Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2002

Архив

ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Новая образовательная политика

Александр АДАМСКИЙО чем мы будем писать в новом году?
Пожалуй, главными темами будут три: экономика образования, общественное управление, прежде всего – попечительство, и инновационное образование.

 

 

 

 

Наш взгляд на экономику образования, который мы будем развивать в этом году, состоит в следующем.
Школа может и должна стать единицей системы образования, может и должна стать проектной моделью гражданского общества, и эти два принципиальных основания определяют, должны по крайней мере определять, устройство экономики образования.
Прежде всего школа должна существовать как юридическое лицо – не только со своим счетом, но и со своим бюджетом. Мы верим, что рано или поздно нелепая история с переводом расчетов школ в казначейство и предельная детализация смет расходования школьных средств будет признана не только неэффективной, но и незаконной. Нарушающей по крайней мере Закон РФ "Об образовании".
При этом мы считаем, что формирование школьного бюджета станет в скором времени основой школьной образовательной политики. Потому что с участием попечителей школьная администрация может связывать образовательную программу школы с суммарными затратами на эту программу и дальше эта связка должна фигурировать как основной экономический параметр. При том что изменение бюджета должно неизбежно означать изменение образовательной программы.
А для этого общественное управление школой должно стать ведущим институтом управления образования.
Нам кажется, что после Гражданского форума понимание значимости общественного управления образованием стало оформляться уже и на уровне руководства ведомством. По крайней мере на переговорной площадке, в последний день форума, в кабинете министра образования разговор о роли общественного управления вели и депутаты Государственной Думы Л.Глебова и А.Шишлов, и представитель образования Я.Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, и Сергей Монахов, руководитель Федерации Интернет-образования.
Граждане могут и должны управлять системой образования наряду с ведомством – это наша позиция, которую мы будем не только освещать, но и отстаивать в своих публикациях. Потому что считаем, что только при влиятельном гражданском управлении школой она сможет стать богаче и учителя смогут жить лучше. Если, конечно, образовательное профессиональное сообщество найдет общий язык с гражданами, с обществом и сумеет убедить граждан в значимости и инвестиционной привлекательности образования.
Однако для процветания школы должны появиться и развиваться ответственные гражданские образовательные институты. Именно поэтому мы так активно выступаем за создание и развитие союзов попечителей. После создания попечительских советов необходимо сделать шаг вперед – объединять попечителей в общественные образовательные институты, которые могут вести прямой диалог с властью – с учредителями, с муниципальными, региональными и федеральными администрациями, и не только относительно пожертвований, но и относительно бюджетных средств образования.
Мы будем освещать опыт создания таких объединений (в Приволжском федеральном округе, например), законодательство в этой сфере (в Республике Саха (Якутия), Томской области, других регионах), а также вести обсуждение и публичную разработку законопроекта о попечительской деятельности. А возможно, и законопроекта об общественном управлении в образовании.
На наш взгляд, общественное управление школой – центральная проблема образовательной политики 2002 года. Ее цель – формирование системы взглядов на общественный образовательный договор как основную правовую форму отношений между гражданами, государством и образованием. И речь идет не столько о юридическом документе, хотя и о нем тоже, сколько об ином, чем сейчас, основании образовательной политики. Сегодня это основание – сфера социального обеспечения, неоплаченного государственного заказа, всеобщей образовательной повинности.
Возможно другое основание: общественно-образовательный договор. Этому мы и будем посвящать большую часть наших публикаций.
И, наконец, инновационное образование. Прежде всего это общественно-инновационная сеть "Эврика", проекты федеральных экспериментальных площадок. В каждом номере – проект образовательной программы инновационных центров повышения квалификации, созданной на средства Федеральной программы развития образования. Кроме того – вся информация о конкурсе культурно-образовательных инициатив на статус "Федеральная экспериментальная площадка", репортажи фестивалей-конференций "Авторская школа" и региональных семинаров "Эврики". Если будет развиваться идея создания союза учителей – наш еженедельник будет активно продвигать эту идею на своих страницах.
… Каким бы ни был этот год, хорошим или плохим, школа все больше и больше начинает жить своей жизнью, независимой от постановлений и указов. И власть тоже начинает это понимать: поэтому и выстраиваются механизмы сотрудничества школы, граждан и государства. Наша газета была и будет одним из таких институтов сотрудничества.
Будьте с нами!

Рейтинг@Mail.ru