ВЗГЛЯД
Гражданский форум и образование:
участие с недоверием
Александр АДАМСКИЙ
Самым значительным событием этой
недели станет Гражданский форум.
Каждый разговор об этом событии
начинается с вопроса:
– Как вы к этому относитесь?
А поскольку масштабы мероприятия настолько
глобальны, то в Москве, кажется, не осталось ни
одного мало-мальски заметного человека в среде
образователей, который так или иначе не имел бы
отношения к Гражданскому форуму. Поэтому любой
звонок или встреча сводится к участию в
Гражданском форуме.
– Вы решили участвовать?
При этом все выражают скептическое отношение,
все уверены, что это очередная уловка власти, и
все без исключения участвуют во всех
запланированных мероприятиях.
Не буду подробно описывать линии этого события –
уверен, что они будут подробно освещены
средствами массовой информации, и уже можно обо
всем узнать на сайте www.strana.ru. А вот
образовательная линия Гражданского форума пока
остается в тени. И вообще лишь в самые последние
дни подготовки грандиозного мероприятия
организаторы лихорадочно засуетились и стали в
спешном порядке искать, кто и что может сказать в
рамках «круглых столов» на площадке образования.
Очень жаль, что эта работа стала вестись в
пожарном порядке лишь в последние дни, а до того
шла ни шатко ни валко, потому что до сих пор не
очень понятно, в чем же состоит главный замысел и
форума, и его образовательного направления.
И поскольку я также отношу себя к числу скептиков
по поводу данного мероприятия и в то же время
участвую в нем, то суть моего взгляда
двойственна. С одной стороны, в очередной раз
предлагается донести до власти мнение общества.
Хорошо, пусть так. Если власть до сих пор его не
знает, в очередной раз донесем. Хотя вряд ли
образовательная власть (то есть снова
Министерство образования) откроет для себя
что-то новое. А главное – я никак не могу
согласиться с тем, что образовательная
деятельность, для того чтобы состояться, должна
быть обязательно высочайше одобрена
министерством или любой другой властью. У меня
существует глубокое убеждение, что как раз в
момент этого «высочайшего позволения»
действовать собственно моя деятельность и
заканчивается. И начинается деятельность
министерства посредством меня.
Вот и снова – зачем доносить до министерства
наши намерения или устремления? Слава Богу, там
много официальных советников, доносящих свои
идеи в письменном виде – систематически и
подробно. Ну доносят себе и доносят – нравится им
это дело.
А возможна ли образовательная деятельность как
деятельность, а не как выполнение указания
Министерства образования?
Мне кажется, это главный вопрос образовательной
политики в рамках построения гражданского
общества.
Мне гораздо важнее донести свои намерения до
сведения своих товарищей и коллег, например,
донести план создания Союза учителей до Шалвы
Амонашвили, моего друга, с которым мы строили в
свое время Союз учителей СССР. А намерение
создать Национальный доклад по инновационному
образованию на основе материалов сети ФЭП мне
гораздо важнее донести до сведения своих
товарищей по экспертному сообществу – Михаила
Богуславского, Милослава Балабана, Натальи
Селивановой, Александра Мелик-Пашаева, Зинаиды
Новлянской и других. А идею развития
попечительской деятельности и создания Союза
попечителей гораздо полезнее донести до
философа Феликса Михайлова, чем до чиновников
ведомства.
Поэтому мне трудно себе представить собственно
предметность диалога с властью.
Что обсуждать?
Если разрешение на деятельность, то при чем здесь
гражданское общество? Это мы, граждане, должны
давать разрешение чиновнику на его действие.
А если сложение ресурсов, то в чьих интересах?
Я прекрасно помню, как министр образования ровно
год назад упрекал в прессе инновационную сеть
федеральных экспериментальных площадок за то,
что она работает сама на себя и не уделяет
должного внимания задачам федеральной
значимости. То есть фактически за то, что учителя
и директора позволили себе действовать в
соответствии с собственными устремлениями и
представлениями об образовательной
деятельности. А не стали в позу «Чего-с подать?»
по примеру славной Академии образования, с
готовностью откликающейся на любой призыв
ведомств изготовить нужную концепцию, доктрину
или программу.
А теперь вдруг возникла необходимость диалога.
Будут проведены два «круглых стола» – 21 и 22
ноября. А вечером в четверг будет организована
переговорная площадка: сообщество – ведомства.
А без приказа сверху такая площадка была бы
невозможна?
Или до сих пор не было известно, что нужно
создавать механизм
государственно-общественного взаимодействия,
что без него никакое развитие системы
образования невозможно?..
С другой стороны, будут участвовать, может быть,
все-таки чиновники, если в силу своей
дисциплинированности смогут представить себе –
хоть на минуту, хоть во сне, – что
образовательная деятельность возможна и как
гражданская в интересах людей, а не только в
интересах ведомства.
Посмотрим и обязательно сообщим вам, уважаемые
наши читатели, свой взгляд на Гражданский форум.
Читайте следующий номер «Управления школой»!
А ваш?