ВЗГЛЯД
Александр АДАМСКИЙ
Новая образовательная политика
О чем мы
будем писать в новом году?
Пожалуй, главными темами будут три: экономика
образования, общественное управление, прежде
всего – попечительство, и инновационное
образование.
Наш взгляд на экономику образования,
который мы будем развивать в этом году, состоит в
следующем.
Школа может и должна стать единицей системы
образования, может и должна стать проектной
моделью гражданского общества, и эти два
принципиальных основания определяют, должны по
крайней мере определять, устройство экономики
образования.
Прежде всего школа должна существовать как
юридическое лицо – не только со своим счетом, но
и со своим бюджетом. Мы верим, что рано или поздно
нелепая история с переводом расчетов школ в
казначейство и предельная детализация смет
расходования школьных средств будет признана не
только неэффективной, но и незаконной.
Нарушающей по крайней мере Закон РФ "Об
образовании".
При этом мы считаем, что формирование школьного
бюджета станет в скором времени основой школьной
образовательной политики. Потому что с участием
попечителей школьная администрация может
связывать образовательную программу школы с
суммарными затратами на эту программу и дальше
эта связка должна фигурировать как основной
экономический параметр. При том что изменение
бюджета должно неизбежно означать изменение
образовательной программы.
А для этого общественное управление школой
должно стать ведущим институтом управления
образования.
Нам кажется, что после Гражданского форума
понимание значимости общественного управления
образованием стало оформляться уже и на уровне
руководства ведомством. По крайней мере на
переговорной площадке, в последний день форума, в
кабинете министра образования разговор о роли
общественного управления вели и депутаты
Государственной Думы Л.Глебова и А.Шишлов, и
представитель образования Я.Кузьминов, ректор
Высшей школы экономики, и Сергей Монахов,
руководитель Федерации Интернет-образования.
Граждане могут и должны управлять системой
образования наряду с ведомством – это наша
позиция, которую мы будем не только освещать, но и
отстаивать в своих публикациях. Потому что
считаем, что только при влиятельном гражданском
управлении школой она сможет стать богаче и
учителя смогут жить лучше. Если, конечно,
образовательное профессиональное сообщество
найдет общий язык с гражданами, с обществом и
сумеет убедить граждан в значимости и
инвестиционной привлекательности образования.
Однако для процветания школы должны появиться и
развиваться ответственные гражданские
образовательные институты. Именно поэтому мы так
активно выступаем за создание и развитие союзов
попечителей. После создания попечительских
советов необходимо сделать шаг вперед –
объединять попечителей в общественные
образовательные институты, которые могут вести
прямой диалог с властью – с учредителями, с
муниципальными, региональными и федеральными
администрациями, и не только относительно
пожертвований, но и относительно бюджетных
средств образования.
Мы будем освещать опыт создания таких
объединений (в Приволжском федеральном округе,
например), законодательство в этой сфере (в
Республике Саха (Якутия), Томской области, других
регионах), а также вести обсуждение и публичную
разработку законопроекта о попечительской
деятельности. А возможно, и законопроекта об
общественном управлении в образовании.
На наш взгляд, общественное управление школой –
центральная проблема образовательной политики
2002 года. Ее цель – формирование системы взглядов
на общественный образовательный договор как
основную правовую форму отношений между
гражданами, государством и образованием. И речь
идет не столько о юридическом документе, хотя и о
нем тоже, сколько об ином, чем сейчас, основании
образовательной политики. Сегодня это основание
– сфера социального обеспечения, неоплаченного
государственного заказа, всеобщей
образовательной повинности.
Возможно другое основание:
общественно-образовательный договор. Этому мы и
будем посвящать большую часть наших публикаций.
И, наконец, инновационное образование. Прежде
всего это общественно-инновационная сеть
"Эврика", проекты федеральных
экспериментальных площадок. В каждом номере –
проект образовательной программы инновационных
центров повышения квалификации, созданной на
средства Федеральной программы развития
образования. Кроме того – вся информация о
конкурсе культурно-образовательных инициатив на
статус "Федеральная экспериментальная
площадка", репортажи фестивалей-конференций
"Авторская школа" и региональных семинаров
"Эврики". Если будет развиваться идея
создания союза учителей – наш еженедельник
будет активно продвигать эту идею на своих
страницах.
… Каким бы ни был этот год, хорошим или плохим,
школа все больше и больше начинает жить своей
жизнью, независимой от постановлений и указов. И
власть тоже начинает это понимать: поэтому и
выстраиваются механизмы сотрудничества школы,
граждан и государства. Наша газета была и будет
одним из таких институтов сотрудничества.
Будьте с нами!