ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ДВА БЕСПЛОДНЫХ ДОКЛАДА НА ОДНУ ТЕМУ
Милослав БАЛАБАН
Интересно отметить, что независимо от
очень многих политических и финансовых различий
в российской и британской класс-школе их судьба
очень похожа. Их объединяет чиновничья идеология
силового образования. Это глубинное единство
заставляет обеспечить успешное “прохождение
программы” всеми без исключения учениками, а
всех чиновников – составлять абсолютно похожие
планы развития образования. В России это новый
доклад на Госсовете, а в Великобритании – White Paper
(“Белый доклад”), которые появились в печати
почти одновременно – в начале сентября 2001 г.
Необходимость планировать пакетную (однородную)
обработку всего поступающего в школу
контингента по единой программе понуждает
российских и английских чиновников изобретать
одни и те же нововведения.
Вот как это светлое будущее звучит в российском
докладе.
Необходимыми условиями достижения
нового, современного качества общего
образования являются:
– законодательное закрепление
продолжительности школьного образования,
включая продолжительность обучения на каждой
его ступени (при этом на перспективу необходимо
разрабатывать новые модели структуры школы, в
том числе с существенным увеличением
продолжительности начального образования);
введение рамочного государственного стандарта
общего образования и вариативного базисного
учебного плана, позволяющего учитывать
особенности регионов и возможности
образовательных учреждений;
– оптимизация учебной, психологической и
физической нагрузки, создание в образовательных
учреждениях условий для сохранения и укрепления
здоровья обучающихся, в том числе за счет: а)
реальной разгрузки содержания общего
образования; б) использования эффективных
методов обучения; в) повышения удельного веса и
качества занятий физической культурой; г)
организации мониторинга состояния здоровья
детей и молодежи; д) улучшения организации
питания обучающихся в образовательных
учреждениях; е) рационализации досуговой
деятельности, каникулярного времени и летнего
отдыха обучающихся;
– личностная ориентированность, дифференциация
и индивидуализация образования при обеспечении
государственных образовательных стандартов –
на основе многообразия образовательных
учреждений и вариативности образовательных
программ;
– введение профильного обучения в старшей школе,
отработка гибкой системы профилей и кооперации
старшей ступени школы с учреждениями начального,
среднего и высшего профессионального
образования;
– усиление роли дисциплин, обеспечивающих
успешную социализацию учащихся и их включение в
трудовые отношения – социально-гуманитарный
цикл (экономика, право и др.), всеобщая
компьютерная грамотность, русский, родной и
иностранные языки, профессиональная ориентация
и предпрофессиональная подготовка; обеспечение
знания выпускниками средней школы на уровне
функциональной грамотности как минимум одного
иностранного языка; введение обязательного
экзамена по иностранному языку за курс средней
школы и обязательного экзамена по
информационным технологиям за курс основной
школы;
– отработка различных механизмов
реструктуризации основной и старшей ступеней
сельской школы (при сохранении и поддержке
малокомплектных школ и обеспечении в каждом
населенном пункте условий для реализации
программ дошкольного и начального образования;
создание образовательных и социокультурных
комплексов, учебно-консультационных пунктов,
организация системы “школьных автобусов”,
развитие дистанционного образования и др.);
– расширение возможностей получения
бесплатного дополнительного образования, а
также государственной поддержки школ для
одаренных детей;
– государственная поддержка образовательных
учреждений, ведущих инновационную деятельность,
как опорных площадок процесса модернизации
образования;
– создание общенациональной
государственно-общественной системы оценки
качества образования, независимой от органов
управления образованием, которая должна стать
действенным и надежным инструментом повышения
качества, а также эффективности и
ответственности образовательной деятельности,
предоставить государству и гражданам
объективную информацию о достоинствах и
недостатках конкретных звеньев образовательной
системы.
Основная цель общего среднего образования –
подготовка разносторонне развитой личности
гражданина, ориентированной в традициях
отечественной и мировой культуры, в современной
системе ценностей и потребностях современной
жизни, способной к активной социальной адаптации
в обществе и самостоятельному жизненному выбору,
к началу трудовой деятельности и продолжению
профессионального образования, к
самообразованию и самосовершенствованию.
Легко заметить, что доклад британского министра
образования содержит такие же обещания.
1. Расширение разнообразия школ и
предметов, чтобы каждый ученик мог удовлетворить
свои нужды. (Наши власти обещают то же самое.)
2. Предполагается расширение сети спецшкол,
причем специализация любой желающей этого школы
будет поддержана властями. К 2005 году
предполагается открыть 1500 спецшкол.
В Англии уже считают такую политику властей
опасной для детей, которые по своему складу не
подходят для специализации, выбранной в
ближайшей школе. С другой стороны, все ученики
“неспециализированных” школ оказываются в
худшем положении: деньги будут уходить на
развитие спецшкол.
Итак, добавляя пару новых спецпредметов (по
вычислительной математике) к уже существующим
специализациям в науке, технике и бизнесе,
предполагается резко снизить засилье бюрократии
в школе. (Примерно на то же самое надеется и наше
министерство.)
3. Предполагается резко увеличить количество
“показательных” школ, где можно было бы
устроить повышение квалификации в каждом районе.
При этом предполагается, что “хорошим” школам
будет дано больше свобод в деле дальнейшего
повышения качества не только у себя, но и в
соседних школах. Этому “распространению
передового опыта” будут содействовать новые
управленческие подразделения при местных
отделах просвещения. Они будут присваивать
некоторым школам официальный статус
“показательной” школы в том или ином плане.
4. Еще одна большая программа будет заниматься
тем, чтобы ликвидировать барьеры между школами и
обеспечить их более тесное сотрудничество на
основе “дерегуляции” – т.е. либерализации
работы школьной администрации. Школы смогут не
только объединяться в “семьи”, но и работать с
другими партнерами, если все это будет вести к
повышению качества и позволит каждому ученику
полностью развить свои способности.
А ведь такое повышение качества
означает лишь одно – увеличение количества
учеников, которые сдают больше экзаменов. Это
отразится отрицательно как на учениках,
“повысивших” свое качество (на них ляжет больше
школьной нагрузки), так и на тех, кто не повысил
свой стандарт, – они теперь окажутся в отстающих.
Проведенный анализ демонстрирует не столько
отсутствие каких-либо существенных различий в
составе двух “реформ” и не столько единую
природу массового образования, организованного
по классно-урочной системе, сколько бесплодность
всех попыток провести какую-то значимую их
модификацию. Можно дополнить этот анализ
историческим экскурсом и вспомнить, что те же
самые проблемы пытались решить все видные
реформаторы еще позапрошлого века – от Бисмарка
в Германии до Толстого в России. Отсюда вывод:
нужно менять саму систему казенной класс-школы
на другую, более либеральную систему
образования. Одна из таких систем –
“парк-школа”, где вместо замкнутых классов,
уроков и предметов действуют открытые студии,
которая позволяет решить все перечисленные
проблемы гораздо более экономным путем. Но
вросшая в нашу (и всю европейскую) культуру
чиновная монополия класс-школы устанавливает
свои правила игры уже на правительственном
уровне, что позволяет ей постоянно создавать не
только “трудности”, но и настоящие КРИЗИСЫ в
образовании, чтобы затем их столь же успешно и
даже героически преодолевать.