Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №43/2001

Архив

ВЗГЛЯД

Гражданский форум и образование:
участие с недоверием

Александр АДАМСКИЙ

Александр Адамский

Самым значительным событием этой недели станет Гражданский форум.

 

Каждый разговор об этом событии начинается с вопроса:
– Как вы к этому относитесь?
А поскольку масштабы мероприятия настолько глобальны, то в Москве, кажется, не осталось ни одного мало-мальски заметного человека в среде образователей, который так или иначе не имел бы отношения к Гражданскому форуму. Поэтому любой звонок или встреча сводится к участию в Гражданском форуме.
– Вы решили участвовать?
При этом все выражают скептическое отношение, все уверены, что это очередная уловка власти, и все без исключения участвуют во всех запланированных мероприятиях.
Не буду подробно описывать линии этого события – уверен, что они будут подробно освещены средствами массовой информации, и уже можно обо всем узнать на сайте www.strana.ru. А вот образовательная линия Гражданского форума пока остается в тени. И вообще лишь в самые последние дни подготовки грандиозного мероприятия организаторы лихорадочно засуетились и стали в спешном порядке искать, кто и что может сказать в рамках «круглых столов» на площадке образования.
Очень жаль, что эта работа стала вестись в пожарном порядке лишь в последние дни, а до того шла ни шатко ни валко, потому что до сих пор не очень понятно, в чем же состоит главный замысел и форума, и его образовательного направления.
И поскольку я также отношу себя к числу скептиков по поводу данного мероприятия и в то же время участвую в нем, то суть моего взгляда двойственна. С одной стороны, в очередной раз предлагается донести до власти мнение общества. Хорошо, пусть так. Если власть до сих пор его не знает, в очередной раз донесем. Хотя вряд ли образовательная власть (то есть снова Министерство образования) откроет для себя что-то новое. А главное – я никак не могу согласиться с тем, что образовательная деятельность, для того чтобы состояться, должна быть обязательно высочайше одобрена министерством или любой другой властью. У меня существует глубокое убеждение, что как раз в момент этого «высочайшего позволения» действовать собственно моя деятельность и заканчивается. И начинается деятельность министерства посредством меня.
Вот и снова – зачем доносить до министерства наши намерения или устремления? Слава Богу, там много официальных советников, доносящих свои идеи в письменном виде – систематически и подробно. Ну доносят себе и доносят – нравится им это дело.
А возможна ли образовательная деятельность как деятельность, а не как выполнение указания Министерства образования?
Мне кажется, это главный вопрос образовательной политики в рамках построения гражданского общества.
Мне гораздо важнее донести свои намерения до сведения своих товарищей и коллег, например, донести план создания Союза учителей до Шалвы Амонашвили, моего друга, с которым мы строили в свое время Союз учителей СССР. А намерение создать Национальный доклад по инновационному образованию на основе материалов сети ФЭП мне гораздо важнее донести до сведения своих товарищей по экспертному сообществу – Михаила Богуславского, Милослава Балабана, Натальи Селивановой, Александра Мелик-Пашаева, Зинаиды Новлянской и других. А идею развития попечительской деятельности и создания Союза попечителей гораздо полезнее донести до философа Феликса Михайлова, чем до чиновников ведомства.
Поэтому мне трудно себе представить собственно предметность диалога с властью.
Что обсуждать?
Если разрешение на деятельность, то при чем здесь гражданское общество? Это мы, граждане, должны давать разрешение чиновнику на его действие.
А если сложение ресурсов, то в чьих интересах?
Я прекрасно помню, как министр образования ровно год назад упрекал в прессе инновационную сеть федеральных экспериментальных площадок за то, что она работает сама на себя и не уделяет должного внимания задачам федеральной значимости. То есть фактически за то, что учителя и директора позволили себе действовать в соответствии с собственными устремлениями и представлениями об образовательной деятельности. А не стали в позу «Чего-с подать?» по примеру славной Академии образования, с готовностью откликающейся на любой призыв ведомств изготовить нужную концепцию, доктрину или программу.
А теперь вдруг возникла необходимость диалога. Будут проведены два «круглых стола» – 21 и 22 ноября. А вечером в четверг будет организована переговорная площадка: сообщество – ведомства.
А без приказа сверху такая площадка была бы невозможна?
Или до сих пор не было известно, что нужно создавать механизм государственно-общественного взаимодействия, что без него никакое развитие системы образования невозможно?..
С другой стороны, будут участвовать, может быть, все-таки чиновники, если в силу своей дисциплинированности смогут представить себе – хоть на минуту, хоть во сне, – что образовательная деятельность возможна и как гражданская в интересах людей, а не только в интересах ведомства.
Посмотрим и обязательно сообщим вам, уважаемые наши читатели, свой взгляд на Гражданский форум.
Читайте следующий номер «Управления школой»!
А ваш?

Рейтинг@Mail.ru