Александр АДАМСКИЙ
ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ КРИЗИС
11 февраля в
Российском информационном агентстве “Новости”
состоялась пресс-конференция вице-спикера
Государственной Думы Ирины Хакамады о ситуации в
российском образовании.
И. Хакамада остановилась на проблеме
задолженности заработной платы учителям, на
религиозной экспансии в образование,
государственной активности в патриотическом
воспитании и ситуации с экспериментом по Единому
государственному экзамену. Ирина Хакамада
отметила, что узковедомственный характер
образовательной политики неизбежно ведет к
реставрации тоталитарной системы образования и
предложила максимально активизировать действия
всех общественных сил для влияния на
образовательную политику.
В частности, депутат И.Хакамада выступила с
призывом к предпринимательскому сообществу
активно создавать попечительские союзы и
ассоциации, чтобы не только помогать деньгами
школе, но прежде всего становиться влиятельной
силой в образовательной политике.
Удивительно: кризис невыплат
заработной платы был предсказан задолго до того,
как он наступил.
Немудрено: повышать заработную плату в 1,89 раза и
в то же время перераспределять налоговые
поступления в пользу федерального центра, лишая
тем самым регионы самых собираемых налогов, и
ожидать, что в регионах найдутся деньги на новую
зарплату учителям! Откуда?
Тем более что Указ президента еще не успел
заработать, да и вряд ли он будет осуществлен
вообще. Потому что схема: центр повышает
заработную плату учителям, а муниципалитет ее
платит – сама по себе гарантирует взлет
социальной напряженности.
А тут еще вступил в силу Трудовой кодекс,
согласно которому работодатель, задержавший
выплату заработной платы, вынужден выплачивать
работнику штраф.
То есть если муниципалитет – из-за того что центр
не дал ему денег на повышенную зарплату учителям
– не выплачивает зарплату, то учителя теперь
быстро подают на своего учредителя и
работодателя в суд и тот будет вынужден платить
еще больше.
Понятно, что если нет денег на выплату зарплаты,
то денег на штрафы нет и подавно. Возникает
дурная бесконечность, круговая задолженность
государства самому себе, жертвой которой станут
учителя.
И хотя правительство успокаивает граждан тем,
что размеры катастрофы сильно преувеличены и
невыплаты есть только в нескольких регионах, но,
во-первых, география зарплатного кризиса очень
быстро расширяется, а во-вторых, даже в
благополучных регионах очень скоро закончатся
запасы и весна принесет сильный рост новых
задержек.
А уж лето – с отпускными – и подавно станет
временем острейшего напряжения в учительской
среде.
А ведь совсем недавно, в конце августа, на
заседании Госсовета так много слов было сказано
о повышении статуса учителя и такие меры были
запланированы... Популистская профсоюзная
тактика сохранения государственного
патернализма, сохранение собесовской системы
содержания школы как учреждения, нежелание
принципиально менять средства и методы заботы об
учителе, закончилась тем, чем и должна была
закончиться, – полным провалом. И теперь так
добивавшиеся повышения зарплаты учителям без
изменения самих основ экономики образования
профсоюзные деятели будут выводить учителей на
демонстрации и забастовки, чтобы на волне
негодования снова повысить свой рейтинг и
шантажировать правительство новыми
требованиями. Это в меньшей мере касается
региональных лидеров общественных
профессиональных объединений – они вынуждены
вступать в жесточайший конфликт с местными
властями, формальными своими учредителями, и
пожинать плоды неграмотной образовательной
политики своих федеральных лидеров.
И в тот самый момент, когда уровень жизни учителя
снова обрушился, как нарочно на него начинают
навешивать формирование патриотизма, борьбу за
здоровый образ жизни и с беспризорщиной.
Я уверен, что никакого антиобразовательного
заговора нет, нет никакой системы, проекта,
осмысленной программы, – просто все так
складывается... нелепо и непрофессионально.
Вместо умощнения практики модернизации, вместо
того чтобы провести следующую часть Единого
экзамена в нормальных условиях, будем теперь
гасить долги по зарплате. Вместо того чтобы
провести глубокую дискуссию по “профильности”,
содержательно обсудить, что кроется за ужасным и
непонятным (никому) словом “компетентности” и
заменить его более точным и корректным, – вместо
спокойной и взвешенной дискуссии проблемы
модернизации попадут под шквал страстей,
вызванных вовсе не сутью реформы.
Еще раз: я убежден, что нет никаких провокаторов,
диверсантов, врагов и агентов мировой закулисы.
Но и разумной стратегии нет, проекта
общественно-государственной образовательной
политики тоже нет.
...На пресс-конференции Ирина Хакамада произнесла
фразу, с которой абсолютно согласен:
– Не ведомство надо винить в том, что оно
монополизировало образовательную политику. Это
мы никак не можем создать сеть эффективно
влияющих на образование общественных
гражданских институтов.
И действительно, ведомство делает что может
своими ведомственными способами, чего ж тут...
Есть такой анекдот – про то, как в ковбойском
салуне повесили объявление: “Не стреляйте в
пианиста, он играет как может”.
А других пианистов у нас нет?
|