Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2002


СВОБОДА И ШКОЛА

Милослав БАЛАБАН

МЕДЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАМНОГО ЭФФЕКТИВНЕЕ БЫСТРОГО

Мы так привыкли ко всеобщему восхищению быстроразвивающимися учениками, что даже перестали задумываться – а хорошо это или плохо, стремительное развитие детского организма?

Между тем существует теория, согласно которой нормальное развитие ребенка требует торможения любого процесса роста. Существует гипотеза, что такое торможение поддерживается особым защитным геном-посредником, который так и называется: Ювенильный Ген-Модератор (ЮГМ). А сам эффект назвали «ЮГМ-торможение».
О силе и природе ЮГМ-торможения мы обычно судим по нескольким дням или неделям отсрочки, которые получает оплодотворенное яйцо птицы, для того чтобы начать развитие эмбриона в более оптимальных условиях; многолетней отсрочке прорастания зерна, в котором ждет своего часа уже сформированный молодой организм с корнем и стеблем. А отказ столь надежного ЮГМ-регулятора ведет не только к таким взрывным актам патологического развития, как раковая опухоль, где каждая клетка без ЮГМ-присмотра честно созревает и делится за считанные минуты или часы. Вполне вероятно, что случаи аутизма связаны с такой же ЮГМ-неполадкой, которая приводит к преждевременной и ПОЛНОЙ реализации того или иного «умственного ресурса» за счет множества других.
ЮГМ-торможение оберегает человеческий организм от преждевременного развития, которое приводит к обязательной паталогии.
И когда в школе учителя применяют силовое ЗАПОМИНАНИЕ чужого знания, они игнорируют потребности молодого сознания притормозить развитие определенных процессов, отложить его до более оптимальных условий.
– Не сейчас, – как бы говорит ЮГМ, – надо подождать, ситуация еще не та ...
– Нечего ждать, запоминать надо, развивать память надо, чтобы нужные процессы шли по плану, – как бы говорит школа и насильно убыстряет темп роста.
Вполне вероятно, что в основе отмеченной выше школьной патологии лежит этическое заблуждение, согласно которому при умелом подходе можно и нужно организовать запоминание всего учебного материала всеми учениками. Работа учителя в класс-школе оправдана лишь там, где ему удается обеспечить на своем уроке каждому ученику максимальный выбор объектов, достойных его внимания. Но чтобы признать это, нужно отказаться от ряда привычных заблуждений насчет того, что такое знание, память и т.п.
Отказаться от таких явных несуразностей школьного обихода, как якобы более высокая «обучаемость» (успеваемость) девочек по сравнению с мальчиками. Мальчики не бестолковее, просто у них надежнее работает ЮГМ-защита. Возможно, само понятие «умственной отсталости» потребует серьезного пересмотра: продуктивная идеология обучения все перевернула, и вполне здоровая ЮГМ-реакция организма объявляется патологией, а некоторые нарушения ЮГМ-контроля у самых «талантливых» учеников – нормой.
Переход от «продуктивной» модели (прямого конструирования) к «редуктивной» (гибкой реализаций какого-то заданного природой ресурса) позволяет найти некоторые необычные решения сложных проблем. Сама идея ЮГМ-контроля в развитии позволяет перевернуть систему познавательных ценностей, т.е. этическую перспективу духовного развития, где до сих пор действует механистическое представление о самоценности БЫСТРОГО накоплении ЗУНов.
Оказывается, своя личная СОВЕСТЬ (как норма СОЗНАНИЯ) формируется всегда довольно медленно. А то, что происходит очень быстро, далеко не всегда оказывается ценным в этическом плане. Задача самого школьного образования оказывается перевернутой: нужно не убыстрять, а наоборот – максимально замедлять реализацию умственного и духовного потенциала каждого ученика, чтобы дать ему возможность полностью созреть в самых выгодных для развития его личности условиях.
В ходе редуктивного образования личное знание формируется при прямом творческом УЧАСТИИ (а не под силовым ВОЗДЕЙСТВИЕМ, как при репродуктивном обучении) чужого личного опыта тех, к кому сам учащийся обращается за содействием.

Рейтинг@Mail.ru