Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2002

ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

УЧИТЕЛЬ В ПОИСКАХ СВОБОДЫ

Александр АдамскийВ редакцию пришло письмо из Краснодара с идеей объединения эвриканских школ в Союз учителей. Наша газета будет поддерживать любые усилия учительства, направленные на создание такого союза...

 

 

 

Помню чувство горечи и бессилия, которое испытал в 1991 году, на Втором съезде Союза учителей в Одессе, во время страстного призыва Шалвы Амонашвили не распускать творческий Союз учителей СССР. Тогда было время разбрасывать камни, и я голосовал за самороспуск Союза. Сейчас пришло время камни собирать. Парадоксально: ужесточение ведомственной регламентации образовательной деятельности сопровождается демонстрацией готовности власти к диалогу с "нечиновниками": проведение Гражданского форума, переговорной площадки по образованию, включение эвриканских ФЭПов в Федеральную программу развития образования... Не принять приглашение к диалогу (даже если оно кажется приглашением формальным) педагогическое сообщество просто не вправе. Предъявлять российской общественности свое мнение, пытаться донести его до управленческих структур – сегодняшняя задача уважающих себя педагогов-профессионалов.
Тем более что эвриканское сообщество за более чем пятнадцать лет уже фактически является союзом учителей – со своей идеологией, системой взаимодействия, особой практикой.
Краснодарские педагоги тринадцати образовательных учреждений: прогимназий, школ-садов, гимназий, лицеев, имеющих статус федеральной экспериментальной площадки, – приняли решение об объединении в Союз учителей. Мы призываем объединиться в Союз всех участников эвриканского движения. Как это объединение будет называться, каково поле его деятельности – можно поразмыслить вместе на нашем сайте eurekanet.ru или, скажем, в Москве в этом месяце, на очередном семинаре авторских педагогических инициатив.

По поручению 13 краснодарских
федеральных экспериментальных площадок
Борис БУРНЯШОВ, директор гимназии № 25

У человека с идеями всегда есть выбор: либо пробовать реализовать свои замыслы независимо, как отдельно взятый гражданин, или вместе с такими же свободными гражданами.
Либо идти со своими идеями к власти и у нее просить разрешения, или совсем поступать к ней на службу и там пытаться реализовать часть своих идей.
Именно "часть", потому что партнерство с властью чревато тем, что не ты будешь ей диктовать, как поступать, а она будет подстраивать твои действия под себя.
Вечный выбор интеллигента: быть с властью или быть в оппозиции к власти.
Для российского учителя так вопрос почти никогда не стоял: школа в России традиционно считалась и многими считается неотъемлемой частью государства и поэтому никаких идей, особенно свободолюбивых, у учителя и быть не могло. Вспомните литературные образы учителей: к примеру, бесчувственный, малообразованный и очень скучный собирательный Беликов. Но еще накануне перестройки в Советском Союзе стал появляться другой учитель – учитель в поисках свободы. Это для педагогической среды Шаталов и Лысенкова выглядели методистами-новаторами, а для не-учителей это были бунтари, осмелившиеся учить "не так".
– Как им это в голову пришло?
Это только ученым-педагогам и придирчивым инспекторам пришло в голову тщательно определять, новаторство или не новаторство предлагают герои очерков Симона Соловейчика. А нормальные граждане поражались: откуда в советской педагогике могут появиться новаторы?
Как это возможно, чтобы на болоте вдруг расцвели розы и георгины? Быть такого не может, потому что просто не может быть никогда.
Но, завороженные доблестным примером лидеров и видя, как система не дает им работать (перекрывает кислород, как тогда говорили), общественники-энтузиасты начали объединяться в клубы творческой педагогики и союзы учителей, чтобы получить возможность сообща бороться против системы.
И клуб "Эврика" был одной из самых главных составляющих такого объединения.
Очень быстро стало ясно, что без длительной и кропотливой работы по выращиванию новой образовательной деятельности "союз борьбы за освобождение" обречен на большевизм и вырождение. Мы это поняли и приняли болезненное решение его закрыть. Поняли, что без налаживания диалога с педагогической властью и с властью вообще, не на основе только подчинения и подобострастия, а на основе партнерства, без создания своего содержания и своей идеологии, без развития механизмов ресурсного обеспечения реализации инициатив, наконец, без проживания бед и поражений, удач и побед союза не создашь.
Прошло десять лет.
"Эврика" стала не просто клубом, а сетью активно и эффективно действующих экспериментальных площадок.
Трудно, но тем не менее продвигается вперед создание механизма общественно-государственного взаимодействия.
Утвердилась главная идеологическая рамка – школа как модель гражданского общества, сотрудничество и развитие как основные ценности.
Может, сейчас пришло время для создания нового общественного института на базе эвриканского движения?
Наверное, это не будет массовая организация планетарного масштаба.
Наверное, это объединение долго и продуктивно работающих эвриканских школ и учителей, выступающих от себя и от себя выражающих свою точку зрения на образование.
Кто хочет, тот услышит.

Рейтинг@Mail.ru