ОТЗЫВ
Александр ТУБЕЛЬСКИЙ
ОБРАЗОВАНИЕ В СТРОЮ
Мое экспертное суждение об
инновационности и образовательной значимости
проекта основывается на следующих критериях:
– актуальность и социальная значимость проекта;
– новизна содержания образования;
– новизна уклада жизни, организации
образовательного процесса школы;
– новые цели и средства педагогической
деятельности;
– наличие тенденции на сохранение и развитие
индивидуальности и уникальности растущей
личности.
Как можно понять из текста, единственным
доказательством актуальности является ссылка на
то, что образцом для всей российской молодежи
является «В. Путин – великий мастер дзюдо и
каратэ».
Что же касается аргумента об отсутствии в
странах СНГ массовой детской и молодежной
организации, то непонятно, как военно-спортивная
школа может заменить эти организации. Конечно,
если взять самое худшее в них – работу под
диктовку взрослых, подчинение «линии партии»,
единый для всех план и методику (кстати, они из-за
этого и развалились), воссоздать их можно, но при
чем здесь самодеятельная молодежная
организация? Воссоздать, чтобы снова
развалились?
Или скрепить детей жесткой военной дисциплиной и
сделать основой их работы стрельбу, строй и
единоборства, т.е. создать военизированные
отряды детей и молодежи? Где-то это уже было в
начале 30-х, не правда ли? Это что, актуально для
нашей страны, для всего мира, который мучительно
ищет путей достижения примирения и согласия?
Разве это актуально для Северного Кавказа,
который сегодня подобен бочке с порохом? Не
хватает там еще военизированных отрядов, в
которых девятилетние будут заниматься
стрелковым спортом, а в 12 лет будут стрелять из
боевого оружия.
Известно, что школа – институт социализации, а
потому должна отвечать запросам общества,
соответствовать тенденциям его развития. Разве у
общества есть запрос на то, чтобы построить всех
детей с 4-х лет в ряды взводов, рот и полков и учить
их стрелять? Разве тенденция общественного
развития (пусть пока слабая) не в построении
гражданского общества, где каждый гражданин
имеет возможность быть свободным, развивать
свои, только ему присущие способности, оберегая
как высшую ценность свободу другого человека?
Может быть, общественная потребность –
подготовка к войне? Тогда надо это доказать и
прежде всего указать – кто враг. Если запорожцы в
XVIII веке занимались военным делом, это было
направлено на врага – турецкого султана. В 30-е
годы в СССР был взлет военно-прикладной
подготовки населения, в том числе детей и
молодежи, был ясный враг – империалистические
страны. А теперь-то кто? Неужели международный
терроризм? Но борьбе с ним вряд ли поможет
объединение в мотострелковые полки детей с
4-летнего возраста – тут нужны профессионалы
иной подготовки и иного возраста.
Возможно, общественные потребности проявляются
в новом содержании образования, которое
предлагает автор проекта? Судить о нем по данному
тексту достаточно трудно. Прежде всего потому,
что непонятно: Терская школа – учреждение общего
образования или дополнительного либо
начально-профессиональное? Если общего, то в
тексте нет ничего, что бы говорило о содержании
общего образования; если это учреждение
дополнительного образования (как Дом детского
творчества или спортивный клуб), что здесь
нового?
Ничего против секций, даже стрелковых, я не имею,
хотя 9-летнего в нее бы не отдал. Если речь идет об
учреждении начально-профессиональной военной
подготовки, судить о содержании образования в
нем не берусь, хотя, кажется, по закону в них
должны обучаться лица не моложе 15 лет. Такие
учреждения есть – суворовские училища с
отработанной военной педагогикой, где, кстати,
стрельба и ушу – предметы не самые главные.
Если в Терской военно-спортивной школе будут
преподавать историю, то история Запорожской Сечи
– не самые опасные знания. А если будут детям,
умеющим стрелять, твердить, что земли осетин,
чеченцев, ингушей были до 1917 года землями
Терского казачьего войска, – к чему это может
привести в этом взрывоопасном регионе?
Нет ничего нового и в предлагаемом укладе жизни
такой школы: командиры полков, рот и взводов –
кадровые офицеры, замкомвзводы – из числа
демобилизованных солдат и сержантов,
несовершеннолетним (надо полагать,
старшеклассникам) доверят командовать
отделением. Подчинение, иерархия, строгая
дисциплина. Ничего нового нет, так устроена наша
армия. Может быть, новым в укладе является, как
пишет автор, «хорошо забытое старое» – казацкий
курень ХVI-ХVIII веков? Это странно – хоть какую-то
поправку на начало ХХI века делать надо! А то
придется возрождать обработку полей старым
казацким способом, публичные порки и много чего
еще.
Правда, расхождения с российским
законодательством и Конвенцией о правах ребенка
автора не пугают, ему «пришлось получать второе
высшее образование в юридическом институте» и
быть даже дознавателем в воинской части. Это
замечательно – для армии, для тюрем и следствия,
для кружка дзюдо подготовка основательная. Но
ведь речь идет о детях, да еще с 4-х лет до 15-ти. Да
еще о быстром увеличении количества детских
полков, с поголовным вовлечением всех детей.
Думается, в этих условиях задача выявления,
развития индивидуальности личности ребенка даже
не может быть поставлена, а не только решаться.
Предлагаю проект отклонить, оставить все на
уровне стрелкового кружка, пусть даже с
запорожским укладом, странно соединенным с
восточной религией и философией, каратэ, ушу,
тэквондо и даже дзюдо, которым занимается сам
президент.
Уверен, что найдутся люди, которые будут отдавать
детей в эти кружки, и даже с 4-х лет.
Только не надо вовлекать под ружье всех, даже
если их предки были терскими казаками. Очень уж
изменилось время – оно требует от человека
способности к самоизменению, самостоятельности,
толерантности и сострадания.
В
строю мужчина чувствует себя сильнее.
Но учиться думать и принимать самостоятельные
решения лучше все-таки вне строя.
Хотим
ли мы, чтобы наши дети жили по команде “смирно”?
Мальчишки
мечтают о подвигах.
Значит ли это, что детство должно превращаться в
казарму?
|