Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ КРИЗИС

Александр Адамский11 февраля в Российском информационном агентстве “Новости” состоялась пресс-конференция вице-спикера Государственной Думы Ирины Хакамады о ситуации в российском образовании.
И. Хакамада остановилась на проблеме задолженности заработной платы учителям, на религиозной экспансии в образование, государственной активности в патриотическом воспитании и ситуации с экспериментом по Единому государственному экзамену. Ирина Хакамада отметила, что узковедомственный характер образовательной политики неизбежно ведет к реставрации тоталитарной системы образования и предложила максимально активизировать действия всех общественных сил для влияния на образовательную политику.
В частности, депутат И.Хакамада выступила с призывом к предпринимательскому сообществу активно создавать попечительские союзы и ассоциации, чтобы не только помогать деньгами школе, но прежде всего становиться влиятельной силой в образовательной политике.

Удивительно: кризис невыплат заработной платы был предсказан задолго до того, как он наступил.
Немудрено: повышать заработную плату в 1,89 раза и в то же время перераспределять налоговые поступления в пользу федерального центра, лишая тем самым регионы самых собираемых налогов, и ожидать, что в регионах найдутся деньги на новую зарплату учителям! Откуда?
Тем более что Указ президента еще не успел заработать, да и вряд ли он будет осуществлен вообще. Потому что схема: центр повышает заработную плату учителям, а муниципалитет ее платит – сама по себе гарантирует взлет социальной напряженности.
А тут еще вступил в силу Трудовой кодекс, согласно которому работодатель, задержавший выплату заработной платы, вынужден выплачивать работнику штраф.
То есть если муниципалитет – из-за того что центр не дал ему денег на повышенную зарплату учителям – не выплачивает зарплату, то учителя теперь быстро подают на своего учредителя и работодателя в суд и тот будет вынужден платить еще больше.
Понятно, что если нет денег на выплату зарплаты, то денег на штрафы нет и подавно. Возникает дурная бесконечность, круговая задолженность государства самому себе, жертвой которой станут учителя.
И хотя правительство успокаивает граждан тем, что размеры катастрофы сильно преувеличены и невыплаты есть только в нескольких регионах, но, во-первых, география зарплатного кризиса очень быстро расширяется, а во-вторых, даже в благополучных регионах очень скоро закончатся запасы и весна принесет сильный рост новых задержек.
А уж лето – с отпускными – и подавно станет временем острейшего напряжения в учительской среде.
А ведь совсем недавно, в конце августа, на заседании Госсовета так много слов было сказано о повышении статуса учителя и такие меры были запланированы... Популистская профсоюзная тактика сохранения государственного патернализма, сохранение собесовской системы содержания школы как учреждения, нежелание принципиально менять средства и методы заботы об учителе, закончилась тем, чем и должна была закончиться, – полным провалом. И теперь так добивавшиеся повышения зарплаты учителям без изменения самих основ экономики образования профсоюзные деятели будут выводить учителей на демонстрации и забастовки, чтобы на волне негодования снова повысить свой рейтинг и шантажировать правительство новыми требованиями. Это в меньшей мере касается региональных лидеров общественных профессиональных объединений – они вынуждены вступать в жесточайший конфликт с местными властями, формальными своими учредителями, и пожинать плоды неграмотной образовательной политики своих федеральных лидеров.
И в тот самый момент, когда уровень жизни учителя снова обрушился, как нарочно на него начинают навешивать формирование патриотизма, борьбу за здоровый образ жизни и с беспризорщиной.
Я уверен, что никакого антиобразовательного заговора нет, нет никакой системы, проекта, осмысленной программы, – просто все так складывается... нелепо и непрофессионально.
Вместо умощнения практики модернизации, вместо того чтобы провести следующую часть Единого экзамена в нормальных условиях, будем теперь гасить долги по зарплате. Вместо того чтобы провести глубокую дискуссию по “профильности”, содержательно обсудить, что кроется за ужасным и непонятным (никому) словом “компетентности” и заменить его более точным и корректным, – вместо спокойной и взвешенной дискуссии проблемы модернизации попадут под шквал страстей, вызванных вовсе не сутью реформы.
Еще раз: я убежден, что нет никаких провокаторов, диверсантов, врагов и агентов мировой закулисы.
Но и разумной стратегии нет, проекта общественно-государственной образовательной политики тоже нет.
...На пресс-конференции Ирина Хакамада произнесла фразу, с которой абсолютно согласен:
– Не ведомство надо винить в том, что оно монополизировало образовательную политику. Это мы никак не можем создать сеть эффективно влияющих на образование общественных гражданских институтов.
И действительно, ведомство делает что может своими ведомственными способами, чего ж тут...
Есть такой анекдот – про то, как в ковбойском салуне повесили объявление: “Не стреляйте в пианиста, он играет как может”.
А других пианистов у нас нет?

Рейтинг@Mail.ru