ОБРАЗОВАНИЕ И РЕЛИГИЯ
Владимир БАЦИН
Школа и свобода совести
Словарное наблюдение
Листая только что вышедший в
санкт-петербургском издательстве «Норинт»
Большой толковый словарь русского языка»
(безумно люблю листать всякие словари), я
внезапно споткнулся о толкование выражения
«свобода совести». В моем сознании еще со
школьных лет, со времен приснопамятных «Основ
Советского государства и права», крепко сидело
убеждение, что понятие «свобода совести»
фактически тождественно понятию «свобода
вероисповедания» и что действовавшая тогда
Конституция 1936 года гарантировала свободу
совести прежде всего именно в этом – религиозном
– смысле. А тут – в новейшем словаре – читаю:
«Свобода совести есть право граждан
беспрепятственно высказывать собственные
взгляды и убеждения». Какое знаменательное
изменение!
Впрочем, по некотором размышлении можно понять и
принять фиксируемое словарем расширение
толкования этого понятия. Очевидно, что в
современной России нет никаких оснований
говорить о политической воле государства к
ущемлению права граждан иметь и высказывать свои
религиозные взгляды и убеждения, особенно если
спроецировать нынешнюю ситуацию на эпоху
воинствующего атеизма. Поэтому в новейшем
толковании речь вполне обоснованно идет вообще о
любых взглядах и убеждениях, а не только о
связанных с религиозной верой.
Впрочем, этот эпизод так бы и остался частным
словарным наблюдением, если бы буквально через
несколько дней не получил неожиданного развития
в разговоре с молодым иеромонахом, настоятелем
одного из многочисленных, возрождаемых ныне
монастырей.
Встреча с отцом-настоятелем
И прежде чем перейти к сути дела, хотел
бы сказать несколько слов об этом человеке, тем
более что некоторые детали окажутся нелишними по
мере развития сюжета.
Представьте морозный солнечный день и на фоне
ослепительно белого снега стройную
контрастно-черную фигуру красивого
тридцатидвухлетнего инока в роли начальника
стройучастка. По архивным чертежам идет
возведение главного монастырского храма, до
основания разрушенного в 30-е годы. Справа во всем
внешнем великолепии (восстановление интерьера
еще предстоит) уже радует взор реставрированная
ампирная церковь (еще три года назад в ее руинах
размещался склад сельпо), слева – возвышаются
рубленая часовня во имя Сергия Радонежского и
шатер над колодцем, из которого, по преданию, пил
отрок Варфоломей. Что касается самого
настоятеля, то он являет собою сочетание
деятельного прораба и утонченного кандидата
богословия, имеющего академическое духовное
образование. Эта удивительная «функциональная
дихотомия», способная на первый взгляд
показаться внутренне конфликтной, в нем вполне
органична, и именно высокая креативность его
натуры, убедительная успешность его
деятельности невольно заставляют относиться к
произносимым им словам с особой внимательностью.
О чем же он говорит? Прежде всего о планах на
будущее. Достаточно взглянуть на литографию
обители конца ХIX века, чтобы оценить предстоящий
труд по ее возрождению: о воскресной школе при
монастыре – по фотографиям хорошо видно, с каким
увлечением дети изображают рождественский
вертеп; о братии, состоящей всего из восьми
человек, – все убеждает, что насельники трудятся
в поте лица своего. Никаких иных свидетельств не
нужно, чтобы понять: место, столь недавно
являвшее собою мерзость запустения (Божиим
попущением), действительно возвращает некогда
свойственное ему благолепие (с Божией помощью). И
если бы монолог отца-настоятеля был почему-либо
прерван в этот момент, я, оценивая позже общее
впечатление, сказал бы, что встретился с
современным интеллигентным и созидательным
представителем духовного сословия.
В духе императива
Однако разговор ничем прерван не был и
неизбежно перешел на тему, давшую заголовок этой
статьи. Тут же в речи отца-настоятеля, до сих пор
отличавшейся кротостью и взвешенностью
суждений, толерантностью и широтой культурного
контекста, появились новые ноты – ноты
категоричности. Последовала своеобразная
полемическая атака, исходившая из нескольких
основных тезисов.
Первый. Дети тянутся к религии, к светлой и чистой
вере. Им трудно жить в этом замкнутом мире
деревенской или городской бедности,
бездуховности окружающих взрослых, в бытовой
скудости и неустройстве. Телевизор –
единственное окно в ойкумену. Но что видно в это
окно? Насилие, разврат, чужая соблазнительная
жизнь, образ которой психологически лишь
усугубляет чувство безысходности собственного
существования здесь и теперь.
Вывод-предложение: в школе необходимо введение
обязательного предмета «Закон Божий».
Учитель-пастырь разовьет духовное зрение
отроков и отроковиц, укрепит в их душах страх
Божий, научит различать добро и зло.
Второй. Пришла наконец пора, когда все
здравомыслящие люди поняли, что мир сотворен
Господом, а не возник в результате эволюции.
Наука давно признала, что она бессильна
объяснить гармонию мироздания начиная от
возникновения так называемого космоса и кончая
пресловутым «самозарождением» жизни, не говоря
уже о наличии в человеке души и объективности ее
загробного существования.
Вывод-предложение: необходимо решительно
отказаться от эволюционного подхода к
объяснению дольнего мира и немедленно
приступить к созданию нового поколения школьных
учебников, построенных на четкой позиции
креационизма, изложенной в Первой книге
Моисеевой «Бытие».
Третий. Совершенно очевидно, что весь мир
соблазнился Маммоной и Россия осталась сегодня
единственной страной на свете, взыскующей хлеба
духовного. Это потому, что русский народ –
богоизбранный народ. Но он сможет осуществить
свою всемирно-историческую миссию по спасению
всего человечества и возрождению его к подлинной
духовности, только если сам вернется в лоно
православия, в котором сформирована его культура
и он сам как народ. Именно отказ от православия,
увлечение губящим душу атеизмом ввергли русский
народ в трагедию ХХ века. Но это была
искупительная жертва, позволяющая народу
вернуться к себе, к своему великому
предназначению.
Вывод-предложение: необходимо объявить
православие государственной религией и
провозгласить его национальной русской идеей.
Наконец, четвертый, вытекающий из предыдущих.
Даже если вовсе не касаться вопросов о месте
церковной организации в социуме, разве не
очевидно, что духовно-нравственная доктрина
православного христианства абсолютна в своей
ценности? Разве есть в мировом духовном
достоянии что-либо, с такой же исчерпывающей
полнотой содержащее истину о Боге и человеке, о
цели и смысле человеческой жизни?
Вывод-предложение: светское общество продолжает
по недомыслию совершать преступление против
самого себя, своих детей и последующих поколений,
не обращаясь к этим сущностным, экзистенциальным
вопросам. Ибо такие категории, как вера, надежда,
любовь, совесть, прощение, чувство вины и греха,
покаяние, искупление и многие подобные, могут
быть усвоены только через обращение к
православию и при обращении в православие.
Острота проблемы
Уверен, многим читателям «Управления
школой» приходилось в той или иной степени
встречаться с подобными суждениями. Просто,
может быть, мой собеседник-иеромонах выразил их
более концентрированно. Но я уделил им здесь
внимание не ради полемики, хотя принципиально и
категорически не согласен ни с одной из
высказанных позиций. Я подробно изложил их с
другой целью – чтобы задать вопрос всем нам и
самому себе: «Разве вот это и не есть свобода
совести? Разве эта позиция, сознательно или
полусознательно разделяемая, безусловно,
многими сотнями тысяч, а может, и миллионами
наших соотечественников (в том числе учителей),
не имеет права быть представленной в содержании
образования (если содержание образования у нас
действительно связано с реальной жизнью)?
Но (я начинаю рассуждать) если эта позиция
действительно существенна для общественного
сознания, особенно если не забывать, что Россия –
поликонфессиональная страна, то как, на каких
культурных и этнокультурных основаниях помочь
детям сформировать их собственные позиции по
этим сложнейшим вопросам? На каких практикумах
научить их рефлексии по поводу поведения
собственного, своих товарищей, окружающих
взрослых (в том числе родителей и учителей),
исторических и реальных общественных и
государственных деятелей? Насколько готовы
учителя к проведению таких «talk-show» (открытых
дискуссионных клубов), тем более что эти вопросы
далеко выходят за содержание конкретных учебных
предметов и их многократное обсуждение требует
уймы времени и интеллектуальных сил? А что если в
разговоре примет участие (и это было бы крайне
желательным) местный отец-настоятель, владеющий
«научной» аргументацией своих доктринальных
положений?
Актуальность, острота проблемы «школа и свобода
совести» в современной России определяется,
разумеется, не только так называемым
«религиозным возрождением» и предъявлением
обществу, обескураженному неудачей
коммунистического эксперимента, старых-новых
традиционных духовных ориентиров. Причина
глубже. Она в том, что ни один народ России,
включая русских, не знал в своем культурном
саморазвитии феномена, известного в науке как
«секуляризация общественного сознания». Пусть
это утверждение не смущает тех, кто понимает
слово «секуляризация» буквально, как
«освобождение от церковного влияния».
Действительно, формальная секуляризация в
России началась еще при Петре I и Екатерине II. Но
подлинной секуляризации сознания не произошло
даже за годы советской власти, поскольку она сама
доктринально-идеологически была
квазирелигиозным явлением. И самым ярким
индикатором, свидетельствующим о широком
сохранении в народе религиозности на
стихийно-языческом уровне, предстает нынешнее
массовое употребление эклектического коктейля
из эзотерики, астрологии, хиромантии, разных
восточных учений и того же «родного»
православия.
Разумеется, эти «духовные поиски» противны всем
классическим религиям. Но они неизбежны в
«переходной стране», население которой в
большинстве своем понятия не имеет, от чего и к
чему оно переходит, а знающее меньшинство не в
состоянии выработать на этот счет сколько-нибудь
единого мнения. И наши школьники, взрослея
физически и информационно (знаниево), входят во
взбаламученный «взрослый мир» своей Родины
совершенно неподготовленными к
духовно-нравственному самоопределению, к той
самой свободе совести, которая как раз и
предполагает стремление и умение
«остроконечников» и «тупоконечников»
конструктивно взаимодействовать друг с другом
во имя общих интересов.
Подлинная свобода совести действительно состоит
в «праве граждан беспрепятственно высказывать
собственные взгляды и убеждения». И на бытовом,
коммунальном уровне она у нас как бы есть. Но ее у
нас и близко нет там, где должны ее – свою
собственную, личную, ответственную, соотнесенную
с такими же сводами совести других людей –
выращивать и учить пользоваться публично и
конструктивно. Наша школа свободой совести своих
выпускников не озабочена. Но не она ли уже давно
могла бы и должна была бы стать местом, где юные
граждане делают первые шаги в будущее
гражданское общество?
Нетрудно предвидеть, что отсутствие такого места
обещает в перспективе только усугубление
атомизации общества и развитие в нем
дезинтегративных процессов, поскольку оно
ежегодно пополняется людьми, неспособными к
социальному коммуницированию. И как
альтернатива этому катастрофическому сценарию,
особенно учитывая энергетику носителей этой
идеи, просматривается насаждение единомыслия,
густо замешанного на «православном
патриотизме». Не беда, что это
культурно-исторический тупик, зато он будет
высокодуховен и жертвенен.
У истории нет телеологической заданности
«конечной цели», нет кем-то наперед
определенного «смысла». Развитые (в том числе и
своими системами образования) современные
общества сами определяют зону своего ближайшего
и перспективного (на сценарном уровне) развития.
Каждый человек, разумеется, преследует свои
интересы исходя из собственного понимания блага
для себя, своей семьи, своей корпорации и т.д.
Вопрос лишь в том, какие механизмы выявления и
согласования этих интересов сложились в данном
обществе, насколько эффективно они действуют,
насколько заботливо к их поддержанию в рабочем
состоянии относятся граждане, насколько сами
граждане подготовлены к участию в этих
механизмах, ибо на самом деле никаких
«механизмов» нет, а есть система социальных
ролей и отношений. И осознание всеми этих ролей и
отношений как главной, величайшей ценности, от
которой зависят стабильность развития и
благополучие семьи, нации, мира. Желательно,
чтобы понимание и личный опыт этого возникали
уже в семье и обязательно в школе.
Совесть – категория интимно-нравственная.
Совести научить нельзя. Свобода совести –
категория социальная. И для социально
ответственной системы образования этим должно
быть все сказано.