Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №45/2001

Архив

ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Образовательная деятельность как предпринимательство

Александр АДАМСКИЙМы так привыкли смотреть на школу как на социальную сферу, что по привычке отторгаем любое покушение на нее как на бизнес. Любое сравнение образования, обучения, просвещения с предпринимательством легко воспринимается как нечто ругательное, обвинительное, как упрек.
– Не превращайте школу в предприятие!
– Не делайте из образования бизнес!
– Не заставляйте директора быть дельцом!
Я не предполагал, какие бушуют страсти по поводу этой проблемы. А недавно столкнулся с этим, причем совершенно неожиданно. Одна моя старинная знакомая, журналистка, позвонила мне по поводу вспыхнувшей в очередной раз дискуссии про педагогику сотрудничества. Да, собственно, и дискуссии никакой не было, просто по отношению к педагогике сотрудничества применили то ли «как бы», то ли «так называемая педагогика сотрудничества» или что-то в этом роде. Дело яйца выеденного не стоит, потому что каждый имеет право относиться к педагогике сотрудничества по-своему. А она в свою очередь уже настолько авторитетна, что и сама может относиться к своим интерпретаторам как ей угодно. Рассказ не об этом.
Рассказ о том, что когда зашла речь в этой дискуссии об «Эврике», то оппоненты педагогики сотрудничества объявили «Эврику» апологетом предпринимательства, превращающим образование в бизнес, а меня назвали самым страшным словом – «делец». Те есть – бизнесмен. От образования, надо полагать. И знакомая моя страшно за меня и за «Эврику» обиделась и долго рассказывала мне, как она защищала и доброе имя «Эврики», и мое имя.
А недавно я проводил семинар по молодежной политике в одном сибирском регионе, и там, когда зашла речь о КВНе, одна из участниц вдруг стала яростно нападать на кавээнщиков, обвиняя их в том, что игра превратилась в бизнес. А те не оправдывались.
– Ну да, превратилась, и это нормально. Лишь бы не перестала быть игрой!
Я думаю, что любая деятельность, если она развивается, переходит из одного состояния в другое, жизнеспособна и предпринимательство в этом смысле является обязательным, необходимым этапом развития любой деятельности.
Я видел в Америке, на какую предпринимательскую основу поставлена филантропия. Это означает, что существует целая служба по сбору пожертвований. И не ради прибыли, а ради того, чтобы каждый желающий, а не только богатые люди, мог бы сделать пожертвования. Мог бы ощутить себя благотворителем, или попечителем, или спонсором, филантропом какого-нибудь важного или полезного дела. Предпринимательство – это когда я превращаю какое-либо дело в свой собственный интерес. И рассматриваю свою жизнь как зависящую от результатов своего дела.
И я всегда хотел быть предпринимателем, и всегда хотел заниматься только образованием, и всегда хотел превратить образование в предпринимательство. В бизнес, если хотите. Потому что это самое честное и самое прозрачное образование, когда тебя невозможно уволить, нельзя подкупить, нельзя заставить делать что-то, что противно твоим принципам и убеждениям, когда есть возможность следовать предпринимательской этике, а не быть в услужении у хозяев, даже если этот хозяин – государство.
Я занимаюсь образованием как своим делом. В этом смысле, конечно, я делец. Но именно поэтому, если я не востребован, если мои статьи никто не читает, если мои семинары никто не заказывает, если мои лекции никому не нужны, – мне не на кого жаловаться. Это ведь мое дело.
И сами люди могут выбирать, иметь со мной дело или не иметь.
Параметром этого выступают деньги, оплата моей деятельности. Люди покупают газету, люди оплачивают семинар, люди тратят свои деньги на консультации и при этом сами решают, делать им это или нет. В этом смысле образование становится нашим общим делом.
Может ли образование быть предпринимательством? В той степени, в какой возможно появление образователей-предпринимателей, – может. В той степени, в какой само образование может стать делом не только чиновников или учителей, но и родителей и учащихся, – в той степени образование уже становится предпринимательством.
И это нормально, потому что тогда и у государства появляется серьезный повод поучаствовать в конкурентной борьбе с образовательными предпринимателями. И когда ректор государственного университета выступает за немедленную ликвидацию негосударственных вузов – это ведь позиция предпринимателя, а не чиновника.
Когда правительство ратует за самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность школ – это стимулирование предпринимательства.
Когда снабжение школ продуктами, оборудованием проводится на конкурсной основе – это предпринимательский подход.
Со времен диалога Сократа и Протагора длится дискуссия о том, можно ли брать деньги за образование. Каждый здесь волен выбирать свою долю сам. Мой взгляд: образование эффективно в той степени, в какой оно становится предпринимательством.
...Каждый, кто старается делать дело как свое, – делец и предприниматель, рассматривающий своих учеников и их родителей, своих студентов и слушателей как партнеров и сотрудников.
И это, с моей точки зрения, современный взгляд на педагогику сотрудничества.
Как вы думаете?

Рейтинг@Mail.ru