УРОКИ ИСТОРИИ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И МЕЦЕНАТСТВО
В ИСТОРИИ РОССИИ
©Е.П.ХОРЬКОВА, 1988
Фрагмент статьи
Преодолевая
сложности исторической судьбы, третье сословие в
России формировало традиции своей среды,
ориентиры одобряемого поведения, сословные
идеалы. Среди этих традиций наиболее заметными
за недолгий срок существования русской
буржуазии сумели стать благотворительность и
меценатство. Благотворительность является одной
из древнейших русских традиций, которая пришла
на Русь вместе с христианством. Аналогичные
этому явлению формы существовали в
мусульманстве и в других религиях. Частная
благотворительность была помощью
сострадательных людей тем, кто переживает
трудности, несчастья, лишения. Добро ближнему
делают многие, в ком есть эта потребность, но у
состоятельных людей всегда больше для этого
возможностей. Среди них известны и такие, кто и
работал-то для того, чтобы эти возможности были.
Достаточно спорным является вопрос: нужно ли
забирать деньги у одних, обеспечивая себе как бы
нетрудовую прибыль, когда деньги делают деньги и
т.д., и раздавать на благотворительные цели в виде
милостыни? Однозначного ответа на этот вопрос
нет. Действительно, с точки зрения оплаты по
труду и некоторых норм морали в такой
благотворительности есть спорные моменты, но
предпринимательство, прибыль, накопление
состояний больших, чем требуется для жизни
человека, – это реальности уже существующие. И
вопрос заключается в том, как сделать их более
цивилизованными.
Осуществлять помощь нуждающимся должны
правительство, общественные организации: их
задача и состоит в том, чтобы нуждающихся в
частной благотворительности не было.
Экономическая политика должна принимать меры,
чтобы вывести труд и хозяйство народа из
неблагоприятных условий.
Правительственные ссуды должны помочь
нуждающимся найти заработки, так как даровые
пособия оказывают деморализующее влияние. И еще
должны быть решены многие вопросы просвещения,
здравоохранения, социального обеспечения.
Государство берет налоги с граждан на эти цели. А
в условиях обобществления производства у людей
забиралось практически все, кроме прожиточного
минимума, вроде бы на полное обеспечение
социальных потребностей людей. Народ теперь мог
рассчитывать в беде только на государство.
Раздача бесплатных обедов
Что же на практике? У государства
никогда не хватает средств на социальные нужды.
Деньги идут на военные расходы, административный
аппарат, грандиозные проекты и памятники, и так
будет всегда. Люди же, не накопившие
собственности и рассчитывающие только на помощь
государства при непредвиденных событиях личной
жизни, стихийных бедствиях, попадают в очень
сложные обстоятельства. Поэтому никто не должен
мешать частным благотворителям проявлять свое
желание помочь попавшим в беду. А такие
запрещения были. Например, было запрещено М.
Горькому организовать, обращаясь к западным
писателям, кампанию помощи голодающим в Поволжье
в 1921 г., не разрешалось американским
благотворительным организациям оказывать
помощь людям продуктами и медикаментами, а во
время голода 1933 г. отправлялись обратно грузы,
посланные европейской общественностью в виде
помощи.
Частная благотворительность, как отмечалось,
имеет глубокие исторические корни в России,
практические навыки такой деятельности
воспитывались в старину. Древнерусское общество,
принимая христианство, с пониманием восприняло
вторую из основных заповедей – о любви к
ближнему. Свое выражение она получила в раздаче
милостыни. Идея милостыни лежала в основании
практического нравоучения, потребность в этом
воспитывалась всеми тогдашними средствами
духовно-нравственной педагогики.
Любить ближнего – это прежде всего накормить
голодного, напоить жаждущего, посетить
заключенного в темнице. Благотворительность
была не столько вспомогательным средством
общественного благоустройства, сколько
необходимым условием личного нравственного
здоровья. Древнерусский благотворитель менее
помышлял о том, чтобы добрым делом поднять
уровень общественного благосостояния, а более о
том, чтобы возвысить уровень собственного
духовного совершенствования. Древняя Русь
понимала и ценила только личную,
непосредственную благотворительность,
подаваемую из руки в руку, втайне от постороннего
взгляда. “В рай входят святой милостыней, –
говорили в старину, – нищий богатым питается, а
богатый нищего молитвой спасается”.
Благотворителю нужно было воочию видеть людскую
нужду, которую он облегчал, чтобы получить
душевную пользу; нуждающийся должен был видеть
своего благодетеля, чтобы знать, за кого
молиться. Как и повсюду в Европе, в Древней Руси
дело призрения бедных находилось в руках Церкви
и особенно монастырей, располагавших обширными
фондами (в том числе благодаря обычаю князей
давать Церкви “десятину” – одну десятую со всех
княжеских доходов). Именно при монастырях
возникали богадельни, бесплатные больницы. Через
Церковь, куда передавали свои пожертвования
доброхоты, благотворительность осуществлялась
фактически до конца XVII в.
Древнерусские цари накануне больших праздников,
рано по утрам, делали тайные выходы в тюрьмы и
богадельни, где из собственных рук раздавали
милостыню арестантам и призреваемым, также
посещали и отдельно живших убогих людей.
Нищенство считалось в Древней Руси не
экономическим бременем для народа, не язвой
общественного порядка, а одним из средств
нравственного воспитания народа. Как живое
орудие душевного спасения, нищий нужен был
древнерусскому человеку во все важные минуты его
личной и семейной жизни, особенно в минуты
печальные. Трудно сказать, в какой степени такой
взгляд на благотворительность содействовал
улучшению древнерусского общества.
Никакими методами социологического изучения
нельзя вычислить, какое количество добра вливала
в людские отношения эта ежедневная, молчаливая
тысячерукая милостыня, насколько она приучила
людей любить человека и отучала бедняка
ненавидеть богатого. Явственнее всего
обнаруживалось значение такой личной милостыни,
когда нужда в благотворительной помощи
вызывалась не горем отдельных несчастливых
людей, а народным бедствием. Природа нашей страны
издавна становилась доброй, но иногда бывала
своенравной матерью своего народа, который,
может быть, сам же и вызывал ее своенравие своим
неумением обращаться с ней. Недороды и неурожаи
были нередки в Древней Руси. Недостаток
экономического общения и административной
распорядительности превращал местные недоборы
продовольствия в голодные бедствия.
Продолжение см. "Управление школы"
№ 37, стр 4 - 13