Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №34/2001

Архив

ОПЫТ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Валентин ЖЕБРОВСКИЙ:

МЫ И ЕСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОЛИТИКИ

С Валентином Витальевичем Жебровским мы познакомились в Ижевске накануне нового учебного года. Он один из самых влиятельных хозяйственников Удмуртии, генеральный директор объединения "Буммаш", сверхприбыльного предприятия, работающего как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Кроме того, Валентин Жебровский – председатель попечительского совета Удмуртского государственного университета и депутат Государственного собрания Республики Удмуртия.

Наш разговор начался утром в кабинете В. Жебровского на Буммаше, затем продолжился в кабинете премьер-министра Республики Удмуртия Юрия Петкевича, а вечером, уже в неформальной обстановке, в одном из тихих ресторанчиков Ижевска, куда Валентин Витальевич пригласил нас на ужин.
Из всех разговоров в течение этого дня, затем из переписки по электронной почте и телефонных разговоров я составил запись одной беседы, которую и предлагаю нашему читателю.
Для меня было важным убедиться в том, что попечители становятся образовательными политиками. Валентин Жебровский меня в этом убедил. И не только меня.
… Наш еженедельник много писал о том, что попечителями должны становиться влиятельные, успешные и по возможности богатые люди. А когда именно такой человек оказался активным сторонником попечительского движения, вдруг мне самому захотелось спросить:
– А зачем вам это нужно?
Валентин Жебровский: Честно говоря, я стал попечителем по инерции, продолжая линию советского времени. Помните, мы были и шефами школ и университета, и базовыми предприятиями, и вообще если образованию не помогать, то и партбилет можно было на стол положить. Надо сказать, советская хозяйственно-социальная машина внешним образом очень напоминала то, что мы сегодня пытаемся восстановить. Это и вводит многих в заблуждение. Пытаемся наладить попечительство, а нам говорят: не рушили бы старое, не было бы необходимости сейчас латать многие дыры. Но я твердо убежден, что советская система образования в своем хозяйственном, экономическом укладе была обречена на нищету. И на самом деле советская школа никогда не жила в достатке. Зарплаты учителей были нищенскими, и школы строились по самому дешевому варианту. А ремонтировались так, чтобы только трещины закрасить и фасад обновить. Таким образом, одна неэффективная система школьного хозяйствования сменила другую. Была сверхцентрализованная система распределения согласно фондам и жесткому планированию, а потом в одночасье эта же система децентрализовалась, и вдруг все решили, что вместо Москвы или областного центра школу будет обеспечивать всем необходимым город или район. Откуда? Да опять же из центра! То есть система школьного хозяйствования не изменилась, только стала более громоздкой и затратной. Общий экономический кризис довершил дело: иссяк и сам денежный поток, и более запутанным стал маршрут его прохождения. Образовательные менеджеры не в состоянии изменить ситуацию: они подневольны и делают то, что начальство скажет. Поэтому нужны попечители, эффективные хозяйственники, которые свой успешный опыт перенесли бы в социальную, бюджетную сферу.
Александр Адамский: Нам часто говорят, что серьезные люди в попечители не пойдут, они слишком заняты – деньги делать надо и на большую политику влиять.
В.Ж.: Правильно. И деньги делать надо, иначе рабочих мест не будет, и в бюджете средств не будет, на образование, например. Чем развитее бизнес, тем лучше люди живут, сейчас, по-моему, это ясно даже бывшим борцам за классовую справедливость. Я вообще считаю, что справедливость не бывает классовой или буржуазной, она либо есть – человеческая, либо ее нет – никакой. А когда один класс, пусть пролетариат, принуждает другой класс, буржуазию или крестьян, поступать против своей воли…
А.А.: Вы считаете, равенство невозможно?
В.Ж.: Это не только я, это и Бердяев доказывал, когда размышлял на тему русского коммунизма. Равноправие – необходимо. Равенство – это вредная утопия, которая заканчивается кровью. Равные права достигаются не с булыжником в руках, а с книжкой на парте и компьютером на рабочем столе. Если мы не хотим революций, надо строить очень выверенную общественно-государственную политику в области образования.
А.А.: Что значит "очень выверенную"?
В.Ж.: Это значит, что образовательная политика, с моей точки зрения, должна строиться на основе соблюдения интересов разных гражданских групп. В этом смысле государственная образовательная политика – это политика предоставления возможностей человеку получить образование и в то же время поддержка перспективных направлений, в которых государство заинтересовано. Второе мы научились делать.
А.А.: Что вы имеете в виду?
В.Ж.: Федеральные программы "Электронная Россия" и "Информационная образовательная среда". Государство явно стремится через школу войти в цивилизованный электронно-цифровой мир. При этом понятно, что взрослые будут входить долго и неизвестно чем дело кончится. Моисей, как известно, сорок лет водил евреев по пустыне, и все-таки люди пытались вернуться в Египет, где усиливалось рабство, зато скудная пища была гарантирована. Дети же быстро освоятся в электронном мире, и через пять-семь лет вся инфраструктура производства, управления, даже наш быт изменятся неузнаваемо. Это и станет образовательным результатом информатизации школы, а достигнут он будет государственным решением в области образовательной политики. Наша деятельность как попечителей во многом должна быть направлена на то, чтобы предлагать государству направления в развитии образования.
А.А.: У вас уже есть такой опыт?
В.Ж.: Есть. По нашей инициативе в Удмуртском государственном университете открыли подготовку специалистов в нефтяной отрасли. И надо было доказывать во многих инстанциях, что такая специальность нужна республике, что наш университет может решить эту задачу. Но сама система государственного регулирования направлений подготовки специалистов, я считаю, устарела. Она не соответствует быстрым изменениям в потребностях и рынка, и производства. Мы, например, возим рабочих из Воткинска, а могли бы их обучать в Ижевске. Но для этого необходимо пройти массу бюрократических процедур. Зато в самом Ижевске выпускают специалистов, которые не могут найти хорошо оплачиваемую работу по специальности. Я уверен, что не чиновники, а именно попечители – руководители крупных предприятий могли бы сыграть главную роль в определении стратегических направлений развития профессионального образования.
А.А.: А в средней школе какова роль попечителей?
В.Ж.: Я сторонник той концепции попечительства, которая строится на расширении влияния попечительства на образовательную политику. Действительно, попечительство может стать гражданским институтом, своего рода общественной корпорацией, которая будет высказываться как заказчик по отношению к образованию. Все говорят: образованию нужен социальный заказ. А кто его будет формулировать? Министерство образования? Но это – государственный орган управления, в его функции входит анализ и формулирование государственных интересов в образовании. К сожалению, развитых общественных объединений деятелей образования – нет, активно действующих ассоциаций родителей – тоже нет. А вот попечительство как-то начинает объединять людей – наверное, здесь немаловажную роль сыграла историческая российская традиция попечительства, благотворительности.
А.А.: Каким вы видите развитие попечительства?
В.Ж.: Прежде всего надо не допустить организацию попечительских советов ради отчетности. Как только попечительство станет графой в отчете чиновников, эта деятельность перестанет быть почетной и престижной. Далее. Сейчас наша задача – создание региональных попечительских союзов, ассоциаций. Первого сентября мы провели в Ижевске большой "круглый стол" по проблемам попечительства. Его открыл и вел президент Республики Удмуртия Александр Волков, принимала участие вице-спикер Государственной Думы РФ Ирина Хакамада, и были все директора крупных предприятий, самые влиятельные, известные и богатые люди республики. Мы обсуждали роль попечительства в образовательной политике. Обсуждался и вопрос о создании в Удмуртии движения попечительства. Решили, что будем объединяться.
А.А.: Чем такое движение будет заниматься?
В.Ж.: Прежде всего надо сформулировать нашу ясную позицию по отношению к самым болезненным вопросам современной российской образовательной политики. Ни губернаторы на Государственном совете, ни сам президент окончательно не определились, нужна нам двенадцатилетка или нет. Решили экспериментировать. Мы хотим понять: детям Удмуртии такой эксперимент нужен или нет? И с другими вопросами также: единый экзамен, финансовый норматив, школа как юридическое лицо, зарплата учителя. Президент Республики Удмуртия высказал явную потребность власти в том, чтобы у нее был серьезный общественный партнер по вопросам образовательной политики.
А.А.: А как вы планируете развивать само попечительство?
В.Ж.: Ваша газета много раз писала о том, что попечительство может быть выгодным. Действительно, может и должно, но для этого необходимо разработать серьезные экономические условия. Самым простым ходом является предоставление льгот. Мы будем работать над системным механизмом поощрения попечительства и благотворительности. Кроме того, имеет смысл законодательно закрепить роль попечителей в управлении образованием. Механизм принятия решения в области образования может быть изменен таким образом, чтобы мнение попечителей учитывалось не только по доброй воле чиновников, а в обязательном порядке.
А.А.: Каков ваш следующий шаг?
В.Ж.:
5-7 октября в Саратове состоится Ярмарка социальных инициатив Приволжского федерального округа. Там будут два "круглых стола" – "Развитие попечительства" и "Экономика образования". Мы хотим там участвовать и предложить некоторые механизмы общественного участия в образовательной политике.
А.А.: Кто еще будет участником этих "круглых столов"?
В.Ж.:
Ярмарка проводится по инициативе Сергея Кириенко, полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, поэтому его участие в "круглых столах" обязательно. Кроме того, будут губернаторы нашего округа и приглашены главы других регионов, представители социально активного бизнеса, политики, деятели культуры и науки. Если Президент В.Путин посетит ярмарку, то один из "круглых столов" пройдет с его участием. Это еще раз продемонстрирует потребность власти в серьезном партнере в области образовательной политики.
А.А.: Валентин Витальевич, благодарю вас за этот разговор и желаю успехов в развитии попечительства.
В.Ж.:
Спасибо вам, и надеемся на сотрудничество.

Наша газета будет информировать читателей о том, как происходит становление в Удмуртии движения попечителей.

Беседовал
Александр АДАМСКИЙ

Рейтинг@Mail.ru