ВЗГЛЯД
Александр АДАМСКИЙ
2002-й: год общественного договора
С моей точки
зрения, прошедший год не войдет в историю
образования как год исторических решений или
событий. В нем не было ничего обновляющего,
удивительного или поражающего воображение. Все
как обычно: власть пыталась показать, что
улучшает дела в образовании; управленцы
старались держать лицо и перед властью, и перед
гражданами, и перед учителями; учителя просто
работали, а дети ходили в школу и не подозревали о
тех гигантских усилиях, которые прилагают
власть, управленцы и учителя.
Как обычно, школа выживала и даже
развивалась по только ей известным законам и на
нее мало влияли игры «наверху».
И в этом, к сожалению, одна из основных
характеристик российской образовательной
политики: ее формальная составляющая –
постановления, указы, приказы и так далее –
по-прежнему не задевает основ образовательной
деятельности. Не меняет целей, не влияет на
содержание, не определяет задач, которые решают
учителя и директора.
Энергии прикладывается много: чего стоила эпопея
с подготовкой документов к заседанию
Государственного совета, или шум вокруг
концепции реформирования, то есть (извините
великодушно!) модернизации системы образования,
или широкомасштабного эксперимента, который
якобы вовсю идет в школах...
И все это не продвинуло учительство и
граждан-родителей в понимании новых целей школы.
Собственно, для меня это и есть основной итог
года: изменилось ли наше представление о целях
школы? Для меня это проблема изменения
общественного сознания вообще, а не только его
образовательной части.
Потому что я убежден: изменение целей школы,
отраженное в общественном сознании, – это первый
шаг в развитии общенациональных целей, целей
развития общества вообще и государства в
частности.
И здесь мне придется коснуться одной из самых
деликатных тем в образовании, темы, которая,
вообще говоря, редко обсуждается и, казалось бы,
прямого отношения к итогам не имеет. Но я
рассматриваю итоги года с точки зрения поворота
проблематики, с точки зрения изменения нашего
видения целей школы, формирования новой системы
взглядов на образование.
Это вопрос о соотношении государственного и
личного в образовании. И, несмотря на то что в
стране идет Чеченская война, что криминализация
всех сфер жизни почти тотальная, что дети растут
в ситуации распада семьи как хранительницы
нравственных основ жизни, несмотря на то что ни в
политике, ни в экономике, ни в СМИ у детей нет
образцов нравственного поведения и, казалось бы,
единственной опорой здесь мог быть образ
нравственного и заботливого государства, и,
казалось бы, это так очевидно – быть
государственником и поддерживать в детях и
учителях веру в него... И тем не менее мне кажется,
что усиление государственнической идеи в
образовании – не самая лучшая перспектива.
На мой взгляд, итогом года как раз и является
оформление этой проблематики – государственной
основы школы и приватного характера
образовательной деятельности.
Если не учитывать банальный и оттого заведомо
некорректный аргумент «кто платит, тот и музыку
заказывает», аргумент более подходящий для
нарушителей закона, чем для его поборников, то,
оказывается, можно рассмотреть схему отношений
государства и граждан не как подчиненных и
«заказчиков», а как равноправных переговорщиков.
И в этом смысле для меня основным итогом года
является постепенное складывание
общественно-образовательного договора.
Бедственное положение российской школы как раз и
определяется неразвитостью общественных,
гражданских механизмов регулирования экономики
образования.
Недавно я разговаривал со студентами Высшей
школы экономики об особенностях финансирования
школы. И в конце концов студенты-выпускники
решили, что в условиях, когда
государство-монополист само и нанимает
работников, и покупает у них результат их труда,
никаких перспектив повышения заработной платы у
таких работников нет и не будет. А то, что платят,
– лишь пособие. Поэтому и повышение размеров
выплат происходит в рамках улучшения пособий.
Очень похоже на правду.
Но ведь сами работники пока убеждены, что
государство – их главный защитник и основной
работодатель.
Правда, в тех школах, в которых уже эффективно
действуют попечители как образовательные
политики, там, где граждане выходят на реальный
переговорный процесс с учредителями школ, там,
где удалось (разными способами) утихомирить
налоговиков и прочих проверяющих («семерых с
ложкой»), – там учителя уже почувствовали, что
граждане могут быть не только спонсорами, но и
участниками общественно-образовательного
договора.
Для меня это главный итог года.
Государство, конечно, должно прийти в
образование.
И привести за собой граждан.
Сесть за стол переговоров и подписать обоюдный
контракт.
Образовательный.
А подписав, можно и шампанского выпить.
С Новым годом!
|
|