Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №37/2001

Архив

ВЗГЛЯД

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ

Александр АДАМСКИЙ

Александр Адамский

5–7 октября в Саратове пройдет Вторая Ярмарка социальных и культурных проектов. Это одно из центральных событий гуманитарной жизни страны, на котором встречаются власть и гражданская инициатива в самых разных своих проявлениях.

 

 

 

Приволжский федеральный округ вообще становится своеобразным инкубатором технологий социального, гуманитарного развития, технологий государственного управления, построенного на сотрудничестве гражданских и властных институтов.
Одна из центральных линий в этом мегапроекте социального партнерства – “Образовательная политика”, особо – попечительское движение.
Подробно о том, как будет проходить ярмарка, мы расскажем в следующем номере еженедельника “Управление школой”, а сейчас – о том, как можно строить образовательную политику в рамке социального партнерства. И о том, как можно строить образовательную политику в другой рамке – тотального игнорирования гражданских интересов в области образования.
В рамках ярмарки будет происходить презентация проектов – победителей конкурса с призовым фондом почти в 1 млн. долларов. Открытый конкурс – любая группа или организация, школа, музей, предприятие, даже орган управления могут подать заявку на грант, подать свой проект.
Было несколько направлений: этноконфессиональное, местное самоуправление и другие, в том числе образовательная политика. По этому направлению было подано почти 300 проектов. Победителей оказалось чуть больше двадцати. При этом сумма гранта определялась бюджетом, который в своей заявке указывал разработчик проекта.
Если анализировать тенденции развития образовательной политики по темам представленных проектов, то можно сделать один важный вывод: образование стремится вырваться за свои пределы, стать общественно, социально и экономически значимой силой. Масса проектов, которые соединяют музейное движение и образование, этнографию и школу, сельскую экономику и школу, причем не просто в качестве факультативов, – строят на этих не учебных, но образовательных видах деятельности образовательные программы.
А один из самых ярких и сильных проектов-победителей – проект развития попечительского движения в Приволжском федеральном округе.
В рамках ярмарки будут проходить и “круглые столы” с участием представителей государственной власти.
Будет свой “круглый стол” и в направлении образовательной политики. Впечатляет состав его участников: полномочный представитель президента в Приволжском округе Сергей Кириенко, губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков, ученые, ректоры университетов, депутаты Госдумы Любовь Глебова и Николай Брусникин, предприниматели Владимир Потанин и Михаил Фридман.
Похоже, что в Приволжском федеральном округе все-таки будет сделан шаг от развития сети попечительских советов к становлению гражданского института – движения попечителей.
При этом схема развития попечительства в ПФО складывается такая.
1. Участие попечителей в формировании образовательной программы школы (или другого образовательного учреждения), согласовании образовательной программы и ее бюджета, полной стоимости этой программы.
2. Переговоры попечителей с учредителем образовательного учреждения о том, насколько учредитель может профинансировать эту программу. Определение дефицита бюджетных средств вплоть до подписания протокола о невозможности учредителя профинансировать эту программу полностью.
3. Определение источников покрытия дефицита школьного бюджета или сокращения программы. Решение принимают попечители.
4. И последнее. Попробовать ввести бюджет школы отдельной строкой в муниципальный бюджет. И принять муниципальные нормативы в образовании городским собранием в качестве законов.
Вот такую схему деятельности попечителей пытаются реализовать в проекте “Развитие попечительской деятельности в ПФО”.
А затем создать на уровне округа гражданское объединение попечителей, которое может действовать как институт образовательной политики, т.е. вырабатывать правила игры в образовании и рекомендовать их органам власти.
Отсутствие такого гражданского института в образовании автоматически превращает образование в узковедомственное бесправное учреждение.
И вот последний пример – не в рамках социального партнерства.
В четверг на прошлой неделе в Москве, на заседании Государственной Думы, депутаты отклонили поправку, дающую возможность предоставлять городским учителям отсрочку от призыва в армию. В таких случаях принято говорить: это больше чем преступление, это ошибка. К сожалению, эта ошибка может дорого обойтись стране: ни больше ни меньше как потерей интеллектуального лидерства. От него уже и так мало осталось, а с потерей мужского начала в школьной педагогике вообще ничего не останется.
Вот два образца государственной политики в образовательной области: один – поддержка гражданской инициативы, другой – полное игнорирование потребности школы в учителях-мужчинах. Помните, как раньше говорили: два мира – два детства.
Но мир-то – один. Как вы думаете?

Рейтинг@Mail.ru