Александр АДАМСКИЙ
УЧИТЕЛЬ В ПОИСКАХ СВОБОДЫ
В редакцию
пришло письмо из Краснодара с идеей объединения
эвриканских школ в Союз учителей. Наша газета
будет поддерживать любые усилия учительства,
направленные на создание такого союза...
Помню чувство горечи и бессилия,
которое испытал в 1991 году, на Втором съезде Союза
учителей в Одессе, во время страстного призыва
Шалвы Амонашвили не распускать творческий Союз
учителей СССР. Тогда было время разбрасывать
камни, и я голосовал за самороспуск Союза. Сейчас
пришло время камни собирать. Парадоксально:
ужесточение ведомственной регламентации
образовательной деятельности сопровождается
демонстрацией готовности власти к диалогу с
"нечиновниками": проведение Гражданского
форума, переговорной площадки по образованию,
включение эвриканских ФЭПов в Федеральную
программу развития образования... Не принять
приглашение к диалогу (даже если оно кажется
приглашением формальным) педагогическое
сообщество просто не вправе. Предъявлять
российской общественности свое мнение, пытаться
донести его до управленческих структур –
сегодняшняя задача уважающих себя
педагогов-профессионалов.
Тем более что эвриканское сообщество за более
чем пятнадцать лет уже фактически является
союзом учителей – со своей идеологией, системой
взаимодействия, особой практикой.
Краснодарские педагоги тринадцати
образовательных учреждений: прогимназий,
школ-садов, гимназий, лицеев, имеющих статус
федеральной экспериментальной площадки, –
приняли решение об объединении в Союз учителей.
Мы призываем объединиться в Союз всех участников
эвриканского движения. Как это объединение будет
называться, каково поле его деятельности – можно
поразмыслить вместе на нашем сайте eurekanet.ru или,
скажем, в Москве в этом месяце, на очередном
семинаре авторских педагогических инициатив.
По поручению 13 краснодарских
федеральных экспериментальных площадок
Борис БУРНЯШОВ, директор гимназии № 25
У человека с идеями всегда есть выбор:
либо пробовать реализовать свои замыслы
независимо, как отдельно взятый гражданин, или
вместе с такими же свободными гражданами.
Либо идти со своими идеями к власти и у нее
просить разрешения, или совсем поступать к ней на
службу и там пытаться реализовать часть своих
идей.
Именно "часть", потому что партнерство с
властью чревато тем, что не ты будешь ей
диктовать, как поступать, а она будет
подстраивать твои действия под себя.
Вечный выбор интеллигента: быть с властью или
быть в оппозиции к власти.
Для российского учителя так вопрос почти никогда
не стоял: школа в России традиционно считалась и
многими считается неотъемлемой частью
государства и поэтому никаких идей, особенно
свободолюбивых, у учителя и быть не могло.
Вспомните литературные образы учителей: к
примеру, бесчувственный, малообразованный и
очень скучный собирательный Беликов. Но еще
накануне перестройки в Советском Союзе стал
появляться другой учитель – учитель в поисках
свободы. Это для педагогической среды Шаталов и
Лысенкова выглядели методистами-новаторами, а
для не-учителей это были бунтари, осмелившиеся
учить "не так".
– Как им это в голову пришло?
Это только ученым-педагогам и придирчивым
инспекторам пришло в голову тщательно
определять, новаторство или не новаторство
предлагают герои очерков Симона Соловейчика. А
нормальные граждане поражались: откуда в
советской педагогике могут появиться новаторы?
Как это возможно, чтобы на болоте вдруг расцвели
розы и георгины? Быть такого не может, потому что
просто не может быть никогда.
Но, завороженные доблестным примером лидеров и
видя, как система не дает им работать
(перекрывает кислород, как тогда говорили),
общественники-энтузиасты начали объединяться в
клубы творческой педагогики и союзы учителей,
чтобы получить возможность сообща бороться
против системы.
И клуб "Эврика" был одной из самых главных
составляющих такого объединения.
Очень быстро стало ясно, что без длительной и
кропотливой работы по выращиванию новой
образовательной деятельности "союз борьбы за
освобождение" обречен на большевизм и
вырождение. Мы это поняли и приняли болезненное
решение его закрыть. Поняли, что без налаживания
диалога с педагогической властью и с властью
вообще, не на основе только подчинения и
подобострастия, а на основе партнерства, без
создания своего содержания и своей идеологии,
без развития механизмов ресурсного обеспечения
реализации инициатив, наконец, без проживания
бед и поражений, удач и побед союза не создашь.
Прошло десять лет.
"Эврика" стала не просто клубом, а сетью
активно и эффективно действующих
экспериментальных площадок.
Трудно, но тем не менее продвигается вперед
создание механизма
общественно-государственного взаимодействия.
Утвердилась главная идеологическая рамка –
школа как модель гражданского общества,
сотрудничество и развитие как основные ценности.
Может, сейчас пришло время для создания нового
общественного института на базе эвриканского
движения?
Наверное, это не будет массовая организация
планетарного масштаба.
Наверное, это объединение долго и продуктивно
работающих эвриканских школ и учителей,
выступающих от себя и от себя выражающих свою
точку зрения на образование.
Кто хочет, тот услышит.
|