Александр АДАМСКИЙ
ФАНТАЗИИ НЕ ХВАТАЕТ...
Иногда в
школе возникает конфликт учеников и
администрации по поводу учителя.
Детям нравится тот или иной
преподаватель либо классный руководитель, а
администрации почему-то не нравится.
Я сам когда-то, почти двадцать лет назад, был на
месте такого учителя: и детям и родителям
нравилось заниматься физикой методом
дидиактического театра – мы разыгрывали пьесы
про закон Ома и другие физические
закономерности.
И администрации в глубине души это тоже
нравилось, но пришли инспекторы из районо (кто-то
куда-то написал) и решили, что физику надо изучать
серьезно.
Это довольно частая история. Но конфликт
администрации и учителя на самом деле
оказывается конфликтом детей и власти.
И тогда, и сейчас я глубоко убежден, что в
условиях тоталитарной модели образования нельзя
допускать, чтобы ученики оказались втянутыми в
такой конфликт. Потому что, кроме опыта бесправия
и невозможности не то что доказать, а попросту
предъявить свою точку зрения и аргументы, кроме
опыта заранее спланированного поражения, такое
втягивание детей во взрослый конфликт никакого
другого опыта не даст.
Не правоту одного или другого участника
конфликта надо обсуждать, а правила отношений и
правовой механизм урегулирования конфликта.
Если правила допускают общественное мнение, если
имеется механизм социального партнерства – есть
рамки для обмена аргументами и есть возможность
решения конфликта не только в интересах
конфликтующих сторон (кто знает: права
администрация или прав учитель?), а еще и в
интересах учеников.
... Я вспомнил обо всем этом сегодня ночью, когда
вдруг в 24.00 погас шестой канал телевидения.
И я почувствовал себя тем самым учеником, у
которого отобрали учителя. Не то чтобы самого
лучшего из всех и даже не то чтобы самого
любимого (все равно лучше CNN телевидения нет), а
просто учителя, который нравился и был
необходимой частью школы.
Но главное даже не в этом, а в том, что меня как бы
никто и не спрашивает: нужен тебе такой учитель
(то есть канал) или нет?
И у меня даже и нет никакого желания идти к
администрации и бороться за свои права: что уж
теперь сделаешь – отобрали, и все.
Вообще такие события имеют скрытую, но очень
сильную педагогическую значимость.
Взрослые часто даже и не понимают, что их
поступки, совершаемые как будто во взрослом мире,
имеют колоссальное воспитательное значение для
детей.
Педагогические законы гораздо эффективнее, чем
даже юридические.
А за последние дни, на мой взгляд, такого вредного
педагогического влияния накопилось чересчур
много. То вдруг странная молодежная организация
провоцирует людей менять одни книги, плохие, на
другие, хорошие. При этом почему-то рядом с
молодежным кумиром В.Сорокиным оказывается
кумир столетней давности К.Маркс.
Кстати говоря, пользуясь случаем, могу
поделиться одним экспертным наблюдением. Я уже
давно убедился в том, что малограмотный человек
отличается от образованного человека своим
отношением к Марксу. Ученый и теоретик Карл Маркс
может вызывать споры и быть темой для дискуссий.
Но связывать с ним грехи его невнимательных
читателей – все равно что упрекать М.Шолохова в
дикости Макара Нагульнова. Это знак полной
интеллектуальной деградации, к тому же и
педагогического бескультурья.
Невозможно в культуре по мановению руки вождя,
или по решению политбюро, или митингом, сходкой,
совещанием решить, что вот эта часть культуры –
негодна, а вот это – то, что надо!
Культура сама решает одной ей ведомыми путями и
способами, кто есть кто.
Какой учитель, например, был полезным для
учеников, а какой – не очень.
Какой писатель или ученый – великий, а кто –
просто награжденный вождем или правительством.
Какой, например, телевизионный канал людям
полезен, а какой не заслуживает даже упоминания.
Культура, конечно, в состоянии все расставить по
своим местам, только ей на это нужно время.
И если люди вместо нее самой решают стирать с
лица культуры то одно имя, то другое – стирают не
просто имена, стирают людей. А вот имена как раз
остаются.
Люди уходят, а мы остаемся, «мы живем, под собою не
чуя страны».
А Мандельштам умирает от кровавого поноса на
тупиковой ветке железной дороги во
Владивостоке... И Соломон Михоэлс погибает на
ночной улице в Минске, раздавленный колесами
грузовика... И Сергей Вавилов умирает в лазарете
саратовской тюрьмы, осужденный по обвинению в
контрреволюционной вредительской деятельности.
...Иногда в школе возникает конфликт между
учениками и администрацией из-за учителя. А
иногда и не возникает, если дети даже и
представить себе не могут, что от них что-то
зависит.
Фантазии не хватает.
|