Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №47/2001

Архив

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Время и кадровая политика

«Кадры решают все» – это немудрящее изречение вождя всех времен и народов стало лейтмотивом всероссийского форума «Кадры XXI века для российской экономики», состоявшегося в Государственном Кремлевском дворце 10 декабря.

Как это ни парадоксально, один из самых одиозных политических деятелей минувшего столетия попал в точку: в эпоху глобализации и строительства постиндустриального общества от квалифицированных кадров, которые сегодня принято называть «человеческим капиталом», зависит судьба реформ.
Вот только отношение к человеческому капиталу в нашей стране на разных исторических этапах не было разумным и бережным, и плоды этой недальновидной политики мы пожинаем в настоящее время. Такой вывод сделал в своем выступлении президент Вольного экономического общества России Гавриил Попов. Действительно в сталинские времена кадровый состав во властных структурах, в промышленности и других сферах обновлялся не из соображений экономической целесообразности, а за счет чисток и репрессий. Экономическому и политическому застою брежневской эпохи, по убеждению Г. Попова, предшествовал кадровый. Групповщина, местничество, клановость, семейственность и наследственность в передаче должностей – вот характерные приметы того времени. А последнее десятилетие, которое выдвинуло на арену множество энергичных предприимчивых молодых людей, тем не менее отмечено стихийной кадровой политикой, вернее, ее полным отсутствием. Главным и единственным менеджером по работе с персоналом все эти годы был рынок. Что мы получили в итоге? 90-е годы в России не дали ожидаемого экономического взлета, да и тот рост промышленного производства, о котором так много говорят члены правительства, по утверждению некоторых экономистов и представителей бизнеса, существует только на бумаге. С одной стороны, мы наблюдаем острейший дефицит квалифицированных рабочих. По свидетельству министра образования Владимира Филиппова, на предприятиях в различных отраслях производства существует порядка 400 тысяч вакансий. По словам председателя Совета директоров АО «Международный фонд инвестиций и приватизации» Владимира Щербакова, «материально-техническая база большинства предприятий не обновлялась как минимум 15 лет, а за последние
10 лет отстала на целый технологический уровень. И теперь восстанавливать то, что было, – бессмысленная задача». По свидетельству В. Щербакова, средний возраст токарей 58-62 года, сверловщиков – 58 лет, трактористов – 62 года, при том что в 55 лет им положено уходить на пенсию. Стоит ли удивляться, что в России трудятся так много иностранных рабочих и даже трактористов приходится завозить из Израиля, поскольку отечественные не умеют пользоваться современной техникой.
С другой стороны, продолжается утечка мозгов – выезд высокообразованных специалистов за рубеж. Количество занятых в науке за последние
10 лет сократилось в 2,3 раза.
Наконец, Россия остро нуждается в современных менеджерах и управленцах, способных работать в новых экономических условиях. На первый взгляд статистическая картина, характеризующая состав государственных служащих, выглядит благополучно: более 70% имеют высшее образование, и не одно. Среди представителей этой категории немало обладателей научных степеней. Однако менее 9% вновь поступающих на государственную службу в федеральных и региональных органах управления проходят переподготовку и курсы повышения квалификации, несмотря на то что большинство из них не имеет опыта управленческой деятельности.
Модное нынче понятие «команда» (имеется в виду коллектив единомышленников-управленцев) в значительной мере себя дискредитировало. Ректор Академии государственной службы при Президенте РФ Владимир Егоров привел в своем выступлении данные научных исследований, согласно которым большинство так называемых управленческих команд – и в государственной системе, и в частном секторе, и в промышленности – представляет собой группы людей, подобранные по субъективным принципам. Самым красноречивым примером, как отмечали некоторые ораторы, является обновление аппарата государственной власти по питерскому варианту.
По свидетельству работодателей, снижаются интеллектуальные и физические показатели персонала.
«За последние 15 лет иждивенческие настроения в обществе усилились: мы разучились работать – как с точки зрения профессионализма, так и с точки зрения дисциплины», – констатировал в своем выступлении В. Щербаков.
В то же время многие отмечают, что в большинстве организаций нет ни программ развития персонала, ни продуманных систем мотивации, ни эффективных схем поиска и оценки работы.
Не случайно сотрудники рекрутинговых агентств жалуются на отсутствие внятных запросов со стороны многих отечественных заказчиков.
Полагаться и в дальнейшем на рыночную стихию, предоставив ее «невидимой руке» организовывать кадровую политику в масштабах многомиллионной страны, – не только ошибочно, но и бесперспективно. Таков главный вывод участников кремлевского форума.
В каком направлении следует двигаться дальше, чтобы вновь не оказаться в тупике?

Вперед – в прошлое?

По убеждению Гавриила Попова, стратегию в этой области на ближайшие годы определит новая концепция реформ, в соответствии с которой «механизмы рыночной конкуренции и автоматического регулирования будут дополнены усилиями государственной машины».
Министерство образования возлагает большие надежды на госзаказ – планирование контрольных цифр приема в вузы не по принципу «от достигнутого», как это было прежде, а в зависимости от реальных потребностей экономики на ближайшие 5–10 лет.
О важности и актуальности этой задачи свидетельствует тот факт, что объем потерь по причине нерациональной структуры подготовки кадров достигает от 300 до 500 млн. долларов ежегодно.
К сожалению, эта статистика не была оглашена на всероссийском форуме.
Зато в выступлении министра образования прозвучали другие, не менее тревожные данные и весьма неожиданные выводы.
В прошлом году окончили школу
1 млн. 300 тыс. человек, а поступили в вузы – 1 млн. 100 тысяч. Несмотря на то что в числе абитуриентов были и выпускники прошлых лет, тенденция такова: примерно 70% выпускников 11-х классов поступают в вузы. Это превышает показатели развитых стран – Японии, США и других. При этом количественные показатели спроса на высшее образование в России не подкрепляются качеством предлагаемых образовательных услуг, что особенно ярко проявилось в негосударственном секторе. Объем средств, попадающих в сектор псевдообразования, фактически торгующего дипломами, составляет до 300 млн. долларов в год.
В то же время на долю ПТУ и техникумов приходится около 30% всего выпуска, и, если ничего не предпринимать, эта цифра будет уменьшаться год от года.
Чтобы кадровые и социальные деформации не приняли катастрофических размеров, следует все силы бросить на развитие начального профессионального образования. Согласно концепции модернизации образования, в ближайшее десятилетие эта отрасль объявлена приоритетной, в том числе и в области финансирования. Но одних материальных факторов недостаточно: необходимо поднять престиж рабочих профессий в обществе. Судя по некоторым высказываниям В.Филиппова, определенная ставка делается на пропагандистскую кампанию в СМИ, которая, кстати, оказалась малоэффективной даже в советских условиях.
Более того, ориентируясь на дела давно минувших дней, руководство Минобразования намерено взять под контроль не только подготовку учащихся вузов, но и распределение выпускников школ по различным уровням профессионального образования. Так что не исключено, что в ближайшее время «невидимая рука рынка», толкавшая основную часть молодежи в вузы, будет вытеснена государственной политикой по жесткому распределению выпускников в вузы, ссузы и ПТУ. Насколько благотворно отразится на экономическом росте возвращение к административно-командным рычагам регулирования? Судя по запискам с вопросами, адресованными В. Филиппову, у некоторых присутствовавших в зале подобный план действий вызывает недоумение и отторжение.

Дискуссия не состоялась

К сожалению, выступления на форуме представляли слабо связанные между собой монологи, которые так и не перешли в настоящую дискуссию, несмотря на солидный состав участников. Кроме уже названных Г. Попова, В. Филиппова и других, свое мнение по заявленной проблеме высказали председатель Федерации независимых профсоюзов М. Шмаков, а также ректоры ведущих вузов – А. Грязнова (Финансовая академия при Правительстве РФ), А. Поршнев (Государственный университет управления),
Г. Ягодин (Международный университет).
Однако добрая половина указанных в программе докладчиков по каким-то причинам отсутствовала. Собравшиеся в Государственном Кремлевском дворце так и не услышали выступлений московского мэра Юрия Лужкова, председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина, министра труда и социального развития Александра Починка...
Их отсутствие выглядит тем более странным на фоне заявлений инициаторов форума о том, что мероприятие такого масштаба, посвященное обсуждению кадровых проблем, за минувшие 10 лет проводится фактически впервые.
Остается только домысливать, на каких вопросах сделали бы акцент в своих выступлениях не явившиеся в Кремль сильные мира сего.
С. Степашин мог бы рассказать о разлагающем влиянии коррупции на кадровую политику в верхних эшелонах власти.
А. Починок наверняка привел бы статистические данные по безработице – эту проблему участники совещания почему-то проигнорировали. И зря, потому что российская безработица – эта оборотная сторона кадровой проблемы – имеет свои национальные особенности. Официально зарегистрированных безработных в России совсем немного: около 1 миллиона, или 1,4%. Вместе с тем реальное число незанятого населения в стране в 6 раз больше, или 8,5%. Но даже и в этом случае показатели безработицы в России существенно ниже, чем в благополучных государствах, не пострадавших от шоковой терапии реформ. И зря, потому что российская безработица – эта оборотная сторона медали. Объясняется это тем, что наши граждане чрезвычайно непритязательны в выборе работы и готовы трудиться не по специальности, без каких бы то ни было социальных гарантий, за чисто символическую плату, которую зачастую задерживают.
Да, бесспорно, решение кадровых вопросов недопустимо отдавать на откуп рыночной конъюнктуре, и восстановление государственного контроля в этой сфере – важная задача. Вопрос состоит в том, в какой мере и в какой форме произойдет это восстановление и не станет ли оно тотальным. Успех будет зависеть от разумного сочетания рыночного и административного факторов.
В скором времени на суд общественности будет представлена концепция развития кадровой политики в России, разработанная специалистами Академии государственной службы при Президенте РФ. Остается надеяться, что и другие заинтересованные организации разработают альтернативные подходы в этой сфере.

Рейтинг@Mail.ru