Александр АДАМСКИЙ
Жизнь в сети
Всю неделю я отвечал на
вопросы посетителей сайта www.koriphey.ru
екатеринбургской гимназии «Корифей».
«Корифей» – эвриканская федеральная
экспериментальная площадка, самая продвинутая в
электронном отношении.
Один из лидеров этой площадки Алексей Бабетов, с
моей точки зрения, перспективный
образовательный политик, предложил во время
семинара «Эврики» провести конференцию в
Интернете, чтобы я ответил на вопросы жителей
сети с 12 по 18 марта.
Вопросов оказалось много, и почти все они –
чрезвычайно интересные. Сегодняшний «Взгляд» я
решил составить из первых вопросов-ответов этой
своеобразной конференции.
– Как вы оцениваете перспективы развития
эвриканской сети в этом году? (А.Бабетов, гимназия
«Корифей»)
– Наступил момент, когда нужно учиться системно
влиять на развитие образования в России.
Самое важное в этом году: во-первых, новые виды
деятельности, которые экспериментальные
площадки вырастили у себя и смогли описать и
разработать систему переноса в другие школы.
Как только мы сможем показать сообществу, что
новые виды деятельности вырастают из инициатив,
а затем появляются разного рода нормативные
бумаги, можно будет по-другому выстраивать
управление системой образования.
Вторая перспектива: становление эвриканской
сети как экспертной. Если сеть станет
экспертировать наиболее важные проекты,
появляющиеся в системе образования, их качество
сразу повысится.
И третья задача: создавать модели гражданского
общества «из себя». Я имею в виду ассоциацию
экспертов «Эврика», образовательный союз
«Эврика», союз попечителей.
– Были ли «инструктивные письма»,
спущенные из Минобразования России об
«ужесточении» контроля за деятельностью школ, в
частности инновационных площадок? (Людмила)
– Если и были, то мне о них неизвестно.
Действительно, с разных трибун звучали угрозы:
что, мол, «надо присмотреться, чем они там
занимаются, в инновационных школах», что надо
критически оценить их вклад в развитие системы
образования России, и т.д.
Да и местные начальники не прочь поиграть
мускулами на инновационных площадках. Но сейчас
ситуация изменилась.
Появилось достаточно много высоких
руководителей, по-современному относящихся к
инновационному образованию. Могу назвать Сергея
Намсараева, министра образования и науки
Республики Бурятия, выдающегося лидера
образования. Одним из ведущих политиков в
области образования России я считаю Ярослава
Кузьминова, ректора Высшей школы экономики.
Именно от него идут импульсы инновационных
изменений в образовании.
Политики оказались вовлеченными в
образовательную стратегию, они оказывают
поддержку инновационному образованию, в том
числе и «Эврике», причем как с правого, так и с
левого фланга: и Хакамада, и Смолин, и Явлинский.
Поэтому попытки ужесточить контроль над
деятельностью школ вообще и наших площадок в
частности выглядят, мягко говоря, несовременно.
Но возникла другая сторона этой проблемы: а есть
ли у нас механизмы гражданского контроля или
управления развитием образования? Неразвитость
гражданских институтов в образовании привела к
тому, что их роль выполняют либо политики, либо
средства массовой информации, либо сами
чиновники. Но я убежден, что и партии, и газеты
призваны выражать волю граждан.
Когда я узнаю, что на ту или иную школу нашей сети
начинается атака, мы бросаем все силы на защиту.
Если у нас на руках экспертиза проекта и отчеты
за несколько лет, то, конечно, аргументы у нас
сильные. Сейчас, например, хабаровскому Центру
реабилитации детей-правонарушителей не дают
денег, чтобы кормить тех, кто приходит к ним с
улицы. Дают 15 рублей в день на одноразовое
питание. А. Петрынин, лидер этой площадки, просит
хотя бы 25 рублей в день, чтобы кормить детей три
раза в день.
– Я учусь в девятом классе и много слышал
об «Эврике» и проектах, которые Вы поддерживаете.
Можно ли подать заявку от группы учеников (например,
проект «продвинутой школы»)? И вообще, как насчет
молодёжного движения в «Эврике»? (Иван Мухин,
Челябинск)
– Какой замечательный вопрос! Спасибо, Иван. У
нас есть проект «Детское управление школой». Раз
в год собираются детские управляющие и обсуждают
развитие школьных конституций. В этом году сбор
будет осенью.
Две идеи, которые сейчас наиболее активно
обсуждаются: моделирование школы, похожей на
школу Хогвартс из книги про Гарри Поттера, плюс
конкурс детских эвриканских проектов. При этом я
не хотел бы, чтобы дети подавали проекты
относительно того, какой должна быть школа. Может
быть, предложить им подавать проекты на те темы, в
которых они сами хотят, как выразился Иван,
«продвинуться»: от фантазийных (устройство
России во второй трети XXI века, например, до
весьма практичных – сельская школа как основной
субъект сельской экономики)?
Наши профессора будут читать лекции, а в конце
сессии – сдача эврико-хогвартских экзаменов и
защита проектов. Например, профессор Александр
Лобок может читать курс «философия вероятности»,
куда будет входить и философия мифа и
постмодернизма. А профессор Николай Веракса –
курс диалектического мышления, профессор Феликс
Михайлов – курс «загадка человеческого «Я». На
мою долю выпадет курс «проектирование».
Это будет сессия о сочетании учебы и творчества.
Все это требует размышления.
На основе этих сессий и будем строить молодежное
движение «Эврики».
Полностью текст конференции будет опубликован в
журнале «Перемены».
|