Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №41/2001

Архив

ОБРАЗОВАНИЕ И ВЛАСТЬ

Лема Дадаев: «МЫ НЕ СДАЕМСЯ»

Интервью

Каждому из нас, независимо от степени осведомленности о происходящих в Чечне событиях, трудно представить, что параллельно с «зачистками», массированными артобстрелами и иными сопровождающими войну трагическими событиями здесь может происходить что-то позитивное, созидательное. Тем не менее это так: чуть больше года назад в Чеченской Республике было создано Министерство общего и профессионального образования. О том, какие изменения произошли в образовательной сфере республики за прошедший год, о работе вновь созданной правительственной структуры рассказывает заслуженный учитель ЧИАССР, министр образования Чечни Лема Мухадинович Дадаев.

 

 

 

 

 

– До того как 29 июня прошлого года был издан указ о моем назначении, в Чечне существовал республиканский отдел образования, в котором работало всего три человека. Первого июля Министерство образования из Гудермеса переместилось в Грозный, и таким образом мы стали единственным ведомством, располагающимся в столице Чечни. Конечно, это опасно: нас подрывали восемь раз, несколько человек было ранено, но мы не сдаемся.
Перед сотрудниками министерства, в котором сейчас работает 71 человек, была поставлена только одна задача: возродить систему образования в республике. За последние годы многие учителя выехали за пределы республики, ушли торговать на рынки, и потому первое, что мы должны были сделать, – вернуть их в школу. Когда я в прошлом году пообещал педагогам, что они будут получать зарплату, никто мне не поверил. Мы сдержали свое слово, и, после того как мы стали платить деньги, преподаватели начали возвращаться в школу. Этим летом учителя впервые за десять лет получили отпускные.
– В каком состоянии находились школы к началу прошлого учебного года?
– 68 школ были просто стерты с лица земли, 178 почти полностью разбиты, 356 разрушены частично, то есть нуждались в капитальном ремонте. В сельских школах не было ни столов, ни парт, ни учебников.
Сразу после назначения на должность я встречался с председателем правительства Кадыровым, министром образования России Филипповым и сказал им, что с имеющимися в нашем распоряжении средствами начать учебный год мы не сможем. Они пошли навстречу, и еще до начала учебного года я посетил 19 регионов, где встречался с губернаторами, коллегами, с чеченской диаспорой. Никто нам не отказал, помогали чем могли – кто деньгами, кто мебелью, кто компьютерами. Из средств, что были выделены нам на ремонт, мы приобрели мебели на 34 тысячи посадочных мест, на 18 с половиной миллионов рублей закупили учебников, 70 тонн краски, пригнали целый состав шифера. Помогли нам и родители, которые по мере возможности делали ремонт в школьных помещениях, где клеенками, где пленками забивая окна. Зачастую дети сидели по трое за одной партой, иногда и просто стоя обучались. В таких условиях мы и начали учебный год.
В конце учебного года во всех школах республики впервые за десять лет был проведен последний школьный звонок. Это событие стало настоящим всенародным праздником. Представьте, что даже среди людей, имеющих отношение к образованию, далеко не все готовы в это поверить... Приходится снимать на видео и демонстрировать на коллегии в правительстве, в Министерстве образования, где, кстати, постоянно обновляется стенд с фотографиями из чеченских школ.
К сентябрю у нас было открыто несколько новых школ. В этом году в республике уже работают 448 школ, три вуза, семь техникумов, тринадцать профессионально-технических училищ. Правда, День знаний нам подпортила зачистка, устроенная в селе Алерой, когда всех подозреваемых сгоняли в местную школу... Было сломано много мебели, испорчено имущество... Вчера только, находясь в Гудермесе во время обстрела, прислушивался к ударам и думал, уцелеют ли школьные здания, не пострадают ли дети. Конечно, за годы войны были жертвы и среди детей, и среди учителей. Но нам приходится действовать в тех обстоятельствах, которые мы имеем. Война есть война.
– Как обстоят дела с финансированием образования в Чечне?
– Из 130 миллионов рублей, отпущенных нам на капитальный ремонт учебных помещений, не было получено ни копейки: в федеральном центре долго не могли разобраться, кто будет распоряжаться финансами, выделенными на образование, то есть кто станет заказчиком, кто исполнителем. Сейчас вроде бы решено передать все деньги правительству Чечни, так что в оставшиеся до зимы месяцы будем ремонтировать крыши школьных помещений, проводить отопление.
На сегодняшний день в Чечне нет ни одного учебного заведения, куда бы мы ни завезли мебель, но до сих пор есть школы, где занятия проводятся в полуразрушенных зданиях, около пятидесяти школ работают в арендованных помещениях, в двух селах дети занимаются в палатках. Поэтому мы закупили у одной немецкой фирмы четыре модульные школы, каждая из которых рассчитана на 250 посадочных мест.
– Вы не боялись, что многие дети просто не пойдут в школу? Война – не самое лучшее время для учебы...
– Когда мы открывали вузы, нам говорили: вы не наберете студентов даже для одного вуза. Но в результате мы были вынуждены обратиться с просьбой в регионы выделить места для наших ребят, желающих продолжить образование. В этом году нам было выделено 500 студенческих мест и 300 мест на подкурсах во всех регионах России, в том числе и в Москве.
О том, насколько среди наших ребят сильно желание учиться, можно судить хотя бы по тому, что дети проезжают даже через блокпосты. Это небезопасно. Но, несмотря на военное положение, в этом году 191 тысяча учащихся сели за парты, из них 28 150 детей пошли в первый класс. Сегодня нам уже не стыдно показывать наши школы, наших детей. Мы принимаем участие во всех крупных олимпиадах, спартакиадах. Приведу пример: в Анапе проводились Всероссийские соревнования по спорту среди школьников, и наши ребята из средней школы номер один Урус-Мартановского района заняли на них первое место по баскетболу, что очень удивило остальных участников. Впервые в этом году во всех районах прошел республиканский смотр художественной самодеятельности.
Сегодня уже с полной уверенностью можно говорить, что система образования в Чечне есть, она работает и основной вопрос заключается в том, чтобы повышать качество образования.
– Как решался вопрос с отдыхом детей во время летних каникул?
– Мы понимаем, что дети, выросшие во время войны, нуждаются в реабилитации. С помощью Министерства труда, Министерства соцобеспечения РФ, нашего правительства в прошлом году около 25 тысяч детей были вывезены в разные регионы на отдых. В этом году была поставлена задача, чтобы отдохнуло не меньше 60 тысяч детей. Более половины из них уже отдохнули в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгее, центральных российских регионах, остальные продолжают выезжать классами. Попутно мы ставили задачу, чтобы наши учителя также имели возможность отдохнуть и заодно пройти курсы переподготовки. Из 13 тысяч преподавателей более двух тысяч за летние месяцы прошли курсы повышения квалификации во многих российских регионах. Планируем, что такая форма обучения учителей будет продолжаться в течение всего учебного года. Кроме того, по договоренности с регионами директора наших ПТУ, техникумов заключают прямые договора с коллегами, чтобы те принимали наших ребят на обучение.
– Как детей, выезжавших на отдых, принимали местные жители?
– В целом нормально, хотя всякое бывало. Один из последних случаев, когда всех наших ребят, отправившихся на учебу в ПТУ в Адыгейскую Республику, вернули обратно.
– Случаются ли между детьми конфликты на национальной почве?
– На мой взгляд, проблема межнациональных отношений в Чеченской Республике неоправданно муссируется в средствах массовой информации. Дети же вообще более терпимы друг к другу, чем мы привыкли думать. Когда наши ребята приезжают на отдых в другие места, через день-другой уже никто не думает о том, кто какой национальности. У нас больше половины правительства состоит из представителей других национальностей. Сейчас просто нет другого выхода, кроме как учиться понимать друг друга, ведь нам жить и работать в одной стране.
– Сегодня в Чечне много детей, которые не посещают школу? В различных СМИ регулярно проходит информация, что в Чечне выросло целое поколение детей, не умеющих ни читать, ни писать...
– Конечно, такие дети есть, но эту проблему, как мне кажется, сегодня нужно ставить иначе: что необходимо сделать, чтобы решить ее как можно быстрее и эффективнее. Для этого мы создали сеть ПТУ, чтобы малограмотные дети вместе с образованием могли получить еще и специальность. Филиалы вечерних, заочных школ сегодня открыты в каждом районе. Еще в прошлом году только около половины всех детей школьного возраста посещали школу, сегодня же таких детей осталось совсем немного, что в основном связано с миграционными процессами внутри республики.
– Сегодня, когда образование в республике только встает на ноги, наверное, рано говорить об образовательных реформах в Чечне. Но все-таки каким вы видите его в недалеком будущем?
– Повторю, что на данный момент мы полностью вписались и находимся в конституционном поле Российской Федерации. Что касается реформы образования, в частности единого экзамена, могу сказать точно: если он будет введен по всей России, то обязательно будет проводиться и у нас. Чеченская Республика – часть России, и давайте уже привыкать к тому, что наше образование является частью системы российского образования.

Беседовала Ольга СОМОВА

Рейтинг@Mail.ru