Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

ОПОРА НА РЕГИОН

Александр Адамский20–21 февраля в Омске состоялся съезд учителей. Формально он назывался Областной съезд работников образования, в его работе приняло участие более 600 представителей школы, профессионального образования, местной и региональной власти. Инициатива съезда принадлежала губернатору области Л.К.Полежаеву, он же выступил с базовым докладом и объявил образование приоритетным направлением года.
Одним из ориентиров развития школы, особенно сельской, губернатор назвал Нововаршавскую гимназию – федеральную экспериментальную площадку, с лидером которой Зоей Халютой и научным руководителем проекта профессором Надеждой Чекалевой губернатор встретился накануне съезда.
Судя по тому, как прошел съезд, Омская область намерена в будущем опираться на собственные инициативы, а не привычно следовать в русле руководящих указаний сверху.
«Мы начали большой разговор с учителями и намерены его продолжать», – заявил губернатор Полежаев.

Сегодня в образовательной политике в регионах можно выделить две противоположные линии.
Первая: традиционно ведомственное восприятие образования и слепое следование тем задачам, которые ставят в Москве. При этом если под эти задачи выделяется финансирование, то попадание в число регионов, участвующих в реализации ведомственных проектов, становится особого рода фандрайзингом. Например, регионы, участвовавшие в первом этапе эксперимента по единому экзамену, приобрели не только хороший опыт апробации нового способа оценки знаний, но и средства на закупку техники, которая теперь служит региону. И это очень хорошо: независимо от результатов эксперимента сканеры и компьютеры в той же Якутии принесут пользу. С таким же энтузиазмом началось выдвижение школ в число участников широкомасштабного эксперимента по переходу на 12-летнее обучение. Мало кто понимает, в чем смысл и суть широкомасштабного эксперимента и где те параметры, по которым можно будет через несколько лет сделать окончательный вывод в пользу двенадцатилетки, но приобрести дополнительный ресурс для школы – святое дело.
Я ни в коем случае не хочу критиковать подобные действия: в условиях нищеты эти средства абсолютно оправдан-ны. Жаль только, что при этом, как говорят психологи, мотив сдвигается на цель.
Цель – проверить, нужна ли в нашей стране 12-летка.
Мотив – получить дополнительный ресурс.
Если условием получения ресурса становится положительный результат эксперимента, то само проведение эксперимента теряет всякий смысл.
Так же и с экспериментом по единому экзамену. Если его цель – апробировать тесты и организационно-правовые условия, то, судя по результатам первого этапа, необходима коренная переработка тестов. А вместо этого на втором этапе будут использоваться те же тесты. А число регионов, вовлеченных в эксперимент, расширяется.
То есть число регионов, в руководстве которых мотив, вполне оправданный, получения дополнительных ресурсов преобладает над целью провести тот или иной эксперимент, увеличивается.
Но есть и другая линия.
Там, где образование выходит за границы ведомственных интересов, – там губернаторы начинают видеть, что учительство отгорожено от тех начинаний, которые идут в директивном порядке.
Так или иначе, а зависимые от граждан, избирателей и налогоплательщиков политики, лидеры регионов, начинают понимать, что реальный эффект дают только те проекты, носителями которых являются директора и учителя.
К этому пониманию их приводит опыт политической жизни. Губернаторы, мэры понимают, что у них всего две возможности работы с образованием: либо применить силовые приемы и запугать директоров, чтобы не докучали своими проблемами, либо превращать систему образования в институт гражданского общества и выращивать программы развития, опираясь на местные инициативы.
Или давить, или опираться.
В одном регионе губернатор так и заявил директорам школ: «Будем увольнять без суда и следствия». Вообще тактика запугивания директоров, вынужденных ради выживания школы ходить по краю, наиболее распространена как раз в тех регионах, где образование по-советски отодвигают в разряд бюджетно-затратного зла. И ни о каких инвестиционных проектах в образовании не помышляют.
Повторим: другая линия заключается в том, чтобы опираться на образовательное сообщество (усталость от спускаемых сверху программ и желание развивать местные инициативы и на них строить региональное образовательное развитие).
Л.Полежаев, например, высказался за поддержку Губернского межвузовского центра, основной задачей которого стала подготовка студентов на селе. База этого проекта – Нововаршавская гимназия, федеральная экспериментальная площадка Минобразования России.
Высшее образование в Нововаршавке дают сразу четыре вуза: педагогический, аграрный, технический и физкультурный. Студенты проживают на селе, получают высшее образование, у них появляются семьи, дети (половина ясельных групп состоит из детей студентов), и они остаются строить будущее села. «Областная администрация будет поддерживать подобные проекты и морально, и материально», – заверил губернатор.
Поиск инициатив, поддержка социально-культурных проектов, поддержка гражданских образовательных объединений учителей и попечителей – это, с нашей точки зрения, и есть современная образовательная политика.
Она намного эффективнее тактики запугивания и террора по отношению к директорам.
Как вы полагаете?

Рейтинг@Mail.ru