Михаил БОГУСЛАВСКИЙ,
член-корреспондент РАО
ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ – РЕФОРМАТОР ШКОЛЫ
Многие
деятели русской культуры принимали живое
участие в развитии отечественного образования.
Но только один из них – Осип Мандельштам –
непосредственно служил в Народном комиссариате
просвещения. Да еще в самое напряженное время.
Первым июня 1918
года датировано зачисление Мандельштама в
Наркомпрос в качестве заведующего подотделом
художественного развития учащихся в Отделе
реформы школы (с окладом 600 рублей). Рекомендацию
Мандельштаму дал глава Наркомпроса А.В.
Луначарский.
Лето-осень 1918 года выдались очень горячими как в
жизни страны в целом, так и в развитии российской
школы. Руководство Наркомпроса приступило к
осуществлению реформы образования. Эпицентром,
где разрабатывались ее планы, стал отдел с
соответствующим названием, куда и поступил
работать Мандельштам.
Прямо скажем, что даже самым смелым из
современных реформаторов очень далеко до тех,
кто разрабатывал школьную реформу в то время.
Деятели Отдела реформы школы предложили проект,
согласно которому все существующие типы школ
преобразовывались в школы-коммуны, а ученики
вместе с преподавателями должны были не столько
учиться, сколько заниматься производительным и
земледельческим трудом. Отменялось преподавание
отдельных предметов, вводились комплексные темы.
Отменялись отметки, каникулы. Учебный год
становился непрерывным и делился на четыре
триместра вместо четвертей. Вообще очень много
чего отменялось и вводилось. И вот в гуще этой
кипящей борьбы радикальных реформаторов с более
осторожными прагматиками и оказался великий
поэт.
В протоколах коллегии Отдела реформы школы
Наркомпроса, приводимых в интересной статье
П. Нерлер («Вопросы литературы», 1989, № 9), мы не раз
встретим его имя. И впервые – при весьма и весьма
неординарных обстоятельствах. Началось все 7
августа (протокол № 3), когда секретарь отдела
выступила с заявлением о недопустимом
манкировании служащих своими обязанностями; ее
заявление было принято к сведению.
12 августа (протокол № 5) по заявлению
руководителя отдела тов. Вольберга обсуждался
вопрос о праве пользования отпусками тт.
Добровольского и Мандельштама. Если
Добровольский представил уважительные причины и
свидетельства врача, то Мандельштам, судя по
всему, не представил ничего.
На следующий день, 13 августа (протокол № 6),
Мандельштам положил на стол следующее
объяснение: «В начале июля я захворал истерией.
По получении отпуска я уехал домой. Чувствуя себя
плохо, я к 15 июля передал товарищу просьбу
довести до сведения коллегии о просьбе
освободить меня от занятий еще немного времени.
Товарищ пробыл две недели в дороге и не сообщил в
Комиссариат о моем нездоровье. Единственно, в чем
виноват я, – это в неофициальном осведомлении
коллегии о причинах моей неявки». После чего
мудро постановили считать этот вопрос
выясненным и ликвидированным.
Почти ничего неизвестно о том, что делал
Мандельштам в Наркомпросе в первой половине
осени 1918 года. Упоминание о нем встречаем в
отчете от 16 октября 1918 года эмиссара Московского
библиотечного отдела Наркомпроса П.Г. Богатырева
об осмотре библиотеки члена Юридического
общества и издателя С.И. Сахарова. В отчете
отмечается, что Сахаров С.И. приобрел
латиноязычное издание «Legends Aurea» Перра де
Ворагине в связи с тем, что он намеревается
издать русский перевод этой книги, сделанный
поэтом Мандельштамом.
11 ноября Мандельштам сопредседательствовал в
совместном заседании литературно-издательского
подотдела и подотдела эстетического воспитания.
Осип Эмильевич предложил целый ряд книг к
изданию и переизданию: «а) книгу
Д.А. Колоцца «Детские игры» (М., 1909. – П. Н.). Для
рядового учителя 1-й ступени эта книга, быть
может, окажется несколько трудной, так же как и
для учащегося 2-й ступени, но она дойдет до них
путем популярных рефератов. Для учителей же 2-й
ступени эта книга является незаменимым пособием
– она дает биологическую и социологическую
основы, а также раскрывает воспитательное
значение детской игры. При обилии примеров
естественнонаучного характера она отличается
большой интимностью и любовью к детям; б) книгу
Кейра «Детские игры. Исследование о творческом
воображении у детей», в которой заключается
много элементов творческой иллюзии, элементов
воображения; имеется много ссылок на Толстого,
что делает ее особенно приятной для русской
школы; в) Н.Н. Бахтина «Театр и его роль в
воспитании» (глава из части «В помощь семье и
школе»). Этот труд является миниатюрной
энциклопедией русского театра».
Уже из этого перечня видно, что Мандельштам хотел
ввести в советскую школу гуманную литературу,
имеющую глубокий культурно-исторический
контекст.
В «Хронике Отдела реформы школы» № 2, в разделе
«Подотдел эстетического развития», отмечено, что
10 ноября состоялось заседание коллегии
ритмистов, на котором обсуждался доклад,
подготовленный О.Э. Мандельштамом для прочтения
в коллегии Наркомпроса.
16 ноября Мандельштам выступил на заседании
коллегии с проектом сметы Института физического
(ритмического) воспитания. Смету утвердили и
препроводили в финансовый отдел.
3 декабря под председательством Осипа Эмильевича
состоялось заседание коллегии секции
эстетического развития, в котором участвовал
также и А. Белый – секретарь секции. В повестке
дня стоял вопрос о составлении брошюр и сборника
по ритмическому воспитанию. Было постановлено,
что Мандельштам займется редактированием
сборника «Ритм».
8 декабря Мандельштам снова выступает в
наркомате, включившись в обсуждение доклада тов.
Вольберга «Предметы в трудовой школе»,
сделанного 30 ноября. Докладчик говорил о
невозможности сгруппировать образовательную
работу в школе вокруг трудовых заданий без
ущерба для тех и других – иными словами, о
практической невозможности синтеза труда и
знаний и об угрозе для школьников лишиться
культурных ценностей, если они не будут
эмансипированы от ценностей материальных. Точка
зрения Мандельштама была такой:
«Утопия думать, что человек, представленный
самому себе, в естественных условиях может
развиваться только благодаря своим внутренним
стимулам. Вырастающее поколение противостоит
всей уже существующей культуре, и задача старого
поколения воспитать новое. Но чтобы не было
случайностей и насилия в воспитании, необходимы
гарантии некоторой объективности, гарантии того,
что каждый усиленный этап культуры наложит свою
законченную печать на это поколение. Гарантия
такой объективности есть наука, а потому науку
как таковую нельзя и вредно от школы отнимать».
После этого фамилия Мандельштама встречается в
протоколах коллегии Отдела реформы школы лишь по
незначительным поводам. В начале февраля 1919 года
поэт оставляет работу в Наркомпросе и переезжает
в Харьков. С 19 февраля Мандельштам – член
Всеукраинского Литературного комитета и
заведующий его поэтической секцией. Но это уже
совсем другая история...
|