ВЗГЛЯД
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ
Александр АДАМСКИЙ
5–7 октября в Саратове пройдет Вторая
Ярмарка социальных и культурных проектов. Это
одно из центральных событий гуманитарной жизни
страны, на котором встречаются власть и
гражданская инициатива в самых разных своих
проявлениях.
Приволжский федеральный округ вообще
становится своеобразным инкубатором технологий
социального, гуманитарного развития, технологий
государственного управления, построенного на
сотрудничестве гражданских и властных
институтов.
Одна из центральных линий в этом мегапроекте
социального партнерства – “Образовательная
политика”, особо – попечительское движение.
Подробно о том, как будет проходить ярмарка, мы
расскажем в следующем номере еженедельника
“Управление школой”, а сейчас – о том, как можно
строить образовательную политику в рамке
социального партнерства. И о том, как можно
строить образовательную политику в другой рамке
– тотального игнорирования гражданских
интересов в области образования.
В рамках ярмарки будет происходить презентация
проектов – победителей конкурса с призовым
фондом почти в 1 млн. долларов. Открытый конкурс –
любая группа или организация, школа, музей,
предприятие, даже орган управления могут подать
заявку на грант, подать свой проект.
Было несколько направлений:
этноконфессиональное, местное самоуправление и
другие, в том числе образовательная политика. По
этому направлению было подано почти 300 проектов.
Победителей оказалось чуть больше двадцати. При
этом сумма гранта определялась бюджетом, который
в своей заявке указывал разработчик проекта.
Если анализировать тенденции развития
образовательной политики по темам
представленных проектов, то можно сделать один
важный вывод: образование стремится вырваться за
свои пределы, стать общественно, социально и
экономически значимой силой. Масса проектов,
которые соединяют музейное движение и
образование, этнографию и школу, сельскую
экономику и школу, причем не просто в качестве
факультативов, – строят на этих не учебных, но
образовательных видах деятельности
образовательные программы.
А один из самых ярких и сильных
проектов-победителей – проект развития
попечительского движения в Приволжском
федеральном округе.
В рамках ярмарки будут проходить и “круглые
столы” с участием представителей
государственной власти.
Будет свой “круглый стол” и в направлении
образовательной политики. Впечатляет состав его
участников: полномочный представитель
президента в Приволжском округе Сергей Кириенко,
губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков,
ученые, ректоры университетов, депутаты Госдумы
Любовь Глебова и Николай Брусникин,
предприниматели Владимир Потанин и Михаил
Фридман.
Похоже, что в Приволжском федеральном округе
все-таки будет сделан шаг от развития сети
попечительских советов к становлению
гражданского института – движения попечителей.
При этом схема развития попечительства в ПФО
складывается такая.
1. Участие попечителей в формировании
образовательной программы школы (или другого
образовательного учреждения), согласовании
образовательной программы и ее бюджета, полной
стоимости этой программы.
2. Переговоры попечителей с учредителем
образовательного учреждения о том, насколько
учредитель может профинансировать эту
программу. Определение дефицита бюджетных
средств вплоть до подписания протокола о
невозможности учредителя профинансировать эту
программу полностью.
3. Определение источников покрытия дефицита
школьного бюджета или сокращения программы.
Решение принимают попечители.
4. И последнее. Попробовать ввести бюджет школы
отдельной строкой в муниципальный бюджет. И
принять муниципальные нормативы в образовании
городским собранием в качестве законов.
Вот такую схему деятельности попечителей
пытаются реализовать в проекте “Развитие
попечительской деятельности в ПФО”.
А затем создать на уровне округа гражданское
объединение попечителей, которое может
действовать как институт образовательной
политики, т.е. вырабатывать правила игры в
образовании и рекомендовать их органам власти.
Отсутствие такого гражданского института в
образовании автоматически превращает
образование в узковедомственное бесправное
учреждение.
И вот последний пример – не в рамках социального
партнерства.
В четверг на прошлой неделе в Москве, на
заседании Государственной Думы, депутаты
отклонили поправку, дающую возможность
предоставлять городским учителям отсрочку от
призыва в армию. В таких случаях принято
говорить: это больше чем преступление, это
ошибка. К сожалению, эта ошибка может дорого
обойтись стране: ни больше ни меньше как потерей
интеллектуального лидерства. От него уже и так
мало осталось, а с потерей мужского начала в
школьной педагогике вообще ничего не останется.
Вот два образца государственной политики в
образовательной области: один – поддержка
гражданской инициативы, другой – полное
игнорирование потребности школы в
учителях-мужчинах. Помните, как раньше говорили:
два мира – два детства.
Но мир-то – один. Как вы думаете?