Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №45/2001

Архив

РЕГИОНЫ

Александр АДАМСКИЙ

Законы Омска

В середине ноября в Омске состоялась учебно-экспертная сессия Института образовательной политики «Эврика» – авторы культурно-образовательных инициатив слушали лекции, представляли свои проекты и участвовали в экспертизе своих и чужих экспериментов.
Теперь в Омске подобные сессии будут проводиться два раза в год, а Омский государственный педагогический университет станет партнером «Эврики» в проведении таких сессий.

Для многих учителей Омской области эта «Эврика» – первая в жизни.

В Омске как раз началась зима, когда мы приехали.
Только-только пошел снег, и набережная Иртыша покрылась пушистым снегом, а студенты Омского педуниверситета, в общежитии которого мы жили, выбегали между «парами» лепить снежную бабу и кидаться снежками. Слякоть последних дней исчезала под снегом, и слушатели семинара «Эврики» приходили в омскую Авторскую экспериментальную школу, место сбора эвриканцев, уже в тяжелых шубах и зимних шапках.
Семинар начался 15 ноября, через пять дней после окончания «Авторской школы», и среди более чем сотни участников было несколько недавно вернувшихся из Москвы авторов проектов, участвующих в конкурсе на статус «Федеральная экспериментальная площадка». Остальные – директора школ и учителя Омской области, для которых инновационное образование или проектная деятельность пока являются чем-то диковинным и не очень понятным.
В ходе семинара, как обычно бывает на «Эврике», участники предъявляли свои проекты, а другие участники их обсуждали. А во время общих заседаний (на «Эврике» они называются пленумами) представители групп делают рефлексивные сообщения: не столько о том, что было на группе, сколько о тех тенденциях, которые представлены авторскими проектами. Аналитическую группу на этом семинаре составили аспиранты профессора Надежды Чекалевой, проректора Омского педагогического университета, которая на этот раз была в составе команды «Эврики».
...Обычно авторские проекты рождаются отдельными учителями, директорами или школами, а затем долго и очень сложно пробивают себе дорогу к признанию. Сегодня во многих регионах России возникает совершенно необычная форма развития инновационной педагогики: представители школ, команды из нескольких человек, собираются на эвриканские семинары и «обкатывают» свои идеи в учебном режиме, учась проектировать инновационную педагогику и заодно делая свои пробы предметом всеобщего экспертного отношения. То есть сообщество и даже представители органов управления образованием становятся не просто свидетелями – непосредственными участниками становления культурно-образовательных инициатив.

Директор Авторской экспериментальной школы №155 считает,
что город Омск – самая развивающая образовательная предметность.

А ученые в такой работе оказываются действительно партнерами авторов проектов, а не «старшими товарищами», зачастую описывающими вместо самих педагогов суть их инициатив.
Поэтому эвриканские сессии – не столько оценка уже сделанного, сколько проектирование достижений: попытка рефлексии предстоящей самим учителям (вместе с учениками) экспериментальной деятельности.
На омской сессии самыми интересными, с точки зрения участников и профессоров «Эврики», стали проекты, в которых школы пытаются выйти за пределы учебного материала и строить содержание образования в окружающей школу среде.
«Город – как содержание образования», – предлагали одни.
«Школа – как главная образующая сельской жизни», – говорили другие.
«Школа – модель будущих социальных и экономических отношений», – считали третьи.
Уже почти очевидной можно считать тенденцию стремления образовательных деятелей найти новую предметность образования в тех социальных, общекультурных цивилизационных процессах, которые происходят вне школы, за ее пределами. И в то же время очевидно разочарование учителей в том материале, единственном в традиционной школе, который предлагается обычными программами по учебным предметам. По разным причинам авторы инновационных проектов, в том числе и в Омске, перестали считать учебный предмет основной предметностью образования.
А в чем тогда заключается новая предметность?

Я и мой город

Авторская экспериментальная школа в Омске так и называется: «Авторская экспериментальная школа», правда, имеет еще и номер – 155. У нее драматическая история развития, как и у любой школы, которая создавалась в начале 90-х годов по инициативе самих родителей и часто вопреки обстоятельствам.
Идея школы в том, чтобы заново открыть своим ученикам город Омск, его законы и его содержание. Оказывается, живя в городе, ни дети, ни взрослые не живут в той культурной и исторической среде, которая связана и с глубокими событиями развития русской Сибири, и со следами декабристов, и с трагедией народа во время гражданской войны. Да и культурная жизнь советского Омска для многих остается тайной.
Учителя Авторской экспериментальной школы попытались построить образовательную программу, в которой город и его культурная и историческая среда становятся содержанием образования.
Дискуссия участников велась вокруг того, как сочетаются достижения учеников в изучении городской среды с формальной аттестацией.
Пока это самый сложный вопрос для подобных проектов.

Социальные практики как образовательная программа

Александр Чуркин, ректор Омского государственного педагогического университета101-я школа Омска представила проект, в основе которого идея – почти противоположная той, которую предлагает Авторская экспериментальная. Не детей поместить в город, а, наоборот, в школе создать набор деятельностей (они называют это социальными практиками), которые в принципе могут заменить программы учебных предметов, но пока могут существовать только в рамках вариативной части.
Оказывается, можно, по мнению авторов проекта – учителей школы

Александр Чуркин, ректор Омского государственного педагогического университета:
«Принимать в вуз без экзамена – еще труднее, чем объективно оценить знания абитуриента...»

№ 101, в самой школе создавать, кроме учебного процесса, образовательные программы на основе так называемых социальных видов деятельностей. И это связано с укладом жизни самой школы, с участием в жизни микрорайона, с тщательным изучением сложных и противоречивых подростковых отношений. Действительно, ведь в школе почти каждый день разыгрывается скрытая от посторонних глаз, невидимая педагогическому миру драма подростковых отношений. И это самая продуктивная предметность, которая на самом деле и создает образ человека, строит его отношения с миром, да и с самим собой. Можно ли сделать эти сложнейшие отношения содержанием школьного образования?
Учителя школы № 101 Омска считают, что сама по себе социальная жизнь детей не только может, но и должна стать одним из главных содержаний образования. Не говоря уже о том, что таких «содержаний» должно быть в школе много и разных.

Омская Сорбонна

Однако самым по-хорошему амбициозным проектом на омской сессии стал проект, который был предложен самим государственным педагогическим университетом – его ректором Александром Чуркиным.

«Господи, ну помоги мне объяснить им, в чем суть нашего проекта...»

В чем суть идеи?
В том, чтобы попробовать создать такую систему перехода выпускников средней школы в вуз, чтобы абитуриенты не сдавали выпускных экзаменов, а просто записывались в университет. Проблемы и трудности этого проекта очевидны: есть формальная система финансирования вузов, согласно которой утверждается план приема и в объеме этого плана приема государство выделяет средства вузу. Кроме того, устанавливается норма внебюджетных мест, и это число студентов, которые сами оплачивают свою учебу напрямую вузу.
То, что вступительные экзамены уже давно не являются процедурой установления уровня знаний абитуриентов, ясно даже ребенку. Сама по себе эта система перехода выпускника из школы в вуз провоцирует репетиторство и взяточничество. Я бы даже жестче сказал: эта система не работает без репетиторства и взяточничества. Никогда содержание общеобразовательной школы не будет строго «подогнано» под стандарты вуза – как только это произойдет, это будет смерть общеобразовательной школы. Окончательное превращение общеобразовательной школы в «предуниверсарий» – предельно реакционный процесс в образовательной политике. А поскольку содержание разное – а оно и должно быть разным, ведь цели общего и профессионального образования разные, – то вступительные экзамены, основанные на оценке результативности предыдущего этапа, обязательно будут предельно субъективными. Результаты школьного образования здесь совершенно ни при чем. Все зависит от того, насколько абитуриент готов отвечать требованиям конкретного вуза. Тогда при чем здесь вступительные экзамены, якобы основанные на результатах школьного обучения?
На семинаре, который в рамках эвриканской учебно-экспертной сессии провел ректор А.Чуркин с проректорами своего университета, подсчитали: расходы родителей на поступление в вуз – это как минимум полторы тысячи долларов. И это в Омской области, небогатом регионе! Даже если готовить ребенка по трем предметам в течение полугода, то при цене одного урока минимум в 150 рублей сумма вырастает почти фантастическая. И ведь платят! Это означает, что уровень образовательных потребностей чрезвычайно высок, ценность образования в России – предельно высока.
– Мы предлагаем родителям, во-первых, сильно уменьшить эти расходы, во-вторых, не делать абитуриентов заложниками случая, – объяснил ректор свою позицию.
Повторим: трудности этого проекта предельно ясны. Очевидно и скрытое противодействие тайного клана, напряженно работающего на ниве поступления в вуз, – и репетиторов, и работников вузов, занимающихся приемом.
Но главное не в этом, а в том, что у А.Чуркина и его товарищей появилась технология, благодаря которой они могут реализовать свой проект. И трудности с необходимым количеством преподавателей и с нужными площадями можно решить... Ведь если открыть двери университета, то количество первокурсников увеличится в несколько раз. Но со всем этим можно справиться. Не буду здесь раскрывать всей технологии – пусть это сделает сам А.Чуркин: я уже давно убежден, что такая технология есть.
Важно другое: а насколько возможен сам этот эксперимент?

Сельский университет

Есть такая легенда: Кембриджский университет появился на свет из-за того, что оксфордским профессорам-евреям запретили в Оксфорде пить вино из Палестины. И они, обидевшись, перешли мост через реку Кейм и основали новый университет, ставший впоследствии не менее знаменитым, чем Оксфорд.
И, наверное, ни тогда, ни сейчас никого в Англии не смущает то обстоятельство, что эти и другие университеты находятся в сельской местности.
А у нас в России почему-то все вузы – в городах, даже такие, которым сам Бог велел быть в селе, – аграрные, например.
И хотя в последнее время к созданию новых вузов отношение скептическое, особенно если вуз возникает не в столичном городе, а, не дай Бог, где-нибудь в глубинке, тем не менее идея создания сельского университета в селе Нововаршавка Омской области заслуживает особого внимания.
Мы уже доказали, что школа образует новые социальные и экономические отношения на селе. Теперь мы хотим доказать, что село может развивать образование – создать сельский университет.
В эвриканском сообществе одним из самых знаменитых является проект Нововаршавской гимназии – когда сельская школа (село Нововаршавка Омской области) становится основным или одним из основных факторов развития села.
Директор школы – Зоя Халюта и научный руководитель проекта – профессор Надежда Чекалева уже много лет доказывают, что вовлечение сельских жителей в жизнь школы и вынесение жизни школы в село создают совершенно другую атмосферу, другой уклад и даже – другую жизнь.
И вот теперь – новый виток проекта. Превращение образовательной системы села Нововаршавки в сельский университет. Проект сейчас находится в стадии разработки. На учебно-экспертной сессии «Эврики» обсуждалась сама возможность создания в селе университета.
Собственно, уже несколько вузов Омска создали в Нововаршавке свои опорные пункты, и педагогический, и аграрный. Теперь надо понять: вузы для села или село для вузов?
Если село для вузов, то надо открывать филиалы и по накатанной схеме давать селянам высшее образование.
Если вузы для села, тогда можно искать возможность создания такой системы образования, которая бы не только давала селянам высшее образование, но и меняла саму жизнь в селе.
Для этого и нужен университет. Этого и не понимают снобы из столичных вузов: образовательные институты на селе – это институты развития, институты сохранения и передачи из поколения в поколение традиций и культуры села. Давно известно: умирает школа – умирает село. А если наоборот: растет школа, растет сама система образования на селе, возникают новые уровни образования, тогда... и село растет и развивается.
А что касается качества образования – все зависит от вложенных средств: теперь уже и учителя могут появиться, и оборудование можно закупить.
А деньги в Нововаршавке могут появиться, если село покажется инвесторам привлекательным для вложений. И в этом смысле сельский вуз становится инвестиционным фактором.
Это и означает, что образование начинает менять жизнь села уже сейчас.

Гамма-излучение

В. Гамм, директор Центра развития образования: Недавно Виктор Гамм перестал быть начальником городского управления образования. Многие директора жалеют об этом, но сам бывший чиновник стремится, как видно, наверстать упущенное: окунулся с головой в создание инновационных проектов.

В. Гамм, директор Центра развития образования:
«Инновационные сообщества могут стать главными».

Почему так бывает? Работает человек большим начальником – министром, или региональным управленцем, или городским – и как будто не замечает, как важно инновационное направление в образовании, насколько перспективным является система поддержки экспериментальных проектов.
Как только у него появляется возможность трезво оценить ситуацию, не спеша проанализировать перспективы и условия развития образования, как только появляется время и меняется статус – многие или почти все администраторы становятся активными участниками инновационного движения.
Проект, который выдвигает В. Гамм со своими товарищами, основан, казалось бы, на простой и очевидной идее: развитие образования определяется уровнем развития и влиянием образовательного сообщества. Как развивать профессиональные сообщества, как создавать общественные институты развития образования, как строить систему профессионально-общественного влияния на систему образования?
Как возможно превратить живое творчество учителей и управленцев в системные изменения? Фактически речь идет о том, чтобы то излучение инновационной энергии, которое сегодня иными не замечается, превратить в энергию перемен. Такое вот Гамма-излучение...

Клейкие листочки

Учебно-экспертные сессии «Эврики» будут проходить в Омске два раза в год: следующая встреча эвриканцев – в мае. Наверное, набережная Иртыша уже освободится от снега, а знаменитые парки города (когда-то омичи соперничали с сочинцами по озеленению) покроются бунинскими клейкими зелеными листочками.
Ох эти клейкие листочки, сколько надежды в их трогательной зелени, сколько трепетного ожидания!.. Увидим ли мы их и сможем ли сказать себе: все возможно, надо только очень захотеть – и мы добьемся своего!
Пока нам не удалось установить настоящие законы Омска – закономерности развития там инновационных проектов, замыслов и идей. Подождем.
У наших читателей будет возможность вместе с омичами увидеть, насколько возможно там развитие этих и других «амбициозных» инновационных проектов.
Пусть листочки распустятся...

Фото автора

Рейтинг@Mail.ru