Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2002


ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Наталья ТИПЕНКО

РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ КАЖДОГО

Образовательные ваучеры

Американская система образования исторически сложилась так, что представляет собой практически 50 различных систем. В то же время принцип, выраженный словами «Америка – страна равных возможностей для каждого», реализуется и в образовании, особенно в системах финансирования начального и общего среднего государственного (в смысле не частного) образования.
Принцип равенства возможностей в финансовой сфере реализуется через модели выравнивания финансового обеспечения школ и внутри штатов, и внутри образовательных округов. Средства федерального бюджета составляют относительно небольшую долю бюджетов школ – около 7%, остальные 93% почти поровну распределяются между средствами штата и средствами местных администраций, поэтому основные тяготы выравнивания лежат на администрациях штатов и муниципалитетов.
До недавнего времени основной проблемой было выработать методику (формулу) перераспределения финансовых средств в пользу бедных муниципалитетов (округов) для выравнивания удельных расходов на учащихся и сглаживания неравенства финансовых возможностей. То, что американская система образования неоднородна, с одной стороны, затрудняет анализ, но с другой – дает возможность рассматривать несколько вариантов подхода к решению проблемы бюджетного выравнивания.
Тема выравнивания бюджетной обеспеченности, его параметров и критериев для обеспечения равных возможностей – актуальна и для российского образования. Отсутствие федерального норматива финансирования привело к приоритету областного законодательства в области образования над законодательством федеральным. В первую очередь это относится к вопросам управления и финансирования, что делает нашу ситуацию схожей с ситуацией американской, когда каждая область (у них – каждый штат) на законодательном уровне принимает решения о том, как будут распределяться бюджетные средства и как будет сглаживаться неравенство в финансовых возможностях между районами и школами. Об этом мы поговорим подробно в одном из следующих номеров. Сейчас остановимся на другом – на ваучерах.
Именно образовательные ваучеры последнее время выдвинулись на первый план при обсуждении проблем совершенствования американского образования. Подобный всплеск интереса к ваучерам возник в начале восьмидесятых годов, когда ваучерные схемы финансирования начали применять в ряде штатов. Затем интерес к ним несколько угас, представление о том, что ваучеры способны решить все проблемы американского общего образования, исчезло.
В чем суть ваучерных программ? Ваучеры, так же как и бюджетное выравнивание, призваны создать «равные возможности», но равенство возможностей здесь уже понимается по-другому: не для образовательных учреждений, а для детей из семей с низким уровнем достатка. То есть центр тяжести переносится на семью, так как это решение родителей – участвовать или не участвовать в ваучерной программе. Участвуя в программе, родитель может перевести ребенка из государственной бесплатной школы в частную платную и тем самым обеспечить ему более высокий уровень обучения. Платить за обучение в этом случае будет государство (штат).
О масштабах этой программы можно судить по следующим цифрам. В 1998–1999 годах около 6 тыс. учащихся штата Висконсин получали средства по ваучерной программе – 5 тыс. долл. на учащегося. В целом стоимость программы для штата составила 29 млн. долл.
В Кливленде в 2000–2002 годах в программе будет задействовано 3,9 тыс. человек. Стоимость программы для штата оценивается в 9 млн. долл. В штате Мичиган программа оценивается в 35 млн. долл. в год и дает возможность 10,5 тыс. человек посещать платные школы.
Казалось бы, такая программа дополнительного финансирования образования должна была бы всеми приветствоваться. Президент Буш выступил с предложением развития ваучерной программы как одной из первоочередных мер поддержки образования.
И тем не менее в стране существует сильная оппозиция ваучерам. Ее не поддерживает население. Результаты опросов показывают, что число тех, кто говорит ваучерам «да», за последние 30 лет уменьшилось на треть.
Основные возражения
Во-первых, исследования показывают, что нет статистически достоверного улучшения показателей успеваемости учащихся после их включения в ваучерную программу. Проще говоря, переведенные из одних (государственных) школ в другие (частные) дети не стали учиться лучше.
Во-вторых, исторически сложилось так, что 85% частных школ Америки – школы религиозные, поддерживаемые какими-либо религиозными конфессиями. Переводя детей в эти школы и оплачивая их обучение, государство практически поддерживает религиозные школы. Многие считают такой порядок противоречащим конституции, так как церковь в Америке отделена от государства.
В-третьих, ваучерная программа «обескровливает» государственную систему образования, делая ее еще хуже. В штате Висконсин потери государственных школ оценивают в 22 млн. долл. в год. В штате Техас школы потеряли 4,8 млн. долл.
Такие потери неизбежны, ибо финансирование государственных школ осуществляется на основе формулы, где число учащихся является определяющим параметром при выделении средств школе.
В отличие от нашего представления о «преуспевающем американском образовании» сами американцы обеспокоены крайне низким уровнем знаний учащихся и неудовлетворительным финансовым положением государственного образования. Как и у нас, для американской школы характерен рост дифференциации между успевающими и отстающими учащимися. Ваучерная программа возникла не от хорошей жизни.
В Кливленде, где общее государственное образование находится на очень низком уровне, попытались еще 9 лет назад решить эту проблему с помощью ваучерной программы. С тех пор состояние государственных школ только ухудшилось. Выпускник государственной школы Кливленда имеет один шанс к 14 продолжить свое образование в учреждении послесреднего образования по причине низкого уровня своей подготовки.
Глас народа
Чем интересны для нас американские дебаты по поводу ваучерной программы? Главный урок, на наш взгляд, состоит в том, что даже в стране самого развитого капитализма и частной собственности преобладает понимание того, что общая школа должна быть государственной. Что ее надо укреплять и уделять ей внимание. Что равенство возможностей для каждого не может заменить необходимость государства поддерживать на должном уровне общественные институты (а школа – это общественный институт), обеспечивающие развитие страны.
И еще. Почему, несмотря на то что ваучерную программу поддерживает президент, обсуждения и споры о ее целесообразности не прекращаются? На наш взгляд, причина в том, и это второй урок, что американская демократия сильна не столько двухпартийной системой, а тем, что создано великое множество общественных движений и организаций, объединяющих и учителей, и родителей, и просто жителей городов, которые имеют возможность отстаивать свои интересы, высказывать свою точку зрения и в конечном счете влиять на принятие решений.

Рейтинг@Mail.ru