Александр АДАМСКИЙ
ОПОРА НА РЕГИОН
20–21 февраля
в Омске состоялся съезд учителей. Формально он
назывался Областной съезд работников
образования, в его работе приняло участие более
600 представителей школы, профессионального
образования, местной и региональной власти.
Инициатива съезда принадлежала губернатору
области Л.К.Полежаеву, он же выступил с базовым
докладом и объявил образование приоритетным
направлением года.
Одним из ориентиров развития школы, особенно
сельской, губернатор назвал Нововаршавскую
гимназию – федеральную экспериментальную
площадку, с лидером которой Зоей Халютой и
научным руководителем проекта профессором
Надеждой Чекалевой губернатор встретился
накануне съезда.
Судя по тому, как прошел съезд, Омская область
намерена в будущем опираться на собственные
инициативы, а не привычно следовать в русле
руководящих указаний сверху.
«Мы начали большой разговор с учителями и
намерены его продолжать», – заявил губернатор
Полежаев.
Сегодня в образовательной политике в
регионах можно выделить две противоположные
линии.
Первая: традиционно ведомственное восприятие
образования и слепое следование тем задачам,
которые ставят в Москве. При этом если под эти
задачи выделяется финансирование, то попадание в
число регионов, участвующих в реализации
ведомственных проектов, становится особого рода
фандрайзингом. Например, регионы, участвовавшие
в первом этапе эксперимента по единому экзамену,
приобрели не только хороший опыт апробации
нового способа оценки знаний, но и средства на
закупку техники, которая теперь служит региону. И
это очень хорошо: независимо от результатов
эксперимента сканеры и компьютеры в той же
Якутии принесут пользу. С таким же энтузиазмом
началось выдвижение школ в число участников
широкомасштабного эксперимента по переходу на
12-летнее обучение. Мало кто понимает, в чем смысл
и суть широкомасштабного эксперимента и где те
параметры, по которым можно будет через
несколько лет сделать окончательный вывод в
пользу двенадцатилетки, но приобрести
дополнительный ресурс для школы – святое дело.
Я ни в коем случае не хочу критиковать подобные
действия: в условиях нищеты эти средства
абсолютно оправдан-ны. Жаль только, что при этом,
как говорят психологи, мотив сдвигается на цель.
Цель – проверить, нужна ли в нашей стране 12-летка.
Мотив – получить дополнительный ресурс.
Если условием получения ресурса становится
положительный результат эксперимента, то само
проведение эксперимента теряет всякий смысл.
Так же и с экспериментом по единому экзамену.
Если его цель – апробировать тесты и
организационно-правовые условия, то, судя по
результатам первого этапа, необходима коренная
переработка тестов. А вместо этого на втором
этапе будут использоваться те же тесты. А число
регионов, вовлеченных в эксперимент,
расширяется.
То есть число регионов, в руководстве которых
мотив, вполне оправданный, получения
дополнительных ресурсов преобладает над целью
провести тот или иной эксперимент,
увеличивается.
Но есть и другая линия.
Там, где образование выходит за границы
ведомственных интересов, – там губернаторы
начинают видеть, что учительство отгорожено от
тех начинаний, которые идут в директивном
порядке.
Так или иначе, а зависимые от граждан,
избирателей и налогоплательщиков политики,
лидеры регионов, начинают понимать, что реальный
эффект дают только те проекты, носителями
которых являются директора и учителя.
К этому пониманию их приводит опыт политической
жизни. Губернаторы, мэры понимают, что у них всего
две возможности работы с образованием: либо
применить силовые приемы и запугать директоров,
чтобы не докучали своими проблемами, либо
превращать систему образования в институт
гражданского общества и выращивать программы
развития, опираясь на местные инициативы.
Или давить, или опираться.
В одном регионе губернатор так и заявил
директорам школ: «Будем увольнять без суда и
следствия». Вообще тактика запугивания
директоров, вынужденных ради выживания школы
ходить по краю, наиболее распространена как раз в
тех регионах, где образование по-советски
отодвигают в разряд бюджетно-затратного зла. И ни
о каких инвестиционных проектах в образовании не
помышляют.
Повторим: другая линия заключается в том, чтобы
опираться на образовательное сообщество
(усталость от спускаемых сверху программ и
желание развивать местные инициативы и на них
строить региональное образовательное развитие).
Л.Полежаев, например, высказался за поддержку
Губернского межвузовского центра, основной
задачей которого стала подготовка студентов на
селе. База этого проекта – Нововаршавская
гимназия, федеральная экспериментальная
площадка Минобразования России.
Высшее образование в Нововаршавке дают сразу
четыре вуза: педагогический, аграрный,
технический и физкультурный. Студенты проживают
на селе, получают высшее образование, у них
появляются семьи, дети (половина ясельных групп
состоит из детей студентов), и они остаются
строить будущее села. «Областная администрация
будет поддерживать подобные проекты и морально,
и материально», – заверил губернатор.
Поиск инициатив, поддержка социально-культурных
проектов, поддержка гражданских образовательных
объединений учителей и попечителей – это, с
нашей точки зрения, и есть современная
образовательная политика.
Она намного эффективнее тактики запугивания и
террора по отношению к директорам.
Как вы полагаете?
|