ВЗГЛЯД
Александр АДАМСКИЙ
«Эврика» строит сеть
Написал
заголовок и понял, что наши корректоры
обязательно скажут: «В русском языке сеть нельзя
«строить». Сеть, если по-русски, можно «плести»
или «вязать», в лучшем случае – «создавать». А
«строить» можно дом, школу или крепость».
Корректоры в газете – люди строгие и
профессиональные, за корректором всегда
последнее слово, и все редакторы и журналисты
ждут их решения как приговора.
Тем не менее «Эврика» строит сеть. Речь
ведь идет о рабочем проекте, почти
производственной ситуации развития
инновационного движения в российском
образовании.
Вообще проблема слова в последнее время сильно
обострилась, особенно в образовании. Многие
полагают, что одна из ведущих проблематик нашей
школы – язык. Действительно, читать большинство
педагогических текстов просто невыносимо:
канцелярит и формалистика буквально убивают
живую педагогическую мысль.
Но я убежден, что проблемы языка как
самостоятельной не существует. Язык, если иметь в
виду педагогический язык, так сказать
образовательную речь, формируется по ходу
оформления образовательной деятельности. Как
самостоятельной. Индивидуальной. Автономной.
Своего языка нет у того, у кого нет своей
автономной деятельности.
Правда, с моей точки зрения, верно и другое:
деятельность не может оформиться как
самостоятельная, пока не найдет, не обретет, не
создаст своего языка. Языка своего неповторимого
самовыражения.
...В сентябре 45 федеральных экспериментальных
площадок получили от Министерства образования
РФ – в рамках Федеральной программы развития
образования – грант на создание инновационных
центров повышения квалификации.
«Эврика», по контракту с Минобразования, вела
работу по отбору этих площадок и поддержке
создания программ повышения квалификации.
Основным принципом, по которому эксперты
«Эврики» отбирали площадки, было появление в
школах новых видов деятельности.
Правда, одна из лидеров экспертного сообщества
«Эврики», известный психолог Зинаида Новлянская,
сделала одну, очень важную оговорку: не вообще
новых деятельностей, которых до сих пор не было в
культуре, а создание этих деятельностей в школе.
И действительно, во многих инновационных школах
появились новые детско-взрослые деятельности:
прежде всего – проектирование. Проектирование
содержания образования (например, самарская
школа
№ 114, зареченская гимназия «Дидакт»),
образовательного пространства (красноярские
школы № 113 и № 124, есть и другие); школы, в которых
дети создают проект своего здоровья
(железногорская школа № 180, Тюменский центр
«Крепыш»). Есть школы, в которых дети и взрослые
создают тип деятельности, еще не существующий
как оформленная система и в научном мире
(например, синергетика в гимназии № 56 Ижевска). И
для всех этих новых видов деятельности требуется
найти имя. Новое имя, которое относилось бы и ко
взрослому: кто это теперь –
учитель-проектировщик? И к ребенку: формально это
по-прежнему ученик школы, но по сути дела –
равноправный сотрудник.
Собственно, «Эврика» и занимается этим сейчас –
предлагает Министерству образования заметить
появившиеся виды деятельности в школе и
узаконить их.
К огромному сожалению, многообразная
предметность культуры, с помощью которой,
собственно, и образуется человек в пространстве
культуры, не представлена в школе. Построенный по
линейному принципу строгого соответствия
заранее определенных тем графику их прохождения,
учебный предмет моделирует в сознании ребенка
ложную, предельно упорядоченную, предельно
линейную, предельно нормированную картину мира.
Эта фиктивная картина мира воспроизводится ради
того, чтобы удержать детское сознание в рамках
хоть и неэффективных, зато нормированных
представлений. Многие из нас до сих пор пребывают
в уверенности, что именно трансляция опыта и
является не только основной, но и единственной
миссией современной школы.
На мой взгляд, миссия школы состоит в том, чтобы
прежде всего создавать проектную модель будущих,
а не прошлых социальных, экономических,
политических и других отношений. Предметность
образования – это становящиеся здесь и сейчас
новые отношения человека и природы, человека и
истории, человека и других людей, человека с
самим собой.
И здесь возникает интересная управленческая
задача, ломающая привычные линейные
представления об управлении в системе
образования.
До сих пор вся работа строится на том, что сверху
идут руководящие сигналы, а снизу – отчет о
выполнении этих сигналов. В такой жесткой
вертикальной конструкции, в которой функция
целеполагания принадлежит только верхнему
уровню, возникновение новых отношений, новых
деятельностей невозможно.
Поэтому для эффективной работы инновационного
образования нужна другая система
взаимодействия, управления и распределения
ресурсов.
Что мы называем сетью?
Это такой тип отношений, в котором каждая единица
является источником своих целей и влияет на
деятельность всех остальных единиц. Интерес
взаимодействия и взаимообращения друг к другу в
сети заключается в востребованности результатов
деятельности каждой единицы сети – другими
единицами. А управление происходит не
директивно, а конвенционально. То есть
управление сетью – это возникающие и особым
образом укореняющиеся соглашения, конвенции.
...Мы действительно строим нашу сеть – вместе со
школами и при поддержке Минобразования. И нам
предстоит совместить сетевое взаимодействие с
нахождением тех же школ в вертикальной
структуре.
|
|