Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2002

ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

"ЭВРИКА" – СЕТЬ ОФИЦИАЛЬНО
НЕЗАВИСИМЫХ АССОЦИАЦИЙ

Александр Адамский16-19 февраля "Эврика" проводит установочный семинар для согласования очередных задач развития сети.

 

 

 

В семинаре будут участвовать эксперты "Эврики", уже много лет ведущие анализ культурно-образовательных инициатив и систематически выезжающие в регионы для проведения региональных учебно-экспертных сессий. Кроме того, лидеры федеральных экспериментальных площадок, начинающих в этом году свою работу как инновационные центры повышения квалификации, и те, кто будет участвовать в конкурсе на этот статус в 2002 году.
Участниками семинара будут и попечители, и организаторы попечительского движения.
Среди необычных участников эвриканского семинара – бухгалтер и компьютерщики.
Уже по составу тех, кто будет обсуждать перспективы развития эвриканской сети, можно сделать вывод об основных направлениях развития.
Перечислим эти направления, как мы их видим, и попробуем проанализировать их.
Становление экспертного сообщества – одна из главных задач этого года. Речь идет не только о том, что ведущие эксперты "Эврики" более глубоко и системно оформляют свои экспертные позиции, согласуют этические нормы проведения экспертизы, утверждают формальные параметры и вообще – процедуру.
Кроме этих, безусловно, важных дел, на повестке дня два еще более сложных проекта.
Первый: становление сообщества эвриканских экспертов как Ассоциации экспертов в области образования. Из вольного сообщества, много лет не за страх, а за совесть ведущего довольно сложную и иногда тяжелую экспертную работу, нам предстоит стать экспертным институтом, официальной ассоциацией.
Зачем? Почему нельзя продолжать работать в том режиме, в каком до этого времени все происходило?
Собирались квалифицированные ученые и администраторы и делали свое дело.
У каждого была своя точка зрения, и тем не менее умели договариваться, и еще не было случая, когда бы не удалось найти согласованное решение.
Здесь я выскажу свою точку зрения не только на экспертную деятельность, но и вообще на развитие культурно-образовательных инициатив, или проектов. Убежден, что любая продуктивная деятельность начинается с инициативы. Эвриканская сеть, собственно, и есть механизм выращивания, поддержки инициатив, которые могут развернуться в системные проекты.
Но частью эвриканской методологии поддержки инициатив остается принцип институализации. Если инициатива на каком-то этапе развития не становится институтом, не структурирует свои внутренние и внешние связи, не отчуждает свою деятельность от непосредственных ее носителей… Боюсь показаться слишком резким, но в таком случае инициатива превратится в свою противоположность.
Вместо педагогики развития возникнет педагогика трафаретного навыка, вместо диалога – авторитарность, вместо сотрудничества – тоталитарная секта.
При этом трагедия школьных инициатив, новаторских проектов может быть в том, что единственной формой института для таких проектов остается учреждение. На переходе из вольного братства в учреждение умирают и человеческие связи, и творчество.
Поэтому я категорический противник создания постоянных экспертных советов при ведомстве и вообще любой ведомственной экспертизы. Учреждение как институт, с тем характером связей, который ему присущ, категорически противопоказан такой деятельности, как экспертиза. И вот здесь, собственно, вторая часть методологии поддержки становящихся деятельностей. Мало того, что на определенном этапе деятельность должна институализироваться, – сам новый институт должен быть адекватен этой деятельности.
Дикая и угрожающая любой деятельности метода все сводить к учреждениям губительна для развития школы.
Любой бизнес загнивает без разнообразия.
Любое дело выигрывает от диверсификации.
Только образование остается учреждением. Только и навсегда.
До сих пор в российском образовании нет экспертного института, который бы стал гражданским институтом, а не учреждением. С моей точки зрения, появление эвриканской Ассоциации экспертов в области образования – еще один шаг в моделировании гражданского общества. При этом эвриканская Ассоциация экспертов в образовании могла бы действовать не только по заказам, например Министерства образования, но и сама могла бы предлагать обществу свою продукцию.
Кроме того, наступил момент в развитии экспертной деятельности, когда накопился ряд проблем экспертной этики. Состав экспертов "Эврики" отличается высочайшей степенью интеллигентности, что не раз помогало выходить из безвыходных ситуаций во время экспертной работы. И сейчас вполне возможно оформить те этические нормы, которые возникли как нормы этого сообщества.
И еще, последнее. Сама эвриканская сеть превращается в экспертную сеть. И учебники нового поколения, и единый экзамен, и программа модернизации будут проходить экспертизу сети. И эта экспертиза важна и для самого нашего сообщества, и для министерства, и для общества в целом.
Задавать нормы экспертной деятельности для такой масштабной работы может сообщество экспертов, фактически создавших своим трудом эвриканскую сеть. От имени Ассоциации экспертов – официального гражданского института.
…Я несколько раз написал слово "официально" и невольно подумал, что читатель может спросить: "Официальный статус означает "государственный"?"
Нет, конечно. Группа людей, объявившая о том, что объединяется в ассоциацию и отныне мнение ассоциации означает их мнение, узаконивает этот институт как официальный.
Независимо от государства.
Я убежден: чем больше будет таких официальных гражданских объединений, тем ближе мы будем к гражданскому обществу.
Поэтому "Эврика" будет развиваться как сеть таких ассоциаций – экспертных, попечительских, эвриканских школ. Официально независимых.
Согласны?

Рейтинг@Mail.ru