Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №35/2001

Архив

ВЗГЛЯД

ПЕДАГОГИКА АНТИТЕРРОРА

Александр АДАМСКИЙ

Александр Адамский

Дети всего мира видели, как 11 сентября неизвестные (до сих пор) бандиты убили тысячи людей. Ужасающие кадры в телевизоре, на которых люди машут платками из дымящихся окон здания Всемирного торгового центра на Манхэттене, а затем на наших глазах исчезают в клубах огня и дыма складывающегося внутрь огромного дома... И в его обломках умирают люди, многие из которых, если не все, так и не поняли до конца, что произошло и кто совершил все это.

 

Уже сотни историй рассказывают и по телевидению, и в газетах, и дети отыскивают в Интернете невероятные и ужасные случаи. Как жена позвонила мужу из самолета, летящего к Вашингтону, и попрощалась с ним. Как сын позвонил из горящего небоскреба отцу, бывшему пожарному, и кричал: “Что делать?” Отец посоветовал бежать на крышу, потому что оттуда могут снять вертолеты, а крыша оказалась таким же опасным местом и обвалилась...
Сегодня, как передает CNN, весь Нью-Йорк обвешан белыми листками с описанием пропавших без вести родственников и друзей, люди ищут друг друга – с надеждой или уже без нее... Счет погибших идет на сотни, а пропавших – на тысячи.
Произошла непоправимая трагедия, которая перевернула обычные представления о жизни и смерти, о благополучии и счастье, о том, на что способны люди и что может выдержать человек.
Кроме горя и страданий, кроме военной угрозы, кроме экономического удара, есть еще одна сторона этой трагедии, пока не ставшая центральной, но, уверен, именно эта сторона несчастья станет причиной многих бед в будущем. Не в таком отдаленном будущем.
Кроме смерти людей, есть еще педагогическая трагедия: обрушились все основания нормального отношения взрослых и детей. Мы не смогли ИХ защитить, и они теперь не надеются на НАС.
Я остро ощутил в ночь на 12 сентября, что значит шекспировское “порвалась связь времен”. Вот в этот самый момент, когда люди еще продолжали махать белыми платками, моля о помощи, а крыша небоскреба уже падала вниз, увлекая за собой нижние этажи, ломая и убивая всех, – в этот самый момент пропасть между нашими детьми и нами становилась непреодолимой.
...Разделение людей на белых и черных, евреев и русских, мусульман и христиан, даже на богатых и бедных – все это важные разделения, они играют существенную роль в нашей жизни, но они все-таки вторичные.
Есть разделение, которого никто не замечает, потому что к нему привыкаешь с рождения, его несешь в себе, и это единственное разделение, переход через которое проживает каждый человек. Это разделение между детством и взрослой жизнью.
Этот разрыв нельзя преодолеть в одиночку. Ребенок не станет взрослым без другого, взрослого. Потеря доверия к взрослым – это случалось в истории, и не раз, – приводит к появлению так называемого “потерянного поколения”. Потерянного поколения – в том смысле, что вырастет поколение, не перенявшее ориентиров порядочной жизни. Добро и зло, счастье и горе, справедливость, честь, любовь, преданность, идеалы, вера... – все вдруг обрушилось. Огромный самолет, начиненный человеческими жизнями, врезался в мост, соединяющий поколения, и сжег этот мост почти дотла.
И как теперь восстановить эту связь?
Я знаю, что очень многие учителя в России не смогли – не хватило сил – собрать на следующий день после трагедии детей и провести с ними беседу о том, что произошло.
Но я знаю нескольких директоров, которые совершили педагогический подвиг, все-таки вышли к ребятам и, несмотря на всю боль и страх, посмотрели им в глаза и приняли часть их переживаний на себя.
11 сентября 2001 года традиционная педагогика взрослых указаний, как детям жить, умерла.
Сегодня нелепо разыгрывать перед нашими учениками роль менторов, которые знают все правила жизни и готовы экзаменовать своих учеников.
Похоже, сейчас главная задача – успокоить детей. Российские дети напуганы войной в Америке. Они понимают, что современный мир – маленький и беззащитный, а взрослые так беспомощны, что угроза великой войны есть и она не так мала, как хотелось бы.
Если мы действительно учителя и действительно управляем школой, мы сможем успокоить детей, вселить в них веру в жизнь. А уж потом научить чему сможем.
Случилось страшное. Дети испуганы. Успокойте детей.
Наверное, такое же ощущение было у советских людей 22 июня 1941 года: “Киев бомбили...” Мир стал таким маленьким, что Нью-Йорк и Киев, Красноярск и Ижевск почти рядом. Но мы-то живем в России, у нас свои угрозы и свои, как теперь говорят, вызовы. И я полагаю, что если в одном из этих городов появились бандиты, если они нам угрожают, то и отпор надо давать всем вместе. Для меня нет вопроса – участвовать или нет России в акции возмездия, если, конечно, враг определен точно. Мы должны действовать вместе и жестко – чтобы не только выжить, но и успокоить детей.
Так – победим.

Рейтинг@Mail.ru