Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Жизнь в сети

wpe12.jpg (6313 bytes)Всю неделю я отвечал на вопросы посетителей сайта www.koriphey.ru   екатеринбургской гимназии «Корифей».

«Корифей» – эвриканская федеральная экспериментальная площадка, самая продвинутая в электронном отношении.
Один из лидеров этой площадки Алексей Бабетов, с моей точки зрения, перспективный образовательный политик, предложил во время семинара «Эврики» провести конференцию в Интернете, чтобы я ответил на вопросы жителей сети с 12 по 18 марта.
Вопросов оказалось много, и почти все они – чрезвычайно интересные. Сегодняшний «Взгляд» я решил составить из первых вопросов-ответов этой своеобразной конференции.
– Как вы оцениваете перспективы развития эвриканской сети в этом году? (А.Бабетов, гимназия «Корифей»)
– Наступил момент, когда нужно учиться системно влиять на развитие образования в России.
Самое важное в этом году: во-первых, новые виды деятельности, которые экспериментальные площадки вырастили у себя и смогли описать и разработать систему переноса в другие школы.
Как только мы сможем показать сообществу, что новые виды деятельности вырастают из инициатив, а затем появляются разного рода нормативные бумаги, можно будет по-другому выстраивать управление системой образования.
Вторая перспектива: становление эвриканской сети как экспертной. Если сеть станет экспертировать наиболее важные проекты, появляющиеся в системе образования, их качество сразу повысится.
И третья задача: создавать модели гражданского общества «из себя». Я имею в виду ассоциацию экспертов «Эврика», образовательный союз «Эврика», союз попечителей.
– Были ли «инструктивные письма», спущенные из Минобразования России об «ужесточении» контроля за деятельностью школ, в частности инновационных площадок? (Людмила)
– Если и были, то мне о них неизвестно. Действительно, с разных трибун звучали угрозы: что, мол, «надо присмотреться, чем они там занимаются, в инновационных школах», что надо критически оценить их вклад в развитие системы образования России, и т.д.
Да и местные начальники не прочь поиграть мускулами на инновационных площадках. Но сейчас ситуация изменилась.
Появилось достаточно много высоких руководителей, по-современному относящихся к инновационному образованию. Могу назвать Сергея Намсараева, министра образования и науки Республики Бурятия, выдающегося лидера образования. Одним из ведущих политиков в области образования России я считаю Ярослава Кузьминова, ректора Высшей школы экономики. Именно от него идут импульсы инновационных изменений в образовании.
Политики оказались вовлеченными в образовательную стратегию, они оказывают поддержку инновационному образованию, в том числе и «Эврике», причем как с правого, так и с левого фланга: и Хакамада, и Смолин, и Явлинский. Поэтому попытки ужесточить контроль над деятельностью школ вообще и наших площадок в частности выглядят, мягко говоря, несовременно.
Но возникла другая сторона этой проблемы: а есть ли у нас механизмы гражданского контроля или управления развитием образования? Неразвитость гражданских институтов в образовании привела к тому, что их роль выполняют либо политики, либо средства массовой информации, либо сами чиновники. Но я убежден, что и партии, и газеты призваны выражать волю граждан.
Когда я узнаю, что на ту или иную школу нашей сети начинается атака, мы бросаем все силы на защиту. Если у нас на руках экспертиза проекта и отчеты за несколько лет, то, конечно, аргументы у нас сильные. Сейчас, например, хабаровскому Центру реабилитации детей-правонарушителей не дают денег, чтобы кормить тех, кто приходит к ним с улицы. Дают 15 рублей в день на одноразовое питание. А. Петрынин, лидер этой площадки, просит хотя бы 25 рублей в день, чтобы кормить детей три раза в день.
– Я учусь в девятом классе и много слышал об «Эврике» и проектах, которые Вы поддерживаете. Можно ли подать заявку от группы учеников (например, проект «продвинутой школы»)? И вообще, как насчет молодёжного движения в «Эврике»? (Иван Мухин, Челябинск)
– Какой замечательный вопрос! Спасибо, Иван. У нас есть проект «Детское управление школой». Раз в год собираются детские управляющие и обсуждают развитие школьных конституций. В этом году сбор будет осенью.
Две идеи, которые сейчас наиболее активно обсуждаются: моделирование школы, похожей на школу Хогвартс из книги про Гарри Поттера, плюс конкурс детских эвриканских проектов. При этом я не хотел бы, чтобы дети подавали проекты относительно того, какой должна быть школа. Может быть, предложить им подавать проекты на те темы, в которых они сами хотят, как выразился Иван, «продвинуться»: от фантазийных (устройство России во второй трети XXI века, например, до весьма практичных – сельская школа как основной субъект сельской экономики)?
Наши профессора будут читать лекции, а в конце сессии – сдача эврико-хогвартских экзаменов и защита проектов. Например, профессор Александр Лобок может читать курс «философия вероятности», куда будет входить и философия мифа и постмодернизма. А профессор Николай Веракса – курс диалектического мышления, профессор Феликс Михайлов – курс «загадка человеческого «Я». На мою долю выпадет курс «проектирование».
Это будет сессия о сочетании учебы и творчества. Все это требует размышления.
На основе этих сессий и будем строить молодежное движение «Эврики».

Полностью текст конференции будет опубликован в журнале «Перемены».

Рейтинг@Mail.ru