Александр АДАМСКИЙ
"ЭВРИКА" – СЕТЬ ОФИЦИАЛЬНО
НЕЗАВИСИМЫХ АССОЦИАЦИЙ
16-19 февраля
"Эврика" проводит установочный семинар для
согласования очередных задач развития сети.
В семинаре будут участвовать эксперты
"Эврики", уже много лет ведущие анализ
культурно-образовательных инициатив и
систематически выезжающие в регионы для
проведения региональных учебно-экспертных
сессий. Кроме того, лидеры федеральных
экспериментальных площадок, начинающих в этом
году свою работу как инновационные центры
повышения квалификации, и те, кто будет
участвовать в конкурсе на этот статус в 2002 году.
Участниками семинара будут и попечители, и
организаторы попечительского движения.
Среди необычных участников эвриканского
семинара – бухгалтер и компьютерщики.
Уже по составу тех, кто будет обсуждать
перспективы развития эвриканской сети, можно
сделать вывод об основных направлениях развития.
Перечислим эти направления, как мы их видим, и
попробуем проанализировать их.
Становление экспертного сообщества – одна из
главных задач этого года. Речь идет не только о
том, что ведущие эксперты "Эврики" более
глубоко и системно оформляют свои экспертные
позиции, согласуют этические нормы проведения
экспертизы, утверждают формальные параметры и
вообще – процедуру.
Кроме этих, безусловно, важных дел, на повестке
дня два еще более сложных проекта.
Первый: становление сообщества эвриканских
экспертов как Ассоциации экспертов в области
образования. Из вольного сообщества, много лет не
за страх, а за совесть ведущего довольно сложную
и иногда тяжелую экспертную работу, нам
предстоит стать экспертным институтом,
официальной ассоциацией.
Зачем? Почему нельзя продолжать работать в том
режиме, в каком до этого времени все происходило?
Собирались квалифицированные ученые и
администраторы и делали свое дело.
У каждого была своя точка зрения, и тем не менее
умели договариваться, и еще не было случая, когда
бы не удалось найти согласованное решение.
Здесь я выскажу свою точку зрения не только на
экспертную деятельность, но и вообще на развитие
культурно-образовательных инициатив, или
проектов. Убежден, что любая продуктивная
деятельность начинается с инициативы.
Эвриканская сеть, собственно, и есть механизм
выращивания, поддержки инициатив, которые могут
развернуться в системные проекты.
Но частью эвриканской методологии поддержки
инициатив остается принцип институализации.
Если инициатива на каком-то этапе развития не
становится институтом, не структурирует свои
внутренние и внешние связи, не отчуждает свою
деятельность от непосредственных ее носителей…
Боюсь показаться слишком резким, но в таком
случае инициатива превратится в свою
противоположность.
Вместо педагогики развития возникнет педагогика
трафаретного навыка, вместо диалога –
авторитарность, вместо сотрудничества –
тоталитарная секта.
При этом трагедия школьных инициатив,
новаторских проектов может быть в том, что
единственной формой института для таких
проектов остается учреждение. На переходе из
вольного братства в учреждение умирают и
человеческие связи, и творчество.
Поэтому я категорический противник создания
постоянных экспертных советов при ведомстве и
вообще любой ведомственной экспертизы.
Учреждение как институт, с тем характером связей,
который ему присущ, категорически
противопоказан такой деятельности, как
экспертиза. И вот здесь, собственно, вторая часть
методологии поддержки становящихся
деятельностей. Мало того, что на определенном
этапе деятельность должна институализироваться,
– сам новый институт должен быть адекватен этой
деятельности.
Дикая и угрожающая любой деятельности метода все
сводить к учреждениям губительна для развития
школы.
Любой бизнес загнивает без разнообразия.
Любое дело выигрывает от диверсификации.
Только образование остается учреждением. Только
и навсегда.
До сих пор в российском образовании нет
экспертного института, который бы стал
гражданским институтом, а не учреждением. С моей
точки зрения, появление эвриканской Ассоциации
экспертов в области образования – еще один шаг в
моделировании гражданского общества. При этом
эвриканская Ассоциация экспертов в образовании
могла бы действовать не только по заказам,
например Министерства образования, но и сама
могла бы предлагать обществу свою продукцию.
Кроме того, наступил момент в развитии
экспертной деятельности, когда накопился ряд
проблем экспертной этики. Состав экспертов
"Эврики" отличается высочайшей степенью
интеллигентности, что не раз помогало выходить
из безвыходных ситуаций во время экспертной
работы. И сейчас вполне возможно оформить те
этические нормы, которые возникли как нормы
этого сообщества.
И еще, последнее. Сама эвриканская сеть
превращается в экспертную сеть. И учебники
нового поколения, и единый экзамен, и программа
модернизации будут проходить экспертизу сети. И
эта экспертиза важна и для самого нашего
сообщества, и для министерства, и для общества в
целом.
Задавать нормы экспертной деятельности для
такой масштабной работы может сообщество
экспертов, фактически создавших своим трудом
эвриканскую сеть. От имени Ассоциации экспертов
– официального гражданского института.
…Я несколько раз написал слово "официально"
и невольно подумал, что читатель может спросить:
"Официальный статус означает
"государственный"?"
Нет, конечно. Группа людей, объявившая о том, что
объединяется в ассоциацию и отныне мнение
ассоциации означает их мнение, узаконивает этот
институт как официальный.
Независимо от государства.
Я убежден: чем больше будет таких официальных
гражданских объединений, тем ближе мы будем к
гражданскому обществу.
Поэтому "Эврика" будет развиваться как сеть
таких ассоциаций – экспертных, попечительских,
эвриканских школ. Официально независимых.
Согласны?
|