Наталья ТИПЕНКО
РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ КАЖДОГО
Образовательные
ваучеры
Американская система образования исторически
сложилась так, что представляет собой
практически 50 различных систем. В то же время
принцип, выраженный словами «Америка – страна
равных возможностей для каждого», реализуется и
в образовании, особенно в системах
финансирования начального и общего среднего
государственного (в смысле не частного)
образования.
Принцип равенства возможностей в финансовой
сфере реализуется через модели выравнивания
финансового обеспечения школ и внутри штатов, и
внутри образовательных округов. Средства
федерального бюджета составляют относительно
небольшую долю бюджетов школ – около 7%,
остальные 93% почти поровну распределяются между
средствами штата и средствами местных
администраций, поэтому основные тяготы
выравнивания лежат на администрациях штатов и
муниципалитетов.
До недавнего времени основной проблемой было
выработать методику (формулу) перераспределения
финансовых средств в пользу бедных
муниципалитетов (округов) для выравнивания
удельных расходов на учащихся и сглаживания
неравенства финансовых возможностей. То, что
американская система образования неоднородна, с
одной стороны, затрудняет анализ, но с другой –
дает возможность рассматривать несколько
вариантов подхода к решению проблемы бюджетного
выравнивания.
Тема выравнивания бюджетной обеспеченности, его
параметров и критериев для обеспечения равных
возможностей – актуальна и для российского
образования. Отсутствие федерального норматива
финансирования привело к приоритету областного
законодательства в области образования над
законодательством федеральным. В первую очередь
это относится к вопросам управления и
финансирования, что делает нашу ситуацию схожей
с ситуацией американской, когда каждая область (у
них – каждый штат) на законодательном уровне
принимает решения о том, как будут
распределяться бюджетные средства и как будет
сглаживаться неравенство в финансовых
возможностях между районами и школами. Об этом мы
поговорим подробно в одном из следующих номеров.
Сейчас остановимся на другом – на ваучерах.
Именно образовательные ваучеры последнее время
выдвинулись на первый план при обсуждении
проблем совершенствования американского
образования. Подобный всплеск интереса к
ваучерам возник в начале восьмидесятых годов,
когда ваучерные схемы финансирования начали
применять в ряде штатов. Затем интерес к ним
несколько угас, представление о том, что ваучеры
способны решить все проблемы американского
общего образования, исчезло.
В чем суть ваучерных программ? Ваучеры, так же как
и бюджетное выравнивание, призваны создать
«равные возможности», но равенство возможностей
здесь уже понимается по-другому: не для
образовательных учреждений, а для детей из семей
с низким уровнем достатка. То есть центр тяжести
переносится на семью, так как это решение
родителей – участвовать или не участвовать в
ваучерной программе. Участвуя в программе,
родитель может перевести ребенка из
государственной бесплатной школы в частную
платную и тем самым обеспечить ему более высокий
уровень обучения. Платить за обучение в этом
случае будет государство (штат).
О масштабах этой программы можно судить по
следующим цифрам. В 1998–1999 годах около 6 тыс.
учащихся штата Висконсин получали средства по
ваучерной программе – 5 тыс. долл. на учащегося. В
целом стоимость программы для штата составила 29
млн. долл.
В Кливленде в 2000–2002 годах в программе будет
задействовано 3,9 тыс. человек. Стоимость
программы для штата оценивается в 9 млн. долл. В
штате Мичиган программа оценивается в 35 млн.
долл. в год и дает возможность 10,5 тыс. человек
посещать платные школы.
Казалось бы, такая программа дополнительного
финансирования образования должна была бы всеми
приветствоваться. Президент Буш выступил с
предложением развития ваучерной программы как
одной из первоочередных мер поддержки
образования.
И тем не менее в стране существует сильная
оппозиция ваучерам. Ее не поддерживает
население. Результаты опросов показывают, что
число тех, кто говорит ваучерам «да», за
последние 30 лет уменьшилось на треть.
Основные возражения
Во-первых, исследования показывают, что нет
статистически достоверного улучшения
показателей успеваемости учащихся после их
включения в ваучерную программу. Проще говоря,
переведенные из одних (государственных) школ в
другие (частные) дети не стали учиться лучше.
Во-вторых, исторически сложилось так, что 85%
частных школ Америки – школы религиозные,
поддерживаемые какими-либо религиозными
конфессиями. Переводя детей в эти школы и
оплачивая их обучение, государство практически
поддерживает религиозные школы. Многие считают
такой порядок противоречащим конституции, так
как церковь в Америке отделена от государства.
В-третьих, ваучерная программа «обескровливает»
государственную систему образования, делая ее
еще хуже. В штате Висконсин потери
государственных школ оценивают в 22 млн. долл. в
год. В штате Техас школы потеряли 4,8 млн. долл.
Такие потери неизбежны, ибо финансирование
государственных школ осуществляется на основе
формулы, где число учащихся является
определяющим параметром при выделении средств
школе.
В отличие от нашего представления о
«преуспевающем американском образовании» сами
американцы обеспокоены крайне низким уровнем
знаний учащихся и неудовлетворительным
финансовым положением государственного
образования. Как и у нас, для американской школы
характерен рост дифференциации между
успевающими и отстающими учащимися. Ваучерная
программа возникла не от хорошей жизни.
В Кливленде, где общее государственное
образование находится на очень низком уровне,
попытались еще 9 лет назад решить эту проблему с
помощью ваучерной программы. С тех пор состояние
государственных школ только ухудшилось.
Выпускник государственной школы Кливленда имеет
один шанс к 14 продолжить свое образование в
учреждении послесреднего образования по причине
низкого уровня своей подготовки.
Глас народа
Чем интересны для нас американские дебаты по
поводу ваучерной программы? Главный урок, на наш
взгляд, состоит в том, что даже в стране самого
развитого капитализма и частной собственности
преобладает понимание того, что общая школа
должна быть государственной. Что ее надо
укреплять и уделять ей внимание. Что равенство
возможностей для каждого не может заменить
необходимость государства поддерживать на
должном уровне общественные институты (а школа –
это общественный институт), обеспечивающие
развитие страны.
И еще. Почему, несмотря на то что ваучерную
программу поддерживает президент, обсуждения и
споры о ее целесообразности не прекращаются? На
наш взгляд, причина в том, и это второй урок, что
американская демократия сильна не столько
двухпартийной системой, а тем, что создано
великое множество общественных движений и
организаций, объединяющих и учителей, и
родителей, и просто жителей городов, которые
имеют возможность отстаивать свои интересы,
высказывать свою точку зрения и в конечном счете
влиять на принятие решений.
|