УЧИТЬСЯ ВИДЕТЬ
Марина МОСКВИНА
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НАШЕГО РЕМЕСЛА
Продолжение. Начало см. в № 35
Не думайте, что я учу вас быть писателем.
Научить этому нельзя. Просто некоторые люди
рождаются со своей песенкой в сердце. Она там
звучит и рвется наружу. Вот это и есть писатель. Я
только могу показать, как ПРИХВАТИТЬ НАТУРУ.
Скорее, это относится не к искусству, а к ремеслу
художника – пишущего, рассказывающего,
показывающего картины Существования. Тут есть
несколько железных правил и одно золотое. Первое
– золотое – провозгласил Сент-Экзюпери:
“Учиться нужно не писать, а видеть!”
Для этого в хорошую погоду я вытаскиваю
вас из аудитории на улицу, и мы идем вместе куда
глаза глядят, и по дороге я показываю такие вещи,
которые вы обязательно прохлопаете ушами. Ранней
весной в старых арбатских переулках мы
заприметили высокое окно. В окно – вы помните? –
смотрел стриженый мальчик. А за его спиной стояла
елка, наряженная, вся в огнях, со шпилем на
верхушке. Еще раз повторяю: была ранняя весна – и
вся эта картина походила на сон.
Мы видим на домах фигуры львов или сирен,
крылатых сфинксов, которых никогда до этого не
замечали. Заглядываем в подъезды, подворотни,
бесстрашно (ведь все мы филологи, говорила Анна
Ахматова), читаем надписи на стенах и заборах.
Кстати, попадаются гениальные! В Колпачном
переулке мелом на каменной ограде запечатлены
великие письмена:
“МИША! Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!
Катя.
И СПАСИБО ЗА ТУ НОЧЬ...”
Был смешной случай. Лариска Горячева
курса два не могла прихватить никакую натуру. О
чем бы она ни бралась написать – одни общие
места, ни одной интересной детали. Ну мы с ней
вдвоем и отправились “на охоту”. Я ей говорю:
“Смотри! Смотри! Гляди, какой пес бежит, – этот
окрас знаешь как называется?” Она: “Как?” Я:
“Соль с перцем! А эта мороженщица – ты заметила?
(было лето) – в валенках стоит! Теперь отвечай –
что смешного в том объявлении на киоске:
“Продавец отошла?”
– Думай, думай, – кричу я ей. – Наблюдай!
Пытаюсь расшевелить.
Тем временем прямо перед нами проезжает
асфальтовый каток. Там сидят два чумазых обалдуя,
и они нам с Лариской, а может, только ей, оба
посылают воздушный поцелуй! Я мгновенно им шлю
ответный. А Лариска застыла, как статуя – никакой
реакции. Я – строго:
– Ты видела, что тебе с асфальтового катка был
послан поцелуй?
– Видела...
– Почему ты на него не ответила – хотя бы
взглядом или улыбкой? Лариска! – Я ей говорю. –
Это наш возлюбленный город! И кругом наши
возлюбленные горожане! Ты должна хоть как-то
соответствовать этой струящейся отовсюду любви!
А тут навстречу нам идет мой дружок, великий
сказочник современности, автор книги “Про
мальчика Лешу, который превращался во
все-все-все!..”, сказок про королей, про лягушку
Пипу, про зайца-путешественника, – Сергей Седов.
Увидев нас, он издалека распахивает объятия – и с
этими вот распахнутыми объятиями неуклонно
надвигается на нас с Лариской. Лариска в ужасе
смотрит на меня, а я молчу – не признаюсь, что это
мой знакомый. Тогда она обреченно, как агнец на
заклание, плетется дальше. Седов самым сердечным
образом обнимает ее, блаженно прикрыв глаза, а
мне говорит:
– Молоденькая! Не то что ты – старая кошелка!
Вскоре после этой прогулки Лариска написала свой
знаменитый рассказ “Канарский воздух”. О том,
как они, отдыхая с семьей на Канарах, присмотрели
там шкаф и привезли его в Москву. Бабушка чуть в
обморок не упала: “Вы с ума сошли! Зачем вы
приперли с Канар этот шкаф?” (Ну что-то вроде того
– я рассказываю, как помню.) А мама с папой
Ларискины отвечают: “Это мы тебе просто привезли
канарский воздух”, – распахнули двери комода, и
оттуда повеяло морем и ветром и послышались
крики чаек.
Способность ясно видеть и проникать в увиденное
– магическая способность, к таким ясно видящим
людям я всегда испытывала благоговейное чувство,
старалась изо всех сил научиться у них, если они
позволяли, – ходила за ними, пыталась поглядеть
вокруг их глазами...
Однажды Юрий Коваль попросил меня написать
предисловие к его книге, которая готовилась
выйти в “Золотой библиотеке” издательства
“Детская литература”. Тогда я попросила его
старшего брата, профессора Бориса Коваля,
рассказать о Юре – мне хотелось побольше узнать
об их детстве. И он рассказал, как вечно поражался
тому, что они с Юрой бегали в одном дворе, ходили в
одну школу, летом отдыхали на одной даче, вид
открывался на каждом шагу один и тот же!.. Но то,
что видел Юра, не видел никто. Он был как фокусник
– ап! – и появляется дивный рассказ
“Картофельная собака”. И все изумлены – ведь
этого Тузика видели тысячу раз, хорошо знали
дядьку Акима Ильича, его мешки с картошкой, но – в
общих чертах, на поверхности. А он, Юра, видел и
Акима Ильича, и Тузика насквозь, он их жарко
любил, он внимал их каждому проявлению, эти
проявления накапливал – в голове или в дневнике
– строго отбирал. Потом это все соединил,
досоздал, дофантазировал, и в итоге:
“– Картошка хорошая! – лукаво кричал Аким Ильич.
– Яблоки, а не картошка. Антоновка! – Тут Аким
Ильич вынул из котелка отваренную картофелину и
мигом содрал с нее мундир, сказавши “Пирожное”...
– Дядь! – кричали издали ребятишки, когда я
прогуливался с Тузиком. – А почему она
картофельная?
В ответ я доставал картофелину и кидал Тузику. Он
ловко, как жонглер, ловил ее на лету и мигом
разгрызал. Крахмальный сок струился по его
кавалерийским усам”.
Спелая, сочная проза рождается у человека с
объемным, ярким видением мира. Как говорил
художник Винсент Ван Гог: “Видеть надо все, как
при свете молнии!” Вот и мы теперь с вами – само
внимание. Мы идем и подмечаем: трещины на
асфальте, крыши домов и облака, отраженные в
лужах, графику облетевших ноябрьских деревьев,
броуновское движение случайных прохожих,
летящих листьев, падающего снега. Каждое
проявление жизни драгоценно для нас – чужое
лицо, звук шагов, походка, взгляд, профиль,
поднятый воротник, пальто, ботинки... Всегда
первым делом смотрите на ботинки: я не устаю
повторять: они вам в с ё скажут о человеке.
Я с ума схожу, когда смотрю на ботинки людей –
особенно в вагоне метро это выглядит колоритно.
Чудовищную нежность я испытываю к носителям
ботинок. Наверно, об этой нежности Денис Батяев в
своем сочинении написал: “Степанова Ленка
считает, что красоты в мире гораздо больше, чем
уродства. А Марина Москвина считает, что уродства
нет вообще”.