер, приобрела славу народного героя и защитника учителей. С другой – обнаружила полнейшее бессилие профсоюзов перед сложившейся системой сегодняшних рыночных отношений. Именно в то неспокойное время учителя в массовом порядке стали покидать дотоле дружные профсоюзные ряды. Были даже случаи, когда заявления о выходе писали всем коллективом. В последние годы отток учителей из профсоюзов приостановился; сейчас из 14 тысяч городских педагогов в них состоят около 11 тысяч. Количество вновь восстановленных можно сосчитать по пальцам.
Интересно, что даже среди педагогов, которые, по их собственным словам, никогда не оставят профсоюз, отношение к его деятельности весьма неоднозначное. Николай Григорьевич Супрун, директор школы № 69 города Оренбурга:
– Когда была тупиковая ситуация с выплатой зарплаты, профсоюзную организацию покинули большинство наших учителей. Сейчас из 65 работников школы 37 не являются членами профсоюза. Те, что ушли, в нем разочаровались: ведь, кроме уплаты членских взносов, реальной отдачи от него не видят – все путевки распределяются по линии соцстраха, наградной материал оформляется школьной администрацией. Забастовки малоэффективны, а иных способов борьбы у нашего союза нет. Но, несмотря на то что реальных рычагов, способных отстаивать интересы учительства, у профсоюза не осталось, я считаю, что данная или подобная ему структура обязательно должна существовать. Вместе мы представляем хоть какую-то силу...
Пора менять методику работы профсоюзной организации. Например, если председатель горкома профсоюза подписывает какие-то договоры с администрацией, мы должны знать, до чего они договорились и как это будет реализовываться на практике. Сегодня от учителей, школьной администрации требуют больше, чем в советское время, – и отремонтируй, и деньги заработай, и детей выучи. Разве профсоюз с его возможностями может защитить от такого произвола? Я с 1975 года работаю директором школы. Так раньше, если разбирались какие-то конфликты, профсоюз горой стоял за учителя и тот был уверен, что всегда может получить реальную защиту. Прежние способы воздействия практически свелись к нулю, и подчас мы сталкиваемся с противоположными явлениями. В одной из городских школ работает учительница, из-за которой уволилось много прекрасных педагогов, но с ней никто не связывается, поскольку знают, что она – член профсоюза и в городском комитете за нее будут стоять насмерть. Учителей надо защищать от таких общественных деятелей, а получается, наоборот, педагоги от них страдают...
Наталья Борисовна Малыгина, учитель, председатель первичной профсоюзной организации школы №57:
– Толку от нынешних профсоюзов нет. Председатель первички несет огромную ответственность, а прав и возможностей у него – никаких. Поэтому так же, как раньше "добровольно" ходили на демонстрации и работали по субботам, так сегодня "добровольно" исполняют обязанности профсоюзного лидера...Тем не менее, хотя новое трудовое законодательство несколько умаляет роль профсоюзов, я считаю, что в каждом профессиональном сообществе должна существовать организация, стоящая на защите интересов своих работников.
В нашей школе треть учителей не состоит в профсоюзе. Кто-то вышел, кто-то, придя работать в школу, сразу отказался в него вступать. В последнее время наметилась тенденция к выходу учителей из союза, потому что люди не видят его работы. Я разговаривала с молодыми учителями, так на мои уговоры они откровенно отвечали, что не понимают, какая им от этого может быть польза. Возможно, в этом есть и моя вина, но все же думаю, что за несколько лет безвременья люди стали пассивнее, потеряли веру в то, что кто-то может отстаивать их интересы.
Было бы несправедливо утверждать, что профсоюзная деятельность во всех школах города проходит серо и однообразно. Благодаря энтузиазму, сохранившемуся в сердцах отдельных учителей, "больной" до сих пор скорее жив, чем мертв. Примером может служить школа № 68, где председателем первичной профсоюзной организации является Наталья Михайловна Михайлова. По ее словам, школьная профсоюзная жизнь ведется очень активно:
– Несколько лет назад трое наших учителей вышли из состава городского профсоюза, но с тех пор такое больше не повторялось. Не думаю, что учителя разуверились в профсоюзах; им приятно, что хоть кто-то проявляет о них заботу. Ведь получается, что, кроме него, мы вообще никому не нужны. Поэтому профсоюз для многих является отдушиной, они знают, что в случае чего они всегда могут сюда обратиться. Работа профсоюзной организации в школе способствует созданию хорошей атмосферы в коллективе. Кроме того, что на профсоюзные средства мы помогаем особо нуждающимся педагогам, проводим различные внутришкольные мероприятия, часть денег по общему согласию расходуется на загородные поездки, что при нашей нервной работе совсем немаловажно...
Но, как оказалось, альтернатива профсоюзной организации все же существует. В этом смысле очень интересным показался опыт школы № 26, чей коллектив еще четыре года назад вышел из состава профсоюза.
– Это случилось после того как учителя увидели, что руководство горкома профсоюзов не столько защищает их интересы, сколько идет на поводу у городской администрации. При этом мы поддерживали все забастовки, которые организовывал городской профсоюз, не переставая вести уроки в школе.
Мы до последнего верили в эффективность пикетов и забастовок, но в конце концов разочаровались и в них, и в работе союза. В нашей школе создан школьный комитет по защите учителей, куда работники школы отчисляют тот же один процент от своей зарплаты. На эти деньги устраиваем праздники, ветеранов не забываем, делаем новогодние подарки своим детям. По проблемам, которые не в состоянии решить самостоятельно, обращаемся к депутатам. Словом, решаем те же вопросы, которыми раньше занимались профсоюзы, но с гораздо большей результативностью,– говорит учитель этой школы Ольга Владимировна Долгополова.
Совершенно очевидно, что ни один человек, находясь в здравом уме и трезвой памяти, не покинет ряды союза, от которого он может получить защиту и поддержку. Так же понятно, что, принимая решение о вступлении в ту или иную организацию, люди (пусть даже за небольшую, почти символическую плату в виде членских взносов) преследуют вполне определенные моральные и материальные интересы. Тенденция снижения численности членов профсоюзных рядов существует, и это ни для кого не является секретом. И хотя профсоюзные деятели уверенно заявляют о своей необходимости и незаменимости для педагогического сообщества, отношение "среднего" учителя к данной структуре скорее всего можно было бы выразить словами одной учительницы, которая на вопрос, почему она не вступает в профсоюз, ответила, что не видит в этом никакой необходимости. "Помощь? Да о чем вы говорите... Я могу рассчитывать только на себя".

Цифры...
На 1 января 2001 года в профсоюзе работников науки и образования состояло 5 486 593 работника просвещения, что составляет около 62% от общего числа людей, занятых в этой структуре. Кроме того, членами профсоюза являются около 25% студентов профильных вузов и 7% преподавательского состава высших учебных заведений. Как уверяют в ЦК профсоюза, за последний год численность его членов остается примерно на прежнем уровне; кроме того, есть тенденция к увеличению числа студентов, пожелавших вступить в данную организацию.

Рейтинг@Mail.ru