Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №41/2001

Архив

ВЗГЛЯД

Ведомство сохранило монополию на модернизацию

Александр АДАМСКИЙ

Александр Адамский

25 октября состоялось заседание Правительства РФ, на котором была одобрена «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года».

 

 

 

Текст «Концепции...» составлен на основе доклада рабочей группы под руководством С. Катанандова на Госсовете 29 августа 2001 года. Правда, по сравнению с материалами Госсовета документы, вынесенные на заседание правительства, представляют собой компромисс компромиссов. Но, по оценке вице-спикера Госдумы Ирины Хакамады, выступавшей на заседании правительства, это тот компромисс, «который позволяет действовать».
Основным документом, определяющим действия правительства в сфере образования, с нашей точки зрения, является «Система мер по поддержке и модернизации российского образования».
В первоочередных мерах (2001-2003) огромное количество мероприятий, направленных на улучшение жизни учителя. Здесь мы видим повышение социального статуса педагогических работников, увеличение оплаты труда, введение системы надбавок молодым специалистам за непрерывный стаж и качество работы. Кроме того, разработка системы профессиональных пенсий, реформирование систем пенсионного обеспечения работников образования – фактически речь идет о создании отраслевой пенсионной системы, внедрении дополнительного добровольного пенсионного обеспечения. А руководителей учреждений образования будут приравнивать по условиям пенсионного обеспечения к муниципальным и государственным служащим.
Не умерла еще надежда и на закон об отсрочке призыва для всех, кто учится в вузах, и для тех, кто получил педагогическую специальность и реализует ее.
При этом отсрочку предполагают отвоевать не только для педагогов или воспитателей, но и для мастера – в школе, детском доме, интернате или в системе начального профессионального образования. Все знают, что первая попытка провести такой законопроект не прошла в Государственной Думе. Но уже 1 ноября собирается Российский Совет по развитию образования для обсуждения второй попытки внесения в Думу этого законопроекта. Речь пойдет и о переходе на оплату труда с учетом специфики отрасли.
Жесткое сопротивления Министерства финансов вызвали меры по системе льгот (медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение) и особенно по разработке и принятию федеральной целевой программы ипотечного кредитования жилья для работников образования. Пока эти меры в документах остались, но Министерству образования и РОСРО предстоит еще выдержать жесткий натиск Минфина, чтобы сохранить эти меры до 15 ноября. Именно этот срок дан ведомству для доработки документа.
Итак, социальный фон для модернизации создан довольно благоприятный.
Что же предлагается в качестве основных мер?
Первым мероприятием, которое опытные аппаратные деятели поставили в списке мер по поддержке и модернизации российского образования, стоит «Перевод муниципальных учреждений общего образования в ведение органов управления субъектов Российской Федерации при одновременном обеспечении возможности передачи части полномочий по их управлению и содержанию на муниципальный (меж
муниципальный) уровень». Мы привели полный текст этого пункта, чтобы у читателя была вся картина намеченной меры.
Обратите внимание: перевод в ведение органов управления субъектов. Означает ли это, что у школ появятся новые учредители?
Вид документа, которым будет регулироваться новый тип межбюджетных отношений, определен как «проект федерального закона». Разработка и проведение законопроекта требуют как минимум года. Поэтому весь следующий год школа будет продолжать получать (а точнее – не получать) средства по-старому. Но направление выбрано – сделать школу государственно-региональной.
Седьмым пунктом записано: «Переход на нормативное финансирование образовательных учреждений». Напомним, что эта мера предусмотрена Законом РФ «Об образовании», а вовсе не является результатом сиюминутной разработки. И это само по себе показательно, потому что в Законе РФ есть еще немало норм, для реализации которых придется принимать специальное постановление правительства.
Тут же – расширение финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений и обеспечение прозрачности их финансовой деятельности. То есть сметное расходование средств через Казначейство.
В то же время – расширение стимулов «для образовательных учреждений, а также юридических лиц и граждан, инвестирующих в образование и (или) оказывающих ему безвозмездную помощь. Все это вместе с расширением самостоятельности – через внесение поправок в Гражданский и Бюджетный кодексы РФ и разработку федеральных законов, повышающих ресурсную привлекательность школы.
Среди первоочередных мер есть и еще одна, которая вызвала негативную реакцию Министерства финансов: «ликвидация задолженностей образовательных учреждений, накопившихся в результате неисполнения бюджетных обязательств».
Конечно, правительству не хочется и невыгодно гасить долги вузов и школ, которые возникли из-за долгов государства вузам и школам.
...Так или иначе, правительство одобрило концепцию и систему мер, которые действительно могут поддержать и модернизировать систему образования. Если только будут реализованы действительно эффективные меры.

Рейтинг@Mail.ru