ВЗГЛЯД
УЧИТЕЛЬ В МУНДИРЕ
Александр АДАМСКИЙ
Один крупный образовательный чиновник
на вопрос журналиста о том, может ли он
представить себе учителя одетым в мундир,
ответил: почему бы нет?
И речь шла вовсе не о том, что учителей
надо забирать в солдаты, а о том, что учителей
можно строить, так же как и любых других служивых
людей.
А действительно, почему нет?
Почему бы и взаправду не превратить корпус
учителей в полувоенную организацию с четкими
программами, с уставами, а главное – с жестким
подчинением низших чинов высшим.
И это будет гораздо дешевле, чем разношерстная
учительская вольница, среди которой каждый чуть
ли не сам себе Коменский, Выготский или по
крайней мере Мария Монтессори.
– Не может учитель быть автором содержания
образования. Нельзя им доверять серьезные
разработки, авторство, инновации... Им нужны
четкие указания и строгий контроль за
исполнением. Не поощрение многообразия, а
ужесточение оценки качества через утвержденные
правительством процедуры.
Кто такие учителя?
Это цех вольных художников, для которых писан
только один закон – закон собственного
творчества?
Или корпорация чиновников с жесткой иерархией,
без рефлексии и без малейшей возможности
самоопределения и собственного целеполагания?
– А в чем, собственно, проблема? – спросит
читатель. – Какая разница, будет ли учитель
ходить в униформе, как офицер, или будет сам
определять, в каких одеждах и в каком направлении
ему строить свою деятельность?
Проблема здесь есть, и она почти очевидна, но
редко кем признается.
Проблема состоит в том, что развитие страны,
благополучие нации зависят от того, насколько
полностью реализуются способности, и таланты
отдельных граждан. Такой подход к развитию
государства оправдал себя в европейских странах,
он подтверждает свою эффективность в
развивающихся странах.
Теория человеческого капитала – развитие
человеческого ресурса как основное условие
счастливой и благополучной жизни народа.
Противовес этому – доминирование отдельного
класса, или диктатора, или идеологии,
пренебрежение ценностью отдельного человека.
Опыт нашей страны, трагический, кровавый опыт
уничтожения миллионов ради выживания и
"счастья" других миллионов, показывает, что
нивелировка одного приводит к несчастью многих.
И без признания за каждым человеком права
действовать по собственной воле и искать
собственные пути сотрудничества с другими нет ни
развития, ни благополучия.
А воспитать самостоятельную личность в казарме
– невозможно.
Может ли развить мышление ребенка учитель, у
которого не развито собственное мышление?
Может ли воспитать свободного ученика
несвободный учитель? Этот вопрос много лет назад
задавал себе и другим московский директор А.
Тубельский.
Может ли авторитарный учитель воспитать
терпимого к чужому мнению ученика?
Может ли несовременная школа дать современное
образование?
Нет, нет, нет и нет.
Само устройство школы, состояние учителя, его дух
и его свободы – основа образования. Учительская
свобода, развитие учительского мышления и
творчества сегодня во многом являются
содержанием образования.
– Какие вы хитрые, – отвечает на это
ответственный работник органа управления, – а
как этим управлять, как контролировать, а кто
будет отвечать?
И это ключевой вопрос образовательной политики.
Кто будет отвечать?
Экономика и управление в гражданском обществе
подчинены одному правилу – удовлетворению
потребностей граждан.
А происходит это лишь тогда, когда граждане
соприкасаются каждый день именно с тем, кто и
производит для них услугу, и сам же за ее качество
отвечает.
Потому на вопрос: а кто будет за все отвечать? –
ответ и прост, и сложен. Отвечает за все тот, кто
ближе всех к гражданам, к потребителям.
За чистоту улиц отвечает дворник, тогда на улицах
чисто.
За удобство пассажиров – работник аэропорта,
тогда лишь исчезнут крикливые тетки в униформах,
унижающие пассажиров на каждом шагу и появятся
симпатичные заботливые женщины, помогающие мне
лететь, а не мешающие. За образование отвечает
учитель – это его и гражданская ответственность
и профессиональная, только он ее не осознает, ему
не дают ее осознать.
Потому что для этого надо принципиально изменить
систему управления образованием.
Сделать школу бюджетополучателем, а сам бюджет
школы – согласованный с попечительским советом
– проводить отдельной строчкой в муниципальном
или региональном бюджете. А зарплату учителей –
отдельной строчкой в федеральном бюджете.
А отношения граждан и учителей регулировать
договором между ними.
И чтобы выполнение этого договора было главным и
единственным критерием работы школы.
Какие здесь чиновники, какие инспекторы, какой
начальник?
Ребенок в классе имеет дело с учителем, и только
учитель за все отвечает.
А вот если превратить учителей в военизированную
охрану детства – тогда, конечно, за все отвечает
командир подразделения. И министр обороны, то
есть, извините, министр образования.
Вместо массового благополучия мы получим
массовую безответственность.
Зато все будут в мундирах. И, как положено, будут
отдавать старшему начальнику честь, и при
прохождении строем мимо трибуны младший
командир будет командовать:
– Смирно, равнение нале-во!
Ох, не доведет это равнение налево до добра …