Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2002


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Ольга ДАШКОВСКАЯ

ДВА ЛИКА ОДНОЙ КОЛЛЕГИИ

27–28 февраля состоялось расширенное заседание коллегии Минобразования, на котором обсуждались итоги деятельности системы образования России в 2001 году и основные мероприятия по выполнению Концепции модернизации отрасли в 2002–2004 годах.

У парадного подъезда

В столицу съехались руководители региональных органов управления образованием и комитетов по молодежной политике, представители вузов, техникумов, ПТУ.
Казалось бы, традиционное мероприятие. В президиуме, кроме заместителей министра, почетные гости – вице-премьер российского Правительства по социальным вопросам В. Матвиенко, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке И. Мельников, глава ЦК Профсоюза работников образования и науки В. Яковлев, ректор МГУ В. Садовничий и ректор Государственного университета – Высшая школа экономики Я. Кузьминов, председатель РОСРО А. Кокошин... Словом, знакомые все лица, среди которых, пожалуй, только один новичок – депутат Госдумы, бывшая телеведущая Александра Буратаева (которая, правда, не выступала).
"Завсегдатаи" отмечали хорошую организацию нынешней коллегии – материалы были разосланы по территориям заранее, чего раньше не случалось. Такой прогресс стал возможным благодаря почти повсеместному внедрению электронной почты. Так что участники приехали подготовленные: не случайно в ходе двухдневного заседания было подано около 500 (!) детальных замечаний и предложений к плану основных мероприятий по реализации Концепции модернизации российского образования на 2002–2004 годы.
Все остальное шло по заранее отлаженной схеме: выступления "штатных" ораторов на заданную тему (например, необходимость сокращения перечня учебной литературы или возрождение тимуровского движения), комплименты в адрес министерства, которое "усилило", "улучшило", "углубило", "сделало шаг вперед"... И как главное резюме: после 10 лет топтания на месте и споров о том, быть или не быть реформе образования, наконец-то началась конкретная работа по модернизации отрасли.

О подвигах, о доблести, о славе…

Мажорными были доклады первых лиц – Владимира Филиппова и Валентины Матвиенко, уделивших основное внимание достижениям. В списке славных дел: увеличение расходов на образование из консолидированного бюджета, погашение на 1 января 2002 года многолетних долгов вузов, ПТУ и колледжей за коммунальные услуги, информатизация сельских школ, повышение заработной платы работников образования в 1,89 раза...
Впервые за последние 8-9 лет в 2001 году учреждения профессионального образования всех уровней получили существенные средства на приобретение учебного и лабораторного оборудования, на капитальный ремонт, развитие библиотек, обеспечение производственных практик, организацию летнего отдыха и оздоровление учащихся.
Не забыты и общеобразовательные школы, которые обеспечиваются оборудованием, спортивным инвентарем, художественной и учебной литературой в рамках федеральных целевых и президентских программ («Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Одаренные дети"), а также Федеральной программы развития образования, на реализацию которой в текущем году запланировано 1млрд. 826 млн. рублей. Деньги территориям выделяются на конкурсной основе и на условиях софинансирования.
В 2002 г. в 24 территориях будут созданы и оснащены региональные информационные центры по учебному книгоизданию. 50 тыс. российских школ получат около 100 томов русской литературы.
За счет средств займа Мирового банка будут компьютеризированы и связаны в единую сеть 80% районных органов управления образованием.
Продолжится работа по информатизации образования: если в минувшем году приоритет был отдан селу (31 тысяча сельских школ получили более 48000 компьютеров для учеников и более 8500 компьютеров для учителей), то в нынешнем к техническому прогрессу должны приобщиться 19 тыс. городских и поселковых школ, на оснащение которых из федерального и региональных бюджетов предусмотрены 2,5 млрд. рублей.
В этом году министерство намерено развернуть грандиозную законотворческую деятельность – завершить работу над законопроектом о стандартах общего среденго образования, разработать и внести в Правительство новые проекты – о дошкольном образовании, об отмене 25%-ного ограничения на коммерческий прием в государственные вузы, об участии работодателей в деятельности системы профессионального образования и др. Планируется подготовить постановление Правительства о создании Государственной аттестационной службы.

О грустном и тревожном

Однако, кроме ярких достижений и внушительных цифр, у нас существуют и отдельные недочеты. Нетрудно догадаться, что в своих выступлениях первые лица не могли не затронуть и горячие темы: борьбу с безнадзорностью и беспризорностью и здоровье молодежи, путь к которому лежит через физическую культуру и спорт. По мнению В. Матвиенко, необходим целый комплекс мер для решения проблемы "ничейных" детей: от совершенствования воспитательной работы на всех уровнях образования до усиления ответственности должностных лиц за обязательное посещение детьми школы. Для этого планируется уже с 1 сентября текущего года наладить статистический учет тех, кто оказался за бортом образовательного процесса. Сегодня эти цифры плавают в пределах от 360 до 400 тыс. и считаются неполными.
Вице-премьер высказала критику в адрес министерства за то, что основные усилия в работе с молодежью направлены на организацию фестивалей и конкурсов, а не на конкретные меры государственной поддержки – в том числе на предоставление льготных кредитов на покупку жилья.
Как выяснилось в кулуарных беседах (да и в выступлениях с трибуны, особенно на заседаниях секций), далеко не все участники совещания разделяют оптимизм властей по поводу кардинального увеличения финансирования на нужды образования, которое лишь слабым, а порой едва уловимым эхом доносится до регионов.
Конечно, в отличие от прежних лет секвестра и дефолта до вступления в силу ФПРО и увеличения средств на другие федеральные целевые и президентские программы, появилась хоть какая-то надежда на исправление ситуации.
В этом году, например, в поддержку общего образования создан резервный фонд Президента, из которого планируется выделить по 25 млн. рублей каждому федеральному округу. В пересчете на регион получается 1-1,5 млн. рублей – мизерная сумма, но лучше, чем ничего.
Или закупка спортивного оборудования, к которой так настойчиво призывала в своем выступлении В. Матвиенко, возмущаясь отсутствием средств на эти цели в местных бюджетах.
В крайнем случае была обещана помощь центра. Первой ласточкой спортивного оздоровления станут 1400 детских домов и школ-интернатов.
Остальным придется выходить из положения самостоятельно, прибегая к помощи выпускников, попечителей, спонсоров, как посоветовал В. Филиппов.
На оснащение спортивным оборудованием школ и ПТУ потребуется примерно 4,5 млрд. рублей.
В условиях тяжелейшей ситуации, сложившейся с выплатой повышенной заработной платы, эта сумма, как и в целом расходы на развитие материальной базы учебных заведений, представляется неподъемной.

Последние герои

По свидетельству В. Матвиенко, 45 территорий с большим напряжением справляются с решением этой задачи, из них 30 уже получают поддержку федерального центра. В их числе – Амурская область, получившая недавно трансферт в объеме 380 млн. рублей при реальной потребности 1 млрд. 400 млн. рублей.
Республика Карелия напряженно, а все-таки справляется с проблемой, но какой ценой! 3 млрд. 700 млн. рублей составляет фонд заработной платы бюджетной сферы, а весь бюджет – 5 млрд.
Как говорится, комментарии излишни.
В то же время труд классного руководителя оценивается в 36 копеек в день, и при таком "щедром" вознаграждении, как справедливо полагает директор Департамента образования Владимирской области Михаил Корешков, трудно рассчитывать на эффективность воспитательной работы. А борьба с беспризорностью, по его мнению, сегодня очень похожа на кампанию, в ходе которой есть опасность "упустить из поля зрения нормальных, социально сохранных детей, пытаясь решить проблему за их счет".
Это высказывание, как и многие другие, свидетельствует о том, что взгляды работников образования на решение наболевших вопросов не всегда совпадают с официальной позицией министерства и правительства.
Это касается и широко развернутой (и разрекламированной) министерством экспериментальной работы. В эксперименте по ЕГЭ в нынешнем году будет задействовано 16 регионов, по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования – 32400 учащихся начальной школы и 37000 старшеклассников.
"Экспериментов вроде бы начато много, но идут они не совсем успешно, – считает министр образования и науки Республики Бурятия Сергей Намсараев. – Постановления и распоряжения Правительства пока не подкреплены практическими делами и результатами".
Некоторые испытали разочарование, не услышав ответы на волнующие их вопросы, в первую очередь связанные с экономикой – введением казначейской системы, отменой налоговых льгот.
В результате таких "инноваций" руководители образовательных учреждений, по мнению председателя Ассоциации ссузов Волгоградской области Виктора Попова, "вынуждены придумывать обходные пути, различные хитрости и умности", судиться. "Ненормально, когда в своей стране развитие детей приходится защищать в суде от законов своей же страны. Мы обращаемся к властям словами булгаковского профессора Преображенского: дайте нам такую настоящую, такую последнюю бумажку, чтобы ни один Швондер не залез в бедную экономику образования!" – восклицает Виктор Попов.
Но далеко не все согласны на роль последних героев-одиночек, справедливо полагая. что именно главное образовательное ведомство, а не отдельно взятые руководители школ и вузов, обязано отстаивать интересы своей отрасли на самом высоком уровне, снимая все противоречия.
Первый заместитель министра образования Алексей Беляев считает, что "прошедший год министерство потратило на борьбу с работниками образования, и хотя на данном этапе страсти поутихли, многие идеи продолжают навязываться сверху, а решение некоторых очень важных вопросов, таких, как введение нормативно-подушевого финансирования, придание государственного статуса школе, соучредительство, – наоборот, приостановлено".
"У нас все реформы и преобразования идут сверху, – говорит директор 825-й московской школы Владимир Караковский, – но именно потому, что встречной волны снизу нет, рано или поздно все равно возникают ножницы между замыслами и их реальным воплощением в жизнь. Слишком высока вертикаль: правительство–министерство–Дума–система образования".
Так, уже провалились планы министерства о соучредительстве школы – о выплате зарплаты из регионального бюджета и коммуналки – из муниципальных. Существующая нормативная база не способствует положительному решению этого вопроса, да и в регионах, как выяснилось, денег на зарплату катастрофически не хватает.
В качестве выхода из ситуации предлагается организовать федеральный фонд субвенций для выплаты заработной платы педагогам, аналогичный фонд – на региональном уровне – для поддержки материальной базы образовательных учреждений.

Назад в будущее!

В своем выступлении В. Филиппов говорил о стимулировании механизмов государственно-общественного характера развития образования, о привлечении к работе общественных организаций и объединений.
Однако эти заявления кажутся декларативными на фоне реальных событий.
Недаром президент РАО Николай Никандров видит задачу модернизации в исправлении ошибок, допущенных в период реформирования отрасли в конце 80-х–начале 90-х годов. Наряду с возвращением к воспитанию это еще и упорядочение, а попросту говоря – сокращение Федерального перечня учебной литературы. Скоро выйдут в свет новые учебники по новейшей истории России – какими-то они будут? Не хорошо ли забытыми старыми?
Примечательными можно считать настойчивые призывы некоторых руководителей региональных органов управления образованием к обязательному преподаванию основ православия в школе.
Эти и другие факты заставляют задуматься о том, куда мы все-таки движемся: вперед или назад, – и не обернется ли модернизация старым содержанием в новой упаковке...

Рейтинг@Mail.ru