Ольга ДАШКОВСКАЯ
ДВА ЛИКА ОДНОЙ КОЛЛЕГИИ
27–28 февраля состоялось
расширенное заседание коллегии Минобразования,
на котором обсуждались итоги деятельности
системы образования России в 2001 году и основные
мероприятия по выполнению Концепции
модернизации отрасли в 2002–2004 годах.
У парадного подъезда
В столицу съехались руководители региональных
органов управления образованием и комитетов по
молодежной политике, представители вузов,
техникумов, ПТУ.
Казалось бы, традиционное мероприятие. В
президиуме, кроме заместителей министра,
почетные гости – вице-премьер российского
Правительства по социальным вопросам В.
Матвиенко, председатель Комитета Госдумы по
образованию и науке И. Мельников, глава ЦК
Профсоюза работников образования и науки В.
Яковлев, ректор МГУ В. Садовничий и ректор
Государственного университета – Высшая школа
экономики Я. Кузьминов, председатель РОСРО А.
Кокошин... Словом, знакомые все лица, среди
которых, пожалуй, только один новичок – депутат
Госдумы, бывшая телеведущая Александра
Буратаева (которая, правда, не выступала).
"Завсегдатаи" отмечали хорошую организацию
нынешней коллегии – материалы были разосланы по
территориям заранее, чего раньше не случалось.
Такой прогресс стал возможным благодаря почти
повсеместному внедрению электронной почты. Так
что участники приехали подготовленные: не
случайно в ходе двухдневного заседания было
подано около 500 (!) детальных замечаний и
предложений к плану основных мероприятий по
реализации Концепции модернизации российского
образования на 2002–2004 годы.
Все остальное шло по заранее отлаженной схеме:
выступления "штатных" ораторов на заданную
тему (например, необходимость сокращения перечня
учебной литературы или возрождение тимуровского
движения), комплименты в адрес министерства,
которое "усилило", "улучшило", "углубило",
"сделало шаг вперед"... И как главное резюме:
после 10 лет топтания на месте и споров о том, быть
или не быть реформе образования, наконец-то
началась конкретная работа по модернизации
отрасли.
О подвигах, о доблести, о славе…
Мажорными были доклады первых лиц – Владимира
Филиппова и Валентины Матвиенко, уделивших
основное внимание достижениям. В списке славных
дел: увеличение расходов на образование из
консолидированного бюджета, погашение на 1
января 2002 года многолетних долгов вузов, ПТУ и
колледжей за коммунальные услуги,
информатизация сельских школ, повышение
заработной платы работников образования в 1,89
раза...
Впервые за последние 8-9 лет в 2001 году учреждения
профессионального образования всех уровней
получили существенные средства на приобретение
учебного и лабораторного оборудования, на
капитальный ремонт, развитие библиотек,
обеспечение производственных практик,
организацию летнего отдыха и оздоровление
учащихся.
Не забыты и общеобразовательные школы, которые
обеспечиваются оборудованием, спортивным
инвентарем, художественной и учебной
литературой в рамках федеральных целевых и
президентских программ («Дети-сироты", "Дети-инвалиды",
"Одаренные дети"), а также Федеральной
программы развития образования, на реализацию
которой в текущем году запланировано 1млрд. 826 млн.
рублей. Деньги территориям выделяются на
конкурсной основе и на условиях
софинансирования.
В 2002 г. в 24 территориях будут созданы и оснащены
региональные информационные центры по учебному
книгоизданию. 50 тыс. российских школ получат
около 100 томов русской литературы.
За счет средств займа Мирового банка будут
компьютеризированы и связаны в единую сеть 80%
районных органов управления образованием.
Продолжится работа по информатизации
образования: если в минувшем году приоритет был
отдан селу (31 тысяча сельских школ получили более
48000 компьютеров для учеников и более 8500
компьютеров для учителей), то в нынешнем к
техническому прогрессу должны приобщиться 19 тыс.
городских и поселковых школ, на оснащение
которых из федерального и региональных бюджетов
предусмотрены 2,5 млрд. рублей.
В этом году министерство намерено развернуть
грандиозную законотворческую деятельность –
завершить работу над законопроектом о
стандартах общего среденго образования,
разработать и внести в Правительство новые
проекты – о дошкольном образовании, об отмене 25%-ного
ограничения на коммерческий прием в
государственные вузы, об участии работодателей в
деятельности системы профессионального
образования и др. Планируется подготовить
постановление Правительства о создании
Государственной аттестационной службы.
О грустном и тревожном
Однако, кроме ярких достижений и внушительных
цифр, у нас существуют и отдельные недочеты.
Нетрудно догадаться, что в своих выступлениях
первые лица не могли не затронуть и горячие темы:
борьбу с безнадзорностью и беспризорностью и
здоровье молодежи, путь к которому лежит через
физическую культуру и спорт. По мнению В.
Матвиенко, необходим целый комплекс мер для
решения проблемы "ничейных" детей: от
совершенствования воспитательной работы на всех
уровнях образования до усиления ответственности
должностных лиц за обязательное посещение
детьми школы. Для этого планируется уже с 1
сентября текущего года наладить статистический
учет тех, кто оказался за бортом
образовательного процесса. Сегодня эти цифры
плавают в пределах от 360 до 400 тыс. и считаются
неполными.
Вице-премьер высказала критику в адрес
министерства за то, что основные усилия в работе
с молодежью направлены на организацию
фестивалей и конкурсов, а не на конкретные меры
государственной поддержки – в том числе на
предоставление льготных кредитов на покупку
жилья.
Как выяснилось в кулуарных беседах (да и в
выступлениях с трибуны, особенно на заседаниях
секций), далеко не все участники совещания
разделяют оптимизм властей по поводу
кардинального увеличения финансирования на
нужды образования, которое лишь слабым, а порой
едва уловимым эхом доносится до регионов.
Конечно, в отличие от прежних лет секвестра и
дефолта до вступления в силу ФПРО и увеличения
средств на другие федеральные целевые и
президентские программы, появилась хоть какая-то
надежда на исправление ситуации.
В этом году, например, в поддержку общего
образования создан резервный фонд Президента, из
которого планируется выделить по 25 млн. рублей
каждому федеральному округу. В пересчете на
регион получается 1-1,5 млн. рублей – мизерная
сумма, но лучше, чем ничего.
Или закупка спортивного оборудования, к которой
так настойчиво призывала в своем выступлении В.
Матвиенко, возмущаясь отсутствием средств на эти
цели в местных бюджетах.
В крайнем случае была обещана помощь центра.
Первой ласточкой спортивного оздоровления
станут 1400 детских домов и школ-интернатов.
Остальным придется выходить из положения
самостоятельно, прибегая к помощи выпускников,
попечителей, спонсоров, как посоветовал В.
Филиппов.
На оснащение спортивным оборудованием школ и ПТУ
потребуется примерно 4,5 млрд. рублей.
В условиях тяжелейшей ситуации, сложившейся с
выплатой повышенной заработной платы, эта сумма,
как и в целом расходы на развитие материальной
базы учебных заведений, представляется
неподъемной.
Последние герои
По свидетельству В. Матвиенко, 45 территорий с
большим напряжением справляются с решением этой
задачи, из них 30 уже получают поддержку
федерального центра. В их числе – Амурская
область, получившая недавно трансферт в объеме 380
млн. рублей при реальной потребности 1 млрд. 400 млн.
рублей.
Республика Карелия напряженно, а все-таки
справляется с проблемой, но какой ценой! 3 млрд. 700
млн. рублей составляет фонд заработной платы
бюджетной сферы, а весь бюджет – 5 млрд.
Как говорится, комментарии излишни.
В то же время труд классного руководителя
оценивается в 36 копеек в день, и при таком "щедром"
вознаграждении, как справедливо полагает
директор Департамента образования Владимирской
области Михаил Корешков, трудно рассчитывать на
эффективность воспитательной работы. А борьба с
беспризорностью, по его мнению, сегодня очень
похожа на кампанию, в ходе которой есть опасность
"упустить из поля зрения нормальных, социально
сохранных детей, пытаясь решить проблему за их
счет".
Это высказывание, как и многие другие,
свидетельствует о том, что взгляды работников
образования на решение наболевших вопросов не
всегда совпадают с официальной позицией
министерства и правительства.
Это касается и широко развернутой (и
разрекламированной) министерством
экспериментальной работы. В эксперименте по ЕГЭ
в нынешнем году будет задействовано 16 регионов,
по совершенствованию структуры и содержания
общего среднего образования – 32400 учащихся
начальной школы и 37000 старшеклассников.
"Экспериментов вроде бы начато много, но идут
они не совсем успешно, – считает министр
образования и науки Республики Бурятия Сергей
Намсараев. – Постановления и распоряжения
Правительства пока не подкреплены практическими
делами и результатами".
Некоторые испытали разочарование, не услышав
ответы на волнующие их вопросы, в первую очередь
связанные с экономикой – введением казначейской
системы, отменой налоговых льгот.
В результате таких "инноваций" руководители
образовательных учреждений, по мнению
председателя Ассоциации ссузов Волгоградской
области Виктора Попова, "вынуждены
придумывать обходные пути, различные хитрости и
умности", судиться. "Ненормально, когда в
своей стране развитие детей приходится защищать
в суде от законов своей же страны. Мы обращаемся к
властям словами булгаковского профессора
Преображенского: дайте нам такую настоящую,
такую последнюю бумажку, чтобы ни один Швондер не
залез в бедную экономику образования!" –
восклицает Виктор Попов.
Но далеко не все согласны на роль последних
героев-одиночек, справедливо полагая. что именно
главное образовательное ведомство, а не отдельно
взятые руководители школ и вузов, обязано
отстаивать интересы своей отрасли на самом
высоком уровне, снимая все противоречия.
Первый заместитель министра образования Алексей
Беляев считает, что "прошедший год
министерство потратило на борьбу с работниками
образования, и хотя на данном этапе страсти
поутихли, многие идеи продолжают навязываться
сверху, а решение некоторых очень важных
вопросов, таких, как введение нормативно-подушевого
финансирования, придание государственного
статуса школе, соучредительство, – наоборот,
приостановлено".
"У нас все реформы и преобразования идут
сверху, – говорит директор 825-й московской школы
Владимир Караковский, – но именно потому, что
встречной волны снизу нет, рано или поздно все
равно возникают ножницы между замыслами и их
реальным воплощением в жизнь. Слишком высока
вертикаль:
правительство–министерство–Дума–система
образования".
Так, уже провалились планы министерства о
соучредительстве школы – о выплате зарплаты из
регионального бюджета и коммуналки – из
муниципальных. Существующая нормативная база не
способствует положительному решению этого
вопроса, да и в регионах, как выяснилось, денег на
зарплату катастрофически не хватает.
В качестве выхода из ситуации предлагается
организовать федеральный фонд субвенций для
выплаты заработной платы педагогам, аналогичный
фонд – на региональном уровне – для поддержки
материальной базы образовательных учреждений.
Назад в будущее!
В своем выступлении В. Филиппов говорил о
стимулировании механизмов государственно-общественного
характера развития образования, о привлечении к
работе общественных организаций и объединений.
Однако эти заявления кажутся декларативными на
фоне реальных событий.
Недаром президент РАО Николай Никандров видит
задачу модернизации в исправлении ошибок,
допущенных в период реформирования отрасли в
конце 80-х–начале 90-х годов. Наряду с возвращением
к воспитанию это еще и упорядочение, а попросту
говоря – сокращение Федерального перечня
учебной литературы. Скоро выйдут в свет новые
учебники по новейшей истории России – какими-то
они будут? Не хорошо ли забытыми старыми?
Примечательными можно считать настойчивые
призывы некоторых руководителей региональных
органов управления образованием к обязательному
преподаванию основ православия в школе.
Эти и другие факты заставляют задуматься о том,
куда мы все-таки движемся: вперед или назад, – и
не обернется ли модернизация старым содержанием
в новой упаковке...
|