ВЗГЛЯД
Произойдут ли перемены в
Минобразования?
Александр АДАМСКИЙ
Всякие перемещения в органах власти
вызывают традиционно повышенный интерес в
обществе.
Представьте себе: плывет корабль, у него
заклинило руль, не работает двигатель, нет ни
одного исправного навигационного прибора. Имеет
ли значение, кто капитан? Или первый помощник
капитана?
Капитан, правда, может оказаться чересчур
активным, изображать кипучую деятельность.
Может, например, объявить, что сроки круиза
увеличиваются. Не 11 недель, а 12. Всем понятно, что
сроки зависят от силы ветра. Но капитану кажется,
что плыть надо столько-то.
Так что кадры что-то решают – в том случае, если
принцип движения позволяет маневрировать,
корабль движется по воле команды и, самое
главное, самой команде известна цель.
Тем не менее, повторим, кадровые перестановки в
верхних этажах педагогической власти всех живо
интересуют и интригуют.
16 октября министр В.Филиппов подписал приказ
"О распределении обязанностей между
заместителями министра образования Российской
Федерации". Полный текст приказа мы публикуем
на 16 странице сегодняшнего номера "УШ".
Основной сенсацией, правда давно
запланированной, оказалась смена школьного
министра. Так по привычке называют первого
заместителя министра образования, который
курирует систему "образовательных учреждений
дошкольного и общего среднего образования". До
16 октября им был Александр Киселев, бывший
проректор Московского педуниверситета, а после
16-го им стал Виктор Болотов, бывший декан
Красноярского государственного университета,
единственный член команды Э.Днепрова, пришедший
на Чистые пруды в составе министерства реформ в
1991 году. А.Киселев будет курировать
профессиональное образование.
Обычно за кадровыми перестановками аналитики
стараются угадать: как изменится политика
ведомства, какие новые направления возникнут?
На наш взгляд, никаких радикальных изменений не
произойдет.
Перестановка замов означает, что в правительстве
считают работу по введению Единого
государственного экзамена приоритетной.
Революции здесь нет, просто год назад это
направление казалось шатким и ненадежным, как и
все связанное с модернизацией. Когда В.Болотов
согласился курировать модернизацию, многие
звонили ему и высказывали соболезнование. Тем
более что параллельно с этим Виктору
Александровичу было сделано предложение стать
руководителем издателя-монополиста, перейти в
совсем иную категорию – стать предпринимателем.
И когда стало известно, что вместо
предпринимательства В.Болотов решил заниматься
модернизацией, да еще и в одном из самых трудных
направлений, то на его карьере многие поставили
крест.
Потому что мощное ректорское лобби
противостояло и противостоит ЕГЭ в любом виде –
с ГИФО или без ГИФО.
Правда, министерство не успевает прорабатывать
одновременно несколько направлений, поэтому
напряжение, связанное с проведением
эксперимента по ЕГЭ, забрало столько сил, что их
не хватило на широкомасштабный эксперимент, да и
обеспечение регионов компьютерной техникой для
сельских школ затормозилось. А ведь скоро зима, и
хранить компьютеры в неотапливаемых складах –
дело не шуточное.
Поэтому и решили – укрепить слабые звенья. Как в
старые добрые партийные времена: сильного
работника – на слабый участок. Кадры ведь решают
все!
Мы совершенно искренне желаем новым старым
заместителям министра успешной работы, готовы
помогать родному министерству…
Хотелось бы только, чтобы федеральный орган
управления образованием и сам менялся – не
только чтобы чиновники пересаживались из одного
кабинета в другой.
Никого не хотим обижать, но Министерство
образования в том виде, в котором оно существует
сейчас, – безнадежно устаревшая конструкция.
Реализовать с этим министерством современный
масштабный проект практически невозможно.
Потому что, как и 200 лет назад (впервые
министерство просвещения возникло в России в 1802
году), педагогический генеральный штаб венчает
собой жесткую вертикаль, по старинке уповая на
то, что все школы, как солдатики, повернутся
направо или налево по команде своего командира.
Современное министерство образования – это, с
нашей точки зрения, скрупулезный анализ всего,
что происходит в школах, тончайшее искусство
обобщения, определения становящихся
общественных потребностей в образовании. Это
умелый диалог с гражданскими институтами,
бизнесом для определения реального заказа
общества образованию. Министерство образования,
на наш взгляд, это федеральный институт
образовательной политики прежде всего. Кроме
того, это экономический институт образования.
Центр активнейшего влияния на финансовую жизнь
школы, центр, из которого идут финансовые потоки,
и этими финансовыми потоками министерство и
определяет образовательную политику. Такая
работа стоит дорого, но и кадры нужны
квалифицированные. Экономисты, юристы, крупные
менеджеры.
…Возможна ли кадровая революция в управлении
образованием? Конечно, возможна. Если изменится
само управление. Если ведомство станет
эффективным органом управления образовательной
деятельностью, а не работниками образования.